«Чего-то не было, а ты взял и создал новый процесс»: как работают менеджеры по инновациям
Три опытных специалиста в сфере инноваций отвечают на главные вопросы о профессии, делятся проблемами и рассказывают, каких людей они ждут в команду.
Dana Moskvina / Skillbox
Легко ли работать со стартапами? Что такое скаутинг и трендвотчинг? Нужно ли менеджеру по инновациям специальное образование и где его получить? Действующие руководители инновационного направления в крупнейших российских компаниях рассказывают об особенностях работы с инновациями и выделяют качества, которые помогут молодому специалисту попасть в их коллектив.
- Павел Белов — про навыки, знания и тестовые задания в управлении инновациями;
- Ксения Голубева — про то, как непросто развивать культуру инноваций в корпорации;
- Екатерина Егорова — о разнице между работой в стартапе и в банке.
Павел Белов
Россия,
г. Санкт-Петербург
Руководитель отдела по инновациям в «МегаФоне»
«Люди — это самое важное в нашей сфере!»
— Сколько ты уже работаешь в «МегаФоне»?
— Я пришёл в «МегаФон» чуть больше полутора лет назад на позицию менеджера по инновациям, сейчас вырос до руководителя инновационного отдела.
— Чем до этого занимался?
— До этого я 10 лет работал в сфере поддержки стартапов, в частности в питерской «Ингрии» — это один из первых бизнес-инкубаторов в России. Мы рассказывали рынку о том, что такое стартапы и венчурные инвестиции, искали технологические проекты и помогали им развиваться. Это были разные форматы: скаутинг, мероприятия по развитию взаимодействия со стартапами, акселерационные программы, конкурсы стартапов и прочее.
— Инновации для тебя — это что?
— Это когда старый процесс ты начинаешь делать по-новому: либо автоматизируешь какие-то процессы внутри компании, либо запускаешь новый продукт для клиентов. Этим может быть новая технология, новое решение, новая бизнес-модель.
— Чем тебя привлекает эта сфера?
— Я постоянно расширяю свой кругозор, общаясь с разными людьми внутри компании, с партнёрами, с большим количеством стартапов в разных областях. Я вижу, какие новые технологии, решения, проекты появляются на рынке, как они развиваются. Это безумно интересно. Во-вторых, я много взаимодействую с предпринимателями, у которых постоянно чему-то учусь. Мне вообще кажется, что предприниматели — самый интересный тип людей. В третьих, работая на такой позиции, можно быть причастным к запуску реально крутых кейсов, которыми можно гордиться.
Чего-то не было, а ты взял и создал новый процесс, который поменял компанию и заметен на всех уровнях.
— А что не нравится, с какими проблемами приходится сталкиваться?
— В России есть такая особенность: когда ты приходишь к разработчикам или техническим экспертам и начинаешь им рассказывать, что есть классное технологическое решение, которое можно использовать, они часто воспринимают это как личный вызов и говорят: «Да мы сами так можем, дайте нам восемь человек и два года, и мы повторим не хуже!» Возможно, они действительно смогут, но это долго и затратно.
Зачем решать заново задачу, которую кто-то уже решил? Лучше выстроить новый процесс на базе уже существующего решения, созданного другим стартапом.
— Можешь описать примерную схему работы твоего отдела? Какие задачи вы решаете?
— Это задачи в рамках цепочки внедрения нового продукта или новой технологии в компанию «МегаФон». Цепочка такая: сначала ищется внутренний заказчик, выявляются потребности сотрудников, проводится customer development. Параллельно инновационный менеджер занимается скаутингом, то есть собирает классные проекты, которые соответствуют потребностям бизнес-заказчиков. Когда есть идея и есть внутренний заказчик, команда представляет пилот на инновационном комитете, на котором определяются сроки запуска и бюджет. Дальше инновационный менеджер контролирует проведение пилота и проводит трекинг: следит, что всё идёт по плану. Если пилот запущен успешно, то следующий этап — масштабирование кейса и внедрение решения в нашу компанию.
— Ты ищешь новых специалистов в свою команду?
— Да, постоянно ищу! Пожалуйста, напиши в интервью, что мне можно присылать резюме! Я всегда в поиске людей, потому что люди — это самое важное в нашей сфере.
Если у тебя крутая команда, то всё остальное приложится.
— Какими основными навыками должен обладать менеджер по инновациям, чтобы попасть к тебе в команду?
— Уметь упаковывать информацию и структурировать кейс. Это основа нашей работы: найти историю, в которую ты сам поверишь, упаковать её и продать. Конечно, важна проактивность, поиск чего-то нового. При этом надо быть прагматичным: чтобы человек хотел не просто поработать с классной технологией, а рассматривал её ценность для компании и с холодной головой оценивал выгоды и сложности реализации.
Для наших задач классно, когда у человека гуманитарный склад ума и техническое образование или наоборот. Из такого необычного сочетания могут получаться люди, которым нравится работать с инновациями, и у них это получается.
— На что ты обращаешь особенное внимание, когда собеседуешь кандидатов в вашу команду?
— На релевантный опыт. Если была работа в похожей сфере в другой компании или в венчурном фонде — это всегда плюс. Если был опыт запуска собственного бизнеса — успешный или неуспешный — это тоже плюс. Но при условии, что человек понимает: он идёт из своего бизнеса в корпорацию, и тут другие правила игры.
Также я обязательно обращаю внимание на то, как соискатель описывает в резюме свой опыт: в виде процессов или в виде результатов. Можно написать: «Я работал в компании три года, всё это время мы пилотировали стартапы», — а можно написать: «Я работал в компании три года, за это время мы сделали 122 пилота, из них 34 кейса масштабировались, что принесло компании 500 млн рублей». Второе — лучше. Ещё важно, как человек ориентируется в рынке: какие стартапы знает и как к ним относится, каких предпринимателей знает, какие выступления слышал. Становится понятно, действительно ли он погружён в среду или просто пришёл на собеседование, потому что на его резюме откликнулись.
— Можешь привести пример тестового задания, которое даёшь кандидатам?
— Например, сейчас мы ищем трендвотчера — аналитика. Тестовое задание такое: найти растущий тренд, комплиментарный телеком-оператору и который ближайшее время будет расти, затем проанализировать этот тренд, а также предложить идею нового продукта в нише телекоммуникаций и партнёра, с которым его можно реализовывать, и рассказать, как можно будет оценить эффективность продукта.
— Расскажешь о своих профессиональных планах?
— Сейчас связываю свою работу с «МегаФоном», потому что я недавно сюда пришёл и ещё не осуществил всё, что хотел. Мне нравится заниматься продуктовыми инновациями, и я хочу масштабировать нашу деятельность в «МегаФоне» на всю группу компаний USM. Ну а в будущем хочется поработать в венчурном бизнесе.
Ксения Голубева
Россия, г. Москва
Лидер команды скаутинга и партнёрств Акселератора ВТБ
«Лучше ошибиться на этапе запуска пилота стоимостью 500 тысяч, чем потратить 500 миллионов на внедрение того, что не подойдёт»
— Такое интересное название должности! Чем вы занимаетесь?
— Я в команде Акселератора ВТБ занимаюсь скаутингом технологических проектов под запросы бизнеса и налаживанием партнёрства с инфраструктурными инновационными организациями, например ФРИИ, «Сколково» и другими.
— Когда вы пришли в ВТБ?
— Два с половиной года назад. Если говорить о бэкграунде, я начинала ивент-менеджером в бизнес-инкубаторе «Ингрия». Потом работала в инновационном агентстве GoTech Innovation, мы много лет делали большой форум GoTech Arena. Там я тоже занималась скаутингом технологий для разных корпораций в России и за рубежом.
— У вас есть образование в сфере инноваций?
— Нет, я окончила журфак СПбГУ :) Когда я училась, такой профессиональной области, как управление инновациями, ещё не существовало.
— Как работает Акселератор ВТБ?
— Это такая площадка для сотрудничества банка и стартапов, где мы тестируем новые решения. У нас две команды: моя команда скаутов занимается поиском решений под запрос бизнеса, вторая команда пилотирует эти решения. В акселераторе мы проверяем решения, и если видим, что они приносят ожидаемые результаты, то передаём в масштабирование на весь банк.
— Можете рассказать о последнем удачном предложении, которое вы решили масштабировать?
— Ну, это не мы решаем масштабировать, все решения по масштабированию стартапов принимает подразделение-заказчик, мы только опосредованно можем на них влиять. Из последнего — это решение стартапа HintEd, позволяющее в каждую систему встроить сервис подсказок, сейчас активно прорабатывается вопрос его масштабирования. Это очень полезно! Например, приходит новый человек, и ему нужно изучить систему документооборота, используемую в компании, — а она чаще всего не очень интуитивно понятная. При этом у новых сотрудников число обращений в техподдержку высокое, а задаваемые вопросы типовые. HintEd автоматически подсказывает пользователю, куда ему нажать и что сделать, — и загрузка у техподдержки снижается.
— Как проходит обычный рабочий день в вашей команде по инновациям?
— Мы начинаем день с получасового стендапа всей команды: рассказываем друг другу, что мы сегодня планируем делать и какие задачи необходимо закрывать. Потом обычно идут звонки для выяснения потребностей наших внутренних заказчиков. Как раз сейчас у нас проходит так называемый цифровой чекап — мы делаем интервью с руководителями основных департаментов банка, в которых узнаём их горящие потребности, чтобы потом предложить нужные, релевантные решения. Внутренняя разработка в банке — это длительный процесс, и иногда проще и быстрее для выполнения задачи взять готовое решение и внедрить его.
— Случается, что команда ошибается в выборе решений?
— Случается, и это нормально. В большой корпорации существует большой страх ошибиться: людям кажется, что ошибка — это всё, полный провал. Мы относимся к этому по-другому, мы всегда исследуем: подойдёт решение или нет.
Лучше ошибиться на этапе запуска пилота стоимостью 500 тысяч, чем потратить 500 миллионов на внедрение решения и в итоге осознать, что оно не подходит.
— А смысл вашей работы всем в компании понятен? Инновации — тема, часто вызывающая непонимание и даже сопротивление.
— Мы пробуем делать воркшопы про инновации и работу с ними, но я пока не понимаю, насколько это работает. У нас 80 тысяч сотрудников, и мы всё время стараемся менять их мышление. Два с половиной года назад, когда я только пришла в ВТБ, здесь все считали, что стартаперы — это такие хипстеры на самокатах, которые вчера вышли из университета, и им нечем заняться, поэтому они сидят и пилят какие-то непонятные проекты. У нас ушло два года на то, чтобы сотрудники поверили, что стартапы могут решать реально существующие задачи бизнеса.
Мы показывали реальные кейсы с работающими инструментами, которые уже апробированы в других подразделениях, — и постепенно нашему подходу начали доверять.
— И как получилось доказать коллегам в компании, что инновации важны?
— Я обнаружила, что можно вовлекать людей в проект ещё в процессе работы над пилотом. Например, раньше мы приходили к службе безопасности с предложением внедрить в контур банка какое-то неизвестное им решение, использующее клиентские данные. И нам, разумеется, отказывали. Но потом мы начали включать этих людей — юристов и специалистов по безопасности — в процесс работы над инновацией с самого начала. Так пилот становится их собственным проектом, которым они гордятся и хотят помочь ему. Не чинят препятствий, а продвигают.
— ВТБ ищет специалистов по инновациям?
— Да, активно набираем людей! Появился большой запрос со стороны бизнеса, и наша команда даже не успевает с ним справляться. За последние два месяца мы взяли четырёх новых специалистов, которые занимаются пилотированием.
— Вы готовы приглашать выпускников, у которых ещё небольшой опыт в работе с инновациями?
— Мы будем очень рады таким ребятам, потому что любой опытный специалист всё равно обрастает предрассудками и зашоривается. А у молодых всегда много классных идей.
— Какого человека вы ждёте в свою команду?
— Это должен быть смелый, упорный человек, который готов менять мировоззрение людей вокруг себя. Здесь есть и подводные камни. Часто молодые специалисты думают: «Сейчас я приду в компанию и буду менять мир, все будут счастливы и сразу захотят внедрять все мои решения». Но между этими ожиданиями и реальностью огромная пропасть.
На старте инновационного направления в компании коллеги часто не готовы к твоим решениям, они привыкли работать определённым образом, который менять не хотят. Поэтому важно терпение и упорство.
Екатерина Егорова
руководитель проекта отдела инноваций Газпромбанка
«В отличие от стартапа, в корпорации даже самая маленькая инициатива проходит длительный этап согласований»
— Екатерина, в компанию вы сразу пришли на позицию руководителя или выросли внутри команды?
— Меня сразу взяли на позицию руководителя проектами в отделе инноваций Газпромбанка. До этого я работала в стартапе менеджером по развитию бизнеса, где получила комплексное понимание того, как должен развиваться продукт для клиента, и навыки, необходимые для новой роли. Ещё раньше я несколько лет занималась организацией образовательных мероприятий и обеспечивала маркетинговую и PR- поддержку проектов.
— Какие задачи вы ведёте в Газпромбанке?
— Моё основное направление — выбор технологических решений из существующих на рынке и развитие партнёрских отношений. То есть мы находим внутреннего заказчика в банке — того, кому требуется инновационная поддержка, затем извне приводим технологическую команду и вместе делаем общий проект. Также я помогаю команде маркетинга представлять банк на различных нишевых мероприятиях в сфере инноваций.
— Бэкграунд в организации мероприятий как-то помогает вам работать в сфере инноваций?
— Очень помогает, потому что в нашей сфере многое завязано на создание технологического бренда и участие в крупных мероприятиях: конференциях и форумах. Например, недавно прошёл Startup Village, где у нас был большой стенд. Там мы презентовали технологические решения, созданные совместно с партнёрами, и продукты банка посетителям, много предварительных договорённостей удалось достичь за дни проведения конференции. Я также отвечала за коммуникационную поддержку и освещение бренда банка в digital и офлайн-среде.
— Как-то развиваетесь в профессии, учитесь новому?
— Да, стараюсь быть в курсе того, что делается в других компаниях и какие новые решения появляются. Слушаю лекции в Нетологии и Factorica, участвую в отраслевых митапах. Я учусь не только у бизнес-практиков, но и у тех учёных, которые занимались теорией развития инноваций, таких как Йозеф Шумпетер и Герхард Менш, или проблематикой управления и развитием новых, современных подходов, читаю соответствующие книги и исследования.
— А сами вы где-то выступаете или преподаёте?
— Да, время от времени читаю лекции как приглашённый спикер в РАНХиГС и МГУ — о сфере инноваций, об управлении проектами.
— В чём отличие работы с инновациями в стартапе и в банке?
— В стартапе всё проще и быстрее: нет долгих и сложных согласований, и каждое принятое решение может быть сразу запущено в реализацию. В корпорации даже самая маленькая инициатива проходит длительный этап согласований и утверждений. Поэтому работа в банке требует терпения и соответствующего опыта.
Тем, кто только начинает свой карьерный путь, я бы посоветовала начать его с работы в стартапе, потому что стартапы более мобильны и демократичны. С другой стороны, в банке больше возможностей и серьёзней их масштаб.
— У вас сейчас есть открытые вакансии специалистов по инновациям?
— Да, ищем технических специалистов, разбирающихся во внедрении и техническом сопровождении продуктов и сервисов. Также интересуемся у других крупных игроков, имеющих технологические команды, — в сфере инноваций такое случается, что специалист меняет команду, но сохраняет набор обязанностей и продолжает развивать компетенции в той же или другой отрасли.
— Что можете пожелать будущим специалистам сферы инноваций?
— Хочу пожелать терпения! Вначале может казаться, что ничего не получится.
Тут важно не разочароваться в себе и в сфере и просто продолжать делать своё дело, набираясь опыта.