Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
Управление
#статьи

Как вести себя на собеседовании: что говорить и чего опасаться

Собрали 6 фатальных ошибок.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Вроде бы всем давно очевидно, что не стоит приходить на собеседование в спортивном костюме, если вы не фитнес-тренер, и что опаздывать тоже не рекомендуется. Но соискатели всё равно продолжают допускать одни и те же ошибки.

Мы поговорили с HR-специалистами и узнали, как подготовиться к собеседованию и не провалить первую встречу с работодателем. В этой статье редакции «Управление» Skillbox Media рассказываем:

А в конце статьи отвечаем на часто задаваемые вопросы.

Почему важно правильно вести себя на собеседовании

Собеседование формирует у HR первое впечатление о вас как о специалисте и человеке — важно это впечатление не испортить. Кроме того, собеседование — это двусторонний процесс: работодатель оценивает кандидата, а кандидат оценивает компанию.

Навыки и компетенции соискателя можно увидеть в резюме и сопроводительном письме. Интервью же нужно для другого — чтобы оценить личные качества кандидата, его интерес к работе и умение общаться. На интервью HR решает, впишетесь ли вы в команду, насколько надёжно выглядите как сотрудник.

Соискатель во время интервью тоже оценивает компанию. Это возможность узнать больше о её корпоративной культуре, команде, понять, есть ли перспективы профессионального роста, и решить, действительно ли подходит эта вакансия.

Поэтому недооценивать этап собеседования не стоит — лучше к нему подготовиться. Правильное поведение на собеседовании помогает произвести профессиональное впечатление, наладить контакт с работодателем и повысить шансы на оффер.

Кадр: фильм «Бойцовский клуб» / 20th Century Fox

Какие ошибки совершают соискатели на собеседовании: топ-6

Мы спросили у HR-специалистов из Fix Price и компании «МИР», какие ошибки чаще всего допускают соискатели на собеседовании. Они назвали шесть самых типичных.

Ошибка 1


Опоздать

Опоздание показывает ваше неуважение ко времени других людей. Опоздание на интервью — это неуважение не только к HR, но и к компании в целом, отмечает HR-эксперт и руководитель компании «МИР» Валерия Расенко.

Напротив, если вы приходите вовремя, это показывает вашу ответственность и повышает шансы на успешное прохождение интервью.

«Если задерживаетесь, предупредите. HR тоже люди и допускают вероятность сложной дорожной ситуации, поиска парковки возле офиса или других непредвиденных обстоятельств. Хуже всего, когда соискатель приходит на собеседование с опозданием и заставляет принять это как должное».

Валерия Расенко
HR-эксперт и руководитель компании «МИР»

Ошибка 2


Не позаботиться о внешнем виде

При знакомстве вас обязательно встретят «по одёжке». HR-специалист оценивает внешний вид кандидата как минимум с точки зрения опрятности и уместности.

Опрятность — чистая обувь, одежда, ухоженные руки и волосы — говорит о дисциплине человека, внимании к деталям и уважении к собеседнику. Откровенная или небрежно выглядящая одежда может быть воспринята как неуважение к компании и непонимание корпоративной культуры.

«Сначала в кабинет на интервью заходит человек — „Светлана Иванова“ в образе, который она подобрала для собеседования, а уже потом интервьюер начинает узнавать в ней „прекрасного бухгалтера“».

Валерия Расенко
HR-эксперт и руководитель компании «МИР»

Неопрятный внешний вид создаёт «информационный шум», который мешает объективно оценить ваши профессиональные качества. Деловой стиль — безопасный и выигрышный выбор.

Кадр: фильм «Джентельмены» / Miramax Films / сериал «Настоящий детектив» / HBO Max

Ошибка 3


Вести себя самоуверенно или, наоборот, слишком неуверенно

Соблюдайте золотую середину в общении: не спорьте с HR, но и не заставляйте его вытягивать из вас слова. Спокойный и собранный тон демонстрирует вашу самооценку и профессионализм.

Не стоит слишком подробно рассказывать о личной жизни или обо всём опыте работы со времён студенчества. Отвечайте лаконично и концентрируйтесь только на релевантном опыте.

Также не следует перебивать HR — это «красный флаг», сигнал о плохих коммуникативных навыках и банальном неуважении. Лучше выслушать вопрос полностью, даже если кажется, что вы уже знаете, о чём спросят, и спокойно отвечать после короткой паузы. А если вы не поняли вопрос, лучше вежливо переспросить, чем ответить невпопад.

«Если давно не проходили собеседование и желаете произвести хорошее впечатление, то заранее подготовьте ответы на такие вопросы: „Какой у вас опыт работы?“, „Какие функции вы выполняли на предыдущем месте?“, „Чего вы ожидаете от нового места работы?“. Такая мини-репетиция поможет не растеряться и отвечать уверенно».

Валерия Расенко
HR-эксперт и руководитель компании «МИР»

Фото: Public Domain

Ошибка 4


Не задавать вопросы работодателю

Отсутствие встречных вопросов к работодателю — сигнал низкой заинтересованности кандидата в вакансии и компании в целом. Даже общие вопросы о команде, структуре, целях показывают, что кандидат думает о своём будущем на новом месте. Если же кандидат ничего не спрашивает, может сложиться впечатление, что ему всё равно, куда он устраивается.

«Интервью — это диалог, а не экзамен. Когда кандидат спрашивает, например, о культуре компании, о том, как устроен карьерный рост или система внутреннего обучения, это показывает его заинтересованность и желание узнать больше о будущем месте работы».

Валерия Сумина
Начальник отдела кадрового обеспечения офиса Fix Price

Ошибка 5


Негативно отзываться о прошлом работодателе

Не стоит плохо говорить о предыдущих местах работы. HR понимает, что в таком случае он сам может стать объектом подобных «лестных» комментариев о своей компании. Когда вы вините в увольнении и во всех своих неудачах прошлого работодателя, это никак положительно вас не характеризует, считает HR-эксперт и руководитель компании «МИР» Валерия Расенко.

Вместо этого расскажите на том, чему научились на предыдущем месте, какие навыки приобрели и как можете применить это в новой работе. Показывая умение извлекать уроки из опыта, вы создаёте впечатление зрелого и ответственного сотрудника.

Ошибка 6


Уходить молча

Не следует уходить «по-английски». HR обращает внимание не только на начало, но и на завершение знакомства. Если вы действительно заинтересованы в работе в этой компании, вежливо покажите это.

Например, можно отметить, что офис комфортный и вам удобно до него добираться, поблагодарить за время собеседника и сообщить, что будете ждать обратной связи. Также можно сказать, что вам понравилось интервью и вы честно отвечали на все вопросы. Этот секретный приём помогает запомниться, потому что его практически никто не использует, отмечает Валерия Расенко.

Фото: fizkes / iStock

HR-специалисты сошлись во мнении, что главная ошибка, которая объединяет все перечисленные, — неподготовленность соискателя к интервью. В следующем разделе разберём подробнее, на что обратить внимание при подготовке.

Как подготовиться к собеседованию

Подготовку к собеседованию можно разделить на два больших блока: изучение информации о компании и подготовка самопрезентации. Давайте разбираться.

Изучаем доступную информацию о компании

Собеседование — это не свидание вслепую. Посмотрите сайт компании, почитайте новости о ней, обратите внимание, какие ценности и принципы она продвигает. Эта минимальная подготовка поможет вам чувствовать себя увереннее в ходе интервью и не растеряться на вопросе «Что вы знаете о нашей компании?», отмечает Валерия Расенко.

«Самая частая ошибка соискателей — неподготовленность. Казалось бы, очевидная вещь, но до сих пор многие приходят на интервью, не зная, чем живёт компания».

Валерия Сумина
Начальник отдела кадрового обеспечения офиса Fix Price

Также стоит изучить информацию о компании из открытых источников — например, сколько лет она на рынке, какой у неё оборот и численность сотрудников. Сделать это особенно важно, если вы претендуете на руководящую должность.

По названию компании в Сети можно найти её реквизиты, а по ним — довольно подробные сведения о ней. Например, по номеру ИНН можно узнать, действует ли организация, какой у неё основной вид деятельности и сколько сотрудников в штате, а также проверить динамику доходов и бухгалтерскую отчётность.

Для проверки удобно использовать официальный сервис ФНС «Прозрачный бизнес» или площадки для проверки контрагентов, например «Зачестныйбизнес» или Rusprofile.

«Будьте внимательны, если в отчётах компании что-то настораживает. Например, частая смена собственников, постоянно открытая одна и та же вакансия или ситуация, когда оборот не растёт, а официально трудоустроено лишь 2–3 человека. Возможно, от вакансии в такой компании лучше отказаться».

Валерия Расенко
HR-эксперт и руководитель компании «МИР»

Готовим самопрезентацию

Умение подать себя важно, чтобы произвести нужное впечатление на работодателя. На собеседовании самопрезентацией может быть короткий рассказ о вас: кто вы, что умеете и чего хотите достичь, говорит Валерия Сумина, начальник отдела кадрового обеспечения офиса Fix Price.

Если вы давно не были на собеседовании или, наоборот, ходите на них часто, но не получаете откликов от работодателей, подготовьте сценарий самопрезентации, чтобы не волноваться. При подготовке учитывайте, сколько вам потребуется времени на рассказ — постарайтесь уложиться в 3–5 минут.

Валерия Расенко рекомендует включить в сценарий факты и примеры из опыта работы, которые:

  • кратко и структурированно рассказывают о вас как о специалисте и о человеке — об образовании и опыте работы, месте проживания, семейном положении;
  • подчёркивают качества и навыки, наиболее релевантные для вакансии, — например, о сильных сторонах и успешных кейсах;
  • сфокусированы на пользе, которую вы можете принести компании.

Продумайте ответы на стандартные вопросы — например, какова причина увольнения с предыдущего места работы, и что нравится в работе на данной должности, рекомендует Валерия Расенко.

«Постарайтесь, чтобы подготовленные ответы не звучали заученно. Когда человек говорит шаблонно и без эмоций, это чувствуется. Лучше, если рассказ звучит естественно. Простой совет: — потренируйтесь рассказывать о себе другу, чтобы речь звучала свободно, а не протокольно или слишком затянуто».

Валерия Сумина
Начальник отдела кадрового обеспечения офиса Fix Price

Все перечисленные рекомендации актуальны и для онлайн-собеседований. Кроме того, перед звонком не забудьте проверить фон, освещение и звук. Оденьтесь так, как оделись бы на очное собеседование в офисе.

Заранее протестируйте связь и подключитесь за 2–3 минуты до начала. В видеоформате из-за возможных задержек сигнала легко перебить собеседника, поэтому после его слов делайте небольшую паузу, прежде чем ответить.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Как вести себя на собеседовании, чтобы понравиться работодателю? Понравиться работодателю — это не о лести, а о том, чтобы продемонстрировать себя как хорошего кандидата. Будьте вежливы, позитивны, доброжелательны и вовлечённы. Сохраняйте зрительный контакт и улыбайтесь.

Что отвечать, если нет опыта работы? Если нет опыта работы, нужно правдиво сказать об этом. Можно рассказать о своём образовании или проектах, где вы проявляли требуемые качества. Работодатель видит не только опыт, но и потенциал, отмечает Валерия Сумина.

Многие компании самостоятельно взращивают специалистов по своему профилю. Также набирает популярность тренд «обновлённых знаний». Если вы окончили вуз в этом году, смело говорите об этом как о своём преимуществе — ведь ваши знания самые свежие в отрасли. Сделайте акцент на том, что вы быстро обучаетесь, собираете и анализируете информацию или умеете пользоваться ИИ, добавляет Валерия Расенко.

Что делать, если провалил собеседование? Если интервью прошло неудачно — не страшно. Если это возможно, попросите отзыв у работодателя и подумайте, что можно улучшить.

«Проанализируйте, какие вопросы вызвали трудности, что можно было сказать иначе. Мы часто видим, как кандидаты, которые однажды не прошли, возвращаются через полгода — и уже успешно проходят собеседование. Это отличный показатель, что человек умеет делать выводы и развиваться».

Валерия Сумина
Начальник отдела кадрового обеспечения офиса Fix Price

Главное о том, как вести себя на собеседовании, в 4 пунктах

  • Успешное собеседование начинается с «домашней работы»: изучите информацию о компании в открытых источниках, просмотрите сайт компании, последние новости о ней. Продумайте и отрепетируйте самопрезентацию — подготовьте ответы на стандартные вопросы и подумайте о пользе, которую можете принести компании.
  • На первое впечатление о кандидате влияют пунктуальность и внешний вид. Не опаздывайте, а если задерживаетесь — предупредите HR. Ваш образ должен быть опрятным, а в одежде лучше всего придерживаться делового стиля.
  • Во время собеседования говорите лаконично, по сути и не перебивайте собеседника. Не говорите плохо о прошлых работодателях — это «красный флаг». Задавайте уточняющие вопросы о компании и вакансии — они покажут вашу заинтересованность.
  • Будьте позитивны, вежливы, сохраняйте зрительный контакт с HR и показывайте искренний интерес. Даже если собеседование прошло неудачно, поблагодарите интервьюера за уделённое время и запросите отзыв, чтобы отработать свои ошибки.

Ищете работу или хотите сменить профессию? Вам будут интересны эти материалы Skillbox Media





Более 80 курсов со скидкой до 50%
Курсы по Excel, бухгалтерии, управлению проектами, аналитике для старта карьеры. Подарок — бесплатные уроки по нейросетям.
Записаться →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована