P2M, или управление проектами по-японски
Стандарт управления — это набор рекомендаций и советов, на которые опираются команды при работе над проектами.
vlada_maestro / shutterstock
В США при работе над проектами используется PMBOK, а в Японии — P2M.
P2M, или Program and Project Management for Enterprise Innovation — это стандарт управления инновационными проектами, который поддерживает и развивает Японская ассоциация PMAJ.
Кроме P2M, который концентрируется на ценностях проекта, есть и другие стандарты управления, например, PMBOK отвечает за процессы, а ICB — за компетенции руководителя проектов.
Что важно знать о стандарте P2M
P2M — свод знаний, который основан на культурных традициях, философии Японии и опыте японских предприятий в области управления проектами. Вот что важно знать, если вы используете его в работе.
Миссия и ценности
Обычно перед началом проекта нужно определить его цель и ответить на вопрос «зачем». В P2M на этом этапе выясняют миссию проекта для компании, а потом определяют цели и задачи. Для этого задают вопрос: что получит компания при успешном завершении проекта?
Цели проекта по P2M — создавать ценности, инновации и выполнять миссию компании. То есть мало просто создать продукт или услугу, нужно еще проверить, как результат повлияет на компанию.
По ходу проекта менеджер и команда следят за тем, что получается. Для этого задают себе вопрос: соответствует ли настоящий результат изначальным ценностям и миссии проекта? Если да — продолжают работать по плану. Если нет — выясняют, в чем расхождения и как это исправить.
Команда проекта
Для стандарта P2M важно единство команды. Менеджер должен создать единое ментальное пространство, по-японски — «Ба», чтобы сотрудники опирались на единые ценности и цели и вместе работали над улучшением процессов.
Команда, которая работает по стандарту P2M: концентрируется на создании ценности, постоянно улучшает процессы и ищет нестандартные решения проблем, использует полученный опыт для развития.
Области знаний и компетенции менеджера
Управление проектом по стандарту P2M делится на области знаний, как и в PMBOK, а менеджер контролирует эти направления.
- Управляет стратегией.
- Управляет финансированием и стоимостью проекта.
- Организует управление проектом.
- Управляет целями и системами проекта.
- Управляет ресурсами и рисками проекта.
- Управляет информационными технологиями проекта.
- Управляет отношениями в команде и коммуникациями на проекте.
Как и у PMBOK, у P2M есть своя система сертификации в несколько уровней, где специалистов оценивают по разным критериям. Экзамены проводит центр сертификации — Project Management Professionals Certification Center (PMCC).
Согласно P2M, менеджер проекта не просто создает команду, распределяет ресурсы и организует работу, а обладает следующими компетенциями.
Менеджер проекта по стандарту P2M
- Мыслит целостно и стратегически.
- Лидер, ведет за собой команду.
- Умеет планировать и выполнять план.
- Умеет общаться с разными людьми.
- Всегда нацелен на результат.
- Учитывает ограничения и риски проекта.
- Использует только те инструменты, которые соответствуют этическим и социальным нормам компании.
Заключение
Мы рассказали про основы, которые нужно знать о стандарте управления P2M. Можно остановиться на этом или продолжить вникать в тему, чтобы использовать его в работе. Прочитайте книгу о P2M и официальный гид.
Также мы готовим:
- Статью, чтобы не путать стандарт и методологию управления.
- Статью о профессиональных сертификатах для менеджера.
- Статью про PMBOK, чтобы сравнить стандарты.
Если хотите не только читать про стандарты и методологии, но и научиться их использовать, в Skillbox для этого есть курс «Руководитель digital-проектов». Он подойдет новичку, чтобы войти в профессию, или менеджеру с опытом, который решил сменить сферу деятельности и перейти в digital.