С чего начать онбординг персонала: три вещи, которые лучше сделать заранее
Как ввести новичков в курс дела? Рассказывать им про ценности компании? А платформы для адаптации — это очень дорого? Объясняет владелец HR-агентства.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/4d9/4d9ff2c36b30cec2314fa88bee17867c/c462ebdb58b9f9091122dbde2d733306.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/4d9/4d9ff2c36b30cec2314fa88bee17867c/c462ebdb58b9f9091122dbde2d733306.png)
Viorel Sima / Shutterstock / Colowgee для Skillbox
Почему онбординг бывает разным
Стратегии адаптации персонала разного уровня отличаются друг от друга. Онбординг линейного сотрудника, например оператора call-центра или менеджера по продажам, — это одна задача, руководителя отдела продаж — другая, более сложная, адаптация нового директора по продажам или генерального директора — третья.
Имеет значение и масштаб компании: в микробизнесе об адаптации мало кто задумывается, в малом бизнесе о ней «кто-то слышал», в среднем она уже стала нормой, а в крупном — обязательным этапом, не пройдя который сотрудники не приступают к работе.
Далее я расскажу о том, какие варианты адаптации существуют, когда лучше её начинать и с чего именно. Опираться буду на опыт клиентов UP business. Среди них есть как крупные банки и IT-компании, так и бизнес поменьше. За проектами по адаптации к нам обращаются часто, поэтому мы на собственном опыте изучили несколько вариантов таких программ и собрали обратную связь от сотрудников и соискателей. Разберём самые эффективные инструменты.
Шаг №1
Письмо новым сотрудникам
Зачем писать письмо
Перед тем как сотрудник выйдет на работу, ему нужно объяснить, куда именно он идёт и с чем может столкнуться. Ещё надо рассказать, откуда компания взялась, чем она занимается, кто её клиенты, какие услуги она им оказывает, какие продукты продаёт, к чему стремится и зачем вообще всё это нужно.
Чем дольше существует компания, тем больше накапливается важных историй, ограничений и деталей. Они могут быть связаны с конкретным департаментом или филиалом, с интересами собственников бизнеса. Чтобы на разных уровнях коммуникации не возникало противоречий, а сотрудники не чувствовали себя брошенными, нужно отправить им письмо с документом, где будут перечислены основные вводные. У нас он называется «Ввод в работу/внедрение/адаптация/старт», чтобы его можно было найти по любому из ключевых слов.
Это не панацея, но новому сотруднику будет как минимум полезно заранее узнать правила общения с коллегами и клиентами — так проще включиться в работу.
Что должно быть в документе
Традиционно там пишут про миссию, ценности и принципы компании. Все об этом слышали, но я за годы работы в HR видел только одну организацию, в которой люди действительно знают принципы, — это банк «Точка». Во всех остальных компаниях, с которыми мы работали, миссию и ценности могут назвать максимум три человека в правлении.
![](/upload/setka_images/12325002072021_7128ce19bb57f3d5f4d736463563a067e6945e73.jpg)
Лучше подумать о другом. Собственник создавал компанию с какой-то целью, и в ходе работы компания обросла принципами принятия решений и правилами коммуникации внутри коллектива. Именно об этом нужно рассказать новым сотрудникам: «Ребята, мы работаем вот так, оргструктура у нас такая, решения принимаются так, сюда мы идём, а туда нет. Такое мы принимаем, а такое ни в коем случае. Пожелания клиентов выполняем вот так или вот так».
Как его составить
Формулируйте так, чтобы вас понял подросток лет пятнадцати. Представьте, что сын или племянник вашего друга вдруг пришёл к вам на работу и вы ему объясняете, почему делаете так, а не иначе. Язык, которым мы говорим с младшими, максимально понятный, тональность общения — дружелюбная. Этот подход можно использовать и при подготовке других документов.
Важно, чтобы сотрудники периодически задавались вопросом, зачем они делают то, что делают. Но если просто написать в письме готовый ответ на этот вопрос, сотрудникам придётся принимать его на веру. Ждать от них безусловного доверия с первого дня наивно. Поэтому каждый тезис, который вы приводите, обязательно подкрепляйте ответом на вопрос «Зачем это надо» или «Почему это важно».
В каждой компании есть устойчивые речевые обороты, которые сотрудники регулярно используют. Чтобы новички правильно понимали эти слова, важно объяснить их значение с самого начала.
![](/upload/setka_images/12325102072021_3c1591fdd99ef5e53f8f623a1d12a96785143522.jpg)
Получившийся текст не должен быть большим. Если он растянут на 48 страниц, то пользоваться им невозможно. Ни один человек не сможет найти там нужную информацию, не зная документ наизусть. А знать его будете только вы.
Ориентируйтесь на 10–15 страниц. Это максимум, который люди могут воспринять. В итоге у вас должно получиться тонкое и понятное руководство к действию, написанное максимально простым языком, но при этом красиво сделанное.
Для каждого блока должностей нужен свой адаптационный документ. Писать его с нуля не нужно. Достаточно сформулировать единый блок общей информации, а деталями он будет обрастать в зависимости от направления или департамента.
Не пытайтесь прописать всё. Часть информации вполне можно донести до новичка устно, если его должность не подразумевает регулярной смены кадров. Если же должность как пуля в обойме (например, менеджер по продажам), то стоит автоматизировать адаптацию.
Что приложить к письму
Дополните основной документ проверенными инструментами, которые будут полезны сотрудникам. Например, порекомендуйте книги, в которых вы уверены. Набор книг будет разным для разных должностей.
Шаг №2
Видеообращение к сотрудникам
Зачем оно нужно
Видеоролик — это следующий уровень автоматизации. Записав его, вы повысите качество онбординга в компании. Видеообращения уже записывают во многих крупных организациях. Например, в Deloitte и Atlassian. Обычно в ролике рассказывают, чем компания занимается, кто её собственник, почему там стоит работать.
Выслать такое обращение кандидату можно перед собеседованием. Оно поможет сориентироваться и понять, подходит ли ему работодатель. То есть ролик — это первый элемент программы адаптации, который встречает потенциального сотрудника ещё до выхода на работу.
Как записать ролик
Главный совет — не тратьте на ролик слишком много времени и ресурсов. Его можно записать даже на смартфон. Специальная подготовка не нужна. Мы в UP business взяли свой питч, который готовили к выступлению перед инвесторами в Сколково, немного переделали его, чуть-чуть сократили, чтобы уложиться в 3–5 минут, и быстро записали в формате видеопрезентации.
Шаг №3
Обучающие платформы
Зачем они нужны
Чтобы онбординг был ещё более эффективным, можно интегрировать видеообращение и текстовый гайд для новичков в автоматизированную систему обучения. Для этого прежде всего нужно выбрать платформу.
Мы используем Pyrus. Это система для управления бизнес-процессами, но для онбординга она тоже подходит. На этой платформе сотрудник получает необходимые доступы, читает регламенты, проходит обучение и по его итогам отвечает на тестовые вопросы.
Я также видел рабочие инструменты по адаптации на обучающих платформах GetCourse и «АнтиТренинги». Присмотритесь к ним, если вы выводите сразу много сотрудников и в вашей компании есть готовая система обучения с видеороликами, домашними заданиями и тестами.
Сколько стоит платформа для онбординга
Все перечисленные выше решения платные:
- Pyrus: бесплатно первые 100 задач, далее от 279 рублей за пользователя в месяц.
- «АнтиТренинги»: 1500 рублей в месяц за 2000 пользователей и 30 активных учеников.
- GetCourse: 4400 рублей за 1000 пользователей.
Можно организовать адаптацию в любой системе проектного менеджмента, в том числе условно-бесплатных — вроде Asana, Trello или Wrike. Но профессиональные инструменты для обучения всё же удобнее.
Когда онбординг не нужен
Когда можно не заморачиваться над адаптацией:
- Штат вашей компании меньше 25 сотрудников.
- Вы не планируете расширять его в этом году.
- У вас нет должностей с текучестью более 20% в год.
Когда адаптация необходима:
- Штат больше 25 человек.
- Планируете нанять 10–15 или даже 100 человек за год.
- Есть должности с высокой текучестью кадров.
Итого: если вы пришли к адаптации, это здорово. Присмотритесь к инструментам, о которых шла речь выше.