Управление
#статьи

«Все врут». Как компании годами подделывают данные ради многомиллионных прибылей

И что случается, когда тайное становится явным.

Катя Павловская для Skillbox Media

«Все врут», — считал сварливый доктор из известного сериала. Его слова подтверждают многочисленные случаи, когда крупные компании годами фальсифицировали данные ради сохранения прибыли. Рассказываем о самых громких делах последнего десятилетия и о том, как бизнес может сохранить свою репутацию в подобных ситуациях.


Фиктивные проверки Mitsubishi Electric

2 июля 2021 года генеральный директор Mitsubishi Electric Такэси Сугияма ушёл в отставку после того, как стало известно о масштабных фальсификациях корпоративных документов. Выяснилось, что производитель с 1980-х годов использовал программу для автоматического заполнения отчётов о проверке безопасности оборудования, поставляемого транспортным компаниям.

Завод Mitsubishi в Нагасаки вносил в документы устаревшие сведения о проверке вместо того, чтобы проводить новые испытания каждой детали после изменений конструкции. По предварительной оценке, нарушения коснулись как минимум 84 600 кондиционеров и 1500 воздушных компрессоров для тормозных систем пассажирских поездов.

Подделку данных в компании обнаружили ещё в середине июня 2021 года в ходе внутреннего расследования. Mitsubishi практически сразу передала информацию о нарушении в правоохранительные органы. Акционеров на ежегодном собрании об этом инциденте не проинформировали. Как объяснил Сугияма, совет директоров решил «не создавать для них дискомфорт» до момента, когда дело будет должным образом расследовано.

Компания трижды пересматривала меры контроля качества за последние 5 лет, а в 2018 и 2019 годах провела внутренние проверки, которые не выявили фальсификаций. В Mitsubishi Electric заявили, что на этот раз расследование возглавит независимый эксперт. Результаты опубликуют в сентябре.

На долю компании приходится более 60% рынка электрического оборудования для железнодорожных составов. С начала июня акции Mitsubishi Electric подешевели примерно на 20%, из-за чего капитализация производителя упала на 7,2 млрд долларов — до 29 млрд. При этом скандал совершенно не сказался на котировках материнской компании.

Подразделения Mitsubishi уже не в первый раз уличают в подобных махинациях. В 2016 году автопроизводитель Mitsubishi Motors признался в намеренном занижении показателей расхода топлива в малолитражных автомобилях, продававшихся на японском рынке. Ложные данные касались 625 тысяч машин четырёх моделей. Часть из них производилась для Nissan Corp.

Тогда из-за скандала капитализация Mitsubishi Motors упала на 45%. В 2017 году Агентство по делам потребителей Японии оштрафовало компанию на 485 млн иен (около 4,2 млн долларов на тот момент).

Фото: Lutsenko_Oleksandr / Shutterstock

Volkswagen годами манипулировала данными экологических тестов

В 2015 году выяснилось, что немецкий автоконцерн Volkswagen намеренно искажал показатели выбросов выхлопных газов. Для этого на автомобили марок Volkswagen и Audi с 2009 по 2015 год устанавливалось специальное программное обеспечение, позволявшее манипулировать тестами на соответствие дизельных двигателей экологическим нормам.

Система, получившая название «вспомогательное устройство контроля выбросов» (auxiliary emissions control device, AECD), активировалась после запуска тестового режима и приводила показатели к заявленным в документации значениям. Однако при обычной езде ПО изменяло давление топлива, время впрыска, скорость рециркуляции выхлопных газов и количество поступающей в выхлоп мочевины. Этот режим обеспечивал больший пробег и более высокую мощность, однако приводил к значительным выбросам оксидов азота (NOx). В некоторых случаях уровень выхлопа этого загрязнителя превышал норму в 40 раз.

Всего в мире было продано свыше 11 млн дизельных автомобилей с AECD, в том числе свыше 500 тысяч — в США. Подлог раскрыли специалисты американского Агентства по охране окружающей среды (EPA), дело получило неофициальное название «дизельгейт». В первые же дни после публикации отчёта ведомства стоимость акций Volkswagen AG на Франкфуртской фондовой бирже рухнула на 37%.

Из-за разразившегося скандала автоконцерну пришлось заплатить многомиллиардные штрафы и компенсации. К лету 2020 года «дизельгейт» уже обошёлся концерну более чем в 30 млрд евро. По данным Reuters, в 2019 и 2020 году к концерну VW в Германии было подано около 9 тысяч исков. В апреле 2020 года компания заявила, что заключила мирное соглашение с 235 тысячами автовладельцев в Германии. Согласно этому документу, она выплатит им компенсации на общую сумму 750 млн евро.

Скандал также стал причиной отставки председателя автоконцерна Мартина Винтеркорна. Вместе с ним компанию покинули топ-менеджер Volkswagen Хайнц-Якоб Нойсер, глава отдела исследований и разработок в Porsche Вольфганг Хатц и ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг. По данным The Wall Street Journal, именно Хакенберг и Хатц были авторами идеи махинаций.

Фото: James Smyth / Unsplash

Последствия «дизельгейта». Дела против Fiat Chrysler, Daimler, BMW и Renault

Разоблачение Volkswagen сильно повлияло на мировую автомобильную индустрию. Аналогичные проверки провели и у других автоконцернов, что позволило выявить ряд нарушений. Например, в конце 2017 года специалисты EPA обнаружили похожее ПО для манипуляции экологическими тестами в дизельных автомобилях Fiat Chrysler. Недокументированная система была установлена примерно на 104 тысячи машин, произведённых в 2014–2016 годах. В частности, речь идёт о моделях Jeep Grand Cherokee и Dodge Ram 1500 с трёхлитровыми дизельными двигателями.

После обнародования отчёта EPA котировки Fiat Chrysler поползли вниз и просели на 18%. В ответ на обвинения гендиректор автоконцерна Серджо Маркьонне заявил, что используемое программное обеспечение для оценки уровня выбросов соответствует принятым стандартам.

В похожем нарушении в 2018 году уличили и автопроизводителя Daimler, которому принадлежат такие бренды, как Maybach и Mercedes-Benz. В ходе расследования выяснилось, что компания тайно устанавливала на дизельные автомобили оборудование и ПО для занижения показателей загрязнения воздуха.

Система позволяла обойти законодательство об охране окружающей среды, хотя на самом деле выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Оборудование для манипуляции экотестами установили по меньшей мере на 250 тысяч, а по другим данным — на 500 тысяч машин.

В Daimler опровергли факт манипуляций, но согласились выплатить 1,5 млрд долларов в сентябре 2020 года. Так компания хотела избежать затяжной судебной тяжбы. Автопроизводитель также выплатил 700 млн долларов в рамках коллективного иска от владельцев машин, загрязняющих окружающую среду.

Из-за скандала в 2018 году компания отозвала свыше 700 тысяч автомобилей по всей Европе. Дополнительно в сентябре 2019-го Daimler пришлось заплатить штраф в 870 млн евро за нарушение законодательства.

В 2021 году прокуратура Франции обвинила в аналогичных манипуляциях Renault.

Власти расследовали дело компании с 2017 года. Оказалось, что выбросы оксидов азота (NOx) некоторых из автомобилей концерна более чем в 10 раз превышали нормативные пределы. Прокуроры потребовали от Renault внести залог в размере 24 млн евро и предоставить банковскую гарантию на дополнительные 60 млн евро для покрытия потенциальных убытков.

Фото: Sébastien Chiron / Unsplash

Фиктивная проверка тормозов для Toyota и Nissan

В феврале 2021 года японский поставщик автозапчастей Akebono Brake Industry обнаружил около 114 тысяч случаев неправомерных действий, включая фальсификацию данных осмотра тормозов и их запчастей. В 5 тысячах раскрытых эпизодов запчасти не соответствовали стандартам качества, согласованным Akebono с её клиентами-автопроизводителями. В числе партнёров Akebono были такие гиганты, как Toyota Motor и Nissan Motor.

После внутренней проверки выяснилось, что около 60% отчётов компании содержат фальсификации. Поставщик не только искажал данные проверок, но и фабриковал сведения об испытаниях, которых на самом деле не проводили.

Президент Akebono Ясухиро Миядзи извинился за этот инцидент и заявил, что Akebono не планирует отзывать эти запчасти. «Проблем с безопасностью нет, и автопроизводители подтверждают это», — заявил он. В компании отметили, что провели новую проверку комплектующих и «не обнаружили проблем в их работе».

Kobe Steel: сфабриковал данные о прочности материалов для авто

В 2017 году третий по величине производитель стали в Японии Kobe Steel признал, что фальсифицировал данные о прочности и долговечности некоторых изделий из алюминия и меди. Проблемными оказались около 4% деталей и заготовок. Продукция компании использовалась в автомобилях, самолётах, космических ракетах и ​​оборонном оборудовании по всему миру.

Проблемные изделия поставлялись более чем 200 компаниям, однако производитель не раскрыл конкретных клиентов. По данным агентства Nikkei, в их число вошли Toyota, Honda, Subaru, Daimler, Airbus и подразделение Mitsubishi Heavy Industries Ltd, которое производит пассажирские самолёты Mitsubishi Regional Jet. Комментируя инцидент, представители Toyota сообщили, что проблемная продукция использовалась в капотах и ​​дверях её автомобилей.

В результате разразившегося скандала акции Kobe Steel упали на 40%, что снизило её рыночную стоимость на 1,8 млрд долларов. К компании подали множество исков, включая требования компенсации клиентам или их заказчикам, штрафы за нарушение законов о недобросовестной конкуренции, судебные иски акционеров за падение курса акций компании и иски от зарубежных клиентов. По многим из них тяжбы продолжаются до сих пор.

Фото: Wikimedia Commons

Как минимизировать негативные последствия для бизнеса

Репутационные проблемы чреваты для бизнеса финансовыми потерями, рассказала Skillbox Media CEO SERM-агентства по управлению репутацией Adves Марина Шабалина. По её словам, с такими издержками сталкивались свыше 40% компаний, переживших репутационный кризис. В некоторых случаях потери составляли до 8%.

«И если для крупного бизнеса такие потери существенны, то для среднего и малого бизнеса это и вовсе чревато банкротством», — подчеркнула Шабалина.

Чтобы избежать тяжёлых последствий, важно оперативно реагировать на возникающие угрозы и не давать им нарастать подобно снежному кому, указывает эксперт. Замалчивание проблемы перед акционерами и потребителями лишь усугубит ситуацию: когда она станет достоянием общественности, её масштабы и последствия будут многократно преувеличены.

«Самостоятельное признание проблемы, правильная её подача и готовность исправить негативные последствия помогут смягчить удар. В этом случае компания сама решает, как именно подать инцидент. Она может повлиять на содержание первых, самых читаемых публикаций и снизить ущерб. Последующие за этим материалы можно также обрабатывать, в том числе замещая их в поисковиках другим контентом и понижая нежелательные публикации в поисковой выдаче с помощью SERM-инструментов», — резюмировала Шабалина.


Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована