Видеопродюсеры Skillbox: «Мы хотим, чтобы студенты удивлялись нашим решениям»
Екатерина Иванова и Дмитрий Соколов рассказали, как продумывают визуальный стиль каждого курса и откуда берут креативные идеи.
vlada_maestro / shutterstock
Главные моменты:
- как создать комфортные условия для спикера;
- почему эксперту нельзя надевать рубашку с узорами;
- каковы критерии выбора локации;
- можно ли снимать удалённо на телефон;
- что роднит видеокурсы Skillbox и прогулки по Риму.
Краткая справка
Екатерина Иванова и Дмитрий Соколов работают видеопродюсерами в отделе дизайна Skillbox. Вместе они отвечают за креативные концепции и сбор команды, придумывают идеи для съёмок, ищут локации, общаются со спикерами и проверяют сценарии. Дмитрий — оператор-постановщик, продюсер и зачастую главный оператор, который знает всё о съёмках: он создаёт кадр и контролирует операторов.
Как работать с экспертами, которые боятся камер
— В прошлом интервью мы узнали, что на площадке периодически случаются форс-мажоры. Допустим, кто-нибудь из команды опаздывает, или недостаточно реквизита… но что делать, если не пришёл сам спикер? Как выкручиваться?
Дмитрий: Если спикер не пришёл, то всё — считай, съёмка не состоялась. В качестве спикеров мы в Skillbox выбираем практикующих специалистов, профессионалов в своей сфере. Они становятся лицами курса, его амбассадорами. Вокруг них есть своё комьюнити, представители которого тоже покупают наш продукт. Если спикер отпадает — мы бессильны: съёмка переносится. Но подобное бывает крайне редко.
Екатерина: У меня лично таких фатальных случаев никогда не было. Спикер может заболеть, но обычно предупреждают заранее. Я стараюсь выстраивать с ними партнёрские отношения и объяснять, что есть взаимные обязательства.
— Подготовить большой видеокурс и прочитать его перед камерой — это не шутка, особенно для тех, кто делает такое впервые. Как вы создаёте комфортные условия для спикеров?
Екатерина: Мы сопровождаем наших экспертов на всех этапах подготовки контента. Когда программа составлена и нам показывают модуль, мы проверяем его структуру и логику. Если всё в порядке, спикер готовит презентацию курса, которую затем принимают методист, корректор и дизайнер.
Мы созваниваемся, проходимся по всему контенту, и спикер рассказывает модуль целиком. Потом мы проверяем логику, подачу контента и задаём вопросы: а почему у вас здесь так? А тут? Советуем, что лучше добавить, а что убрать.
Если хорошо подготовиться, то шанс ошибиться на съёмках минимален. А если бросить человека с контентом один на один, нужно приготовиться к тому, что ему будет сложно. У нас была ситуация: спикер так перенервничал, что начал заикаться, — и весь съёмочный день пошёл наперекосяк.
— И всё же, как добиться от эксперта искренних эмоций в кадре?
Екатерина: Всё приходит с опытом. В первый раз спикеры записываются неуверенно, потому что у них нет навыка работы на камеру. Представьте обстановку: садишься в маленькой комнате, на тебя направлен свет, перед тобой камера. Ты не видишь никого другого и не ловишь фидбэка. Просто безостановочно говоришь в объектив на протяжении нескольких часов. Конечно, в какой-то момент спикер устаёт, заговаривается, ему становится душно. А вентиляцию включить нельзя — сразу возникнут шумы. В общем, условия некомфортные.
При этом спикер понимает, что его запись будут смотреть сотни, если не тысячи людей. Если оговориться или сказать глупость, видео всё равно провисит в интернете ещё несколько лет. От таких мыслей становится только тревожнее.
Но обычно уже с третьего модуля эксперт чувствует себя комфортнее, а с пятого — полностью уверенно. Поэтому в конце мы перезаписываем первый модуль, чтобы студент сразу получал качественный материал.
— Какие ещё моменты вы обязательно проговариваете со спикером?
Екатерина: У нас есть регламент по одежде. Нельзя, например, надевать вещи в мелкую полоску/квадратик и другой узор — рябь будет резать глаза.
Мы высылаем этот регламент спикеру и просим отправить нам фото заранее, чтобы убедиться, что одежда будет хорошо смотреться в кадре. Бывают даже случаи, когда спикеры покупают одежду на основе регламента.
Выбор локации и starter pack для съёмки
— По каким параметрам вы выбираете локацию для съёмки?
Дмитрий: Главное, чтобы было тихо. Это основное требование. При должной сноровке оператора и в подходящих условиях снять можно и на мобильный телефон: и из любой такой картинки получится что-то сделать. А звук играет самую большую роль. И если он плохо записан — это целая проблема, его сложно поправить. Специфика онлайн-курсов такова: возможно, студент не будет смотреть урок, но он точно будет его слушать. Включил ролик и пошёл готовить или убираться.
Екатерина: Также мы выбираем локации, в которые удобно добираться. Если снимать на четвёртом этаже в доме без лифта, операторам сложно будет затащить оборудование, а комфорт съёмочной команды тоже важен. Но периодически соображения красоты в кадре выигрывают перед удобствами и мы проводим такие съёмки.
Дмитрий: Если мы работаем вне штатной студии, то всегда стараемся найти уникальное место: чаще всего у спикера есть либо подходящий офис, либо квартира, либо дом.
Например, в пространстве, где обитают дизайнеры интерьеров, часто необычная отделка и красивое убранство. Таким способом мы, во-первых, получаем локацию, которая нигде до этого не мелькала, а во-вторых — не тратим на неё ни копейки. Вдобавок спикер чувствует себя комфортно и уверенно на своём месте.
— Какую технику вы используете на съёмках?
Дмитрий: Один микрофон — как правило, это радиомикрофон; минимум три источника освещения и две камеры. Две камеры — это два плана: общий и крупный. Если в кадре появляется ещё один человек или нужен подсъём, то необходимы уже три камеры. Это самый минимум, который мы берём на съёмку.
Екатерина: На съёмках обычного модуля больше трёх камер бывает редко.
Дмитрий: Ну, зависит от задачи. У нас и 12 камер как-то было, когда проводили трансляции.
Екатерина: Ещё на площадке нужны тёмные шторы, которые закрывают окна и не пропускают солнечные лучи. Только так мы сможем контролировать освещение в кадре.
«Нельзя рассказывать про дизайн и снимать на помойке»
— Дмитрий, вы упомянули, что снять видеокурс можно и на телефон. Насколько это реально на самом деле?
Дмитрий: Такие случаи у нас бывали. В момент полного локдауна мы проводили удалённые съёмки. Подключались к мобильному телефону спикера через Zoom, настраивали ему локацию, показывали ракурс съёмки и пытались грамотно использовать источники освещения, которые у него самого были.
В целом, флагманский смартфон популярных брендов может дать качественную картинку. Но для этого нужны определённые знания и условия. На телефон сейчас снимают кино — почему нельзя снять курс?
Екатерина: Да, но если в наличии хорошая камера, зачем снимать на телефон?
— Почему вам настолько важны упомянутые детали для съёмки (хорошие камеры, одежда, в которую одет спикер, и освещение), если допустить, что большинство людей слушают, а не смотрят?
Екатерина: Красота — она не спасёт мир. В том смысле, что от отсутствия красоты никто не умрёт. Но красота добавляет нам счастья и радости. Допустим, попадаешь в Рим. Идёшь по мощёным улочкам, среди старинных зданий, и видишь вывеску с красивым шрифтом. Ну, вывеска и вывеска — от неё твоя жизнь не поменяется. Но если каждый день тебя окружают только красивые вывески, а не визуальный мусор, ты будешь комфортнее себя чувствовать.
Так же и с курсами. Можно не заморачиваться с подачей и красивой картинкой, но они задают правильную атмосферу.
Дмитрий: Напомню, что мы снимаем для направления «дизайн» — и коммуникация у нас происходит с людьми, которые чувствуют глазами. Поэтому нужно общаться с аудиторией на её языке и не занижать планку.
К тому же на уровне подсознания мы всегда тянемся к чему-то дорогому и прекрасному. Так же и студент подумает про наш продукт: здесь поработали, постарались. Это ведь всегда видно. Нельзя рассказывать про дизайн и снимать на помойке.
Think out of the box, или «выходите за рамки»
— Каждый видеокурс отличается от другого и содержит в себе интересные фишки. Как вы находите креативные идеи для съёмок?
Екатерина: — Идеи приходят как логичные решения поставленных задач. Например, на курсе «Стилист fashion-съёмок» есть модуль про историю моды. Для него мы выбрали анимацию — так можно динамично показать моду в разное время, отойдя от классической презентации.
Дмитрий: В другом модуле наш главный спикер, стилист, рассказывает, как подбирать образы. Здесь уже лучше всё взять и показать. В этом случае мы придумали снять один день из жизни стилиста: как он приходит на съёмки, руководит рабочей группой и всем процессом, с какими трудностями сталкивается.
Екатерина: Есть условный журнал Vogue, и для него необходимо сделать обложку. Стилист ездит в шоурумы, подбирает образы и приносит их в студию. Мы наглядно показываем, как она брифует визажистов, работает с фотографом, одевает моделей, контролирует их макияж, причёску и выход на площадку.
— В каких случаях стандартные, проверенные решения работают лучше?
Дмитрий: Всё ситуативно. Есть курсы, при подготовке к которым неуместно использовать красочные локации и придумывать что-нибудь эдакое. Например, это курсы для программистов. Основная задача IT-специалиста — писать код. Поэтому нужно показать работу в программе, наглядно продемонстрировать, как печатать этот код и как он функционирует, а остальное — лишнее и будет отвлекать студентов.
Екатерина: Да, курсам по программированию нужен скорее качественный монтаж. Например, показывать крупнее важные части интерфейса.
Но возьмём курс «Флористика с нуля». В нём есть модуль про горшечные растения. Гораздо продуктивнее взять горшок, землю, показать, как с ней работать и как сажать цветы, чем рассказывать это словами.
Много практики — это ещё и часть имиджевой истории. Мы хотим, чтобы люди удивлялись нашим решениям, приходили к друзьям и говорили:
«Я тут на курс записался, и, знаешь, там такой прикольный подход. Ты не слушаешь 50 уроков теории, а сразу начинаешь практиковаться».