Чем занимается видеопродюсер: поиски студии, планирование бюджета и борьба с форс-мажорами
Видеопродюсеры Екатерина Иванова и Дмитрий Соколов рассказали, почему так сложно собрать команду, как проходит съёмка и какие бывают проблемы.
vlada_maestro / shutterstock
Главные моменты:
- в чём зона ответственности видеопродюсера (и где она заканчивается);
- что делать, если на площадке всё идёт вверх дном;
- без каких людей нельзя обойтись на съёмках;
- как развивать насмотренность;
- и как стать хорошим видеопродюсером.
Краткая справка
Екатерина Иванова и Дмитрий Соколов работают видеопродюсерами в отделе дизайна Skillbox. Они вместе отвечают за креативные концепции и сбор команды, придумывают идеи для съёмок, ищут локации, общаются со спикерами и проверяют сценарии. Дмитрий — оператор-постановщик, продюсер и зачастую главный оператор, который знает всё о съемках: он создаёт кадр и контролирует операторов.
Видеопродюсер — это мультиспециалист
— Многие не знают, в чём специфика профессии видеопродюсера, чем она отличается от профессии «просто продюсера» и креативного продюсера. Расскажите про вашу сферу ответственности.
Дмитрий: В рамках нашего онлайн-университета продюсер — это менеджер направления. Он «ставит на рельсы» весь курс.
Екатерина: Да, продюсер занимается программой от и до: начиная аналитики рынка и составления уроков до поиска партнёров. А мы как видеопродюсеры адаптируем видеоконтент курса под визуальное восприятие, ну и немного занимаемся украшательством — подбираем красивую локацию, думаем над внешним видом спикера.
— Насколько я знаю, видеопроизводство состоит из трёх этапов: препродакшн, продакшн и постпродакшн. А когда конкретно к процессу подключается видеопродюсер?
Екатерина: В классической команде за препродакшн отвечают сценаристы и продюсеры, а видеопродюсер придумывает концепцию видео и отвечает за её воплощение. У нас иначе: видеопродюсер задействован на всех трёх этапах.
Дмитрий: Вот появляется идея — «а давайте сделаем такой-то курс». Собирается рабочая группа из продюсера курса, видеопродюсера и методистов. Мы высчитываем, сколько специалистов потребуется привлечь и сколько всё это будет стоить.
Когда бюджет понятен, мы думаем над возможностями: например, хватит штатной студии Skillbox для съёмок или нет. В нашей студии процесс строится очень просто: есть человек, и он говорит на камеру, а специалист видеостудии, главный продюсер и методист контролируют процесс. Даже видеопродюсер зачастую не нужен.
— А если штатной студии недостаточно?
Дмитрий: Тогда мы ищем варианты исходя из наших задач. Студентам эффективнее показывать наглядно, а не просто рассказывать. Например, если нужно объяснить, как работают источники освещения, мы ищем студию с циклорамой и набрасываем предварительную концепцию.
Всё собирается воедино на стадии препродакшна — самой сложной и затратной части процесса. Это как бизнес-план для крупной компании. Мы должны прописать и продумать все детали и шаги, чтобы в день съёмки не было косяков: точно определить бюджет, подыскать хорошую локацию и людей, подготовить сценарий и оборудование, провести брифинг. Важен и размер площадки: если она меньше 60 квадратных метров, можем там не поместиться. Поэтому стараемся подбирать локации большего размера.
— В какой момент вы переходите от препродакшна к продакшну?
Дмитрий: День съёмки и её организация — это уже стадия продакшна. Если запись не состоится или что-то пойдёт не так, мы можем понести финансовые потери.
На стадии постпродакшна отснятый контент превращают в конечный продукт. Здесь видеопродюсеры формируют ТЗ исполнителям: на монтаж, звук, графику, цвет — и контролируют ход и качество работ.
Но бывают и исключения. Сейчас я, например, монтирую свой курс по ландшафтному дизайну. Зачем мне писать монтажный план человеку, если я лучше знаю структуру всего курса и материала, который снимал с командой. Смонтировать самому в таком случае — быстрее и эффективнее.
Команда и форс-мажоры
— Как вы распределяете между собой обязанности?
Екатерина: Наша работа с Димой делится примерно пополам. Дима классный менеджер, видеопродюсер и оперпост, поэтому он отвечает в первую очередь за качество картинки. С операторами они часто работают так: Дима снимает основной план, второй оператор снимает с бокового ракурса, а третий — подснимает детали. Вместе с ним мы следим за работой операторов и даём задания: подснять одежду, макияж моделей и другие мелочи, как это было при съёмке курса по fashion.
Я, в свою очередь, всех менеджерю: координирую команду и подрядчиков, подбираю реквизит, и составляю график съёмки. Форс-мажоры у нас случаются постоянно: например, приходим на площадку, а там не хватает мебели. Пока Дима с операторами выставляют свет, я бегу в прокат и арендую всё, что нужно. Мебель привозят, но после съёмки я должна проследить, чтобы её отдали.
Но вообще, у нас нет жёсткого разделения обязанностей, обычно мы с Димой просто обо всём договариваемся. Если я занята, подрядчиков встретит Дима, и наоборот. После съёмок мы вместе контролируем монтаж и финализируем отснятый курс. Вот такая командная работа на всех этапах продакшна.
— Вы упомянули, что стадия препродакшна включает в себя распределение бюджета. Видеопроизводство — это всегда сфера высоких затрат. Как вписаться в смету и не потратить лишнего?
Дмитрий: Прежде всего, нужно понимать, какова стоимость работ на рынке, знать, где найти хорошего специалиста, и общаться с людьми, которые в этом разбираются.
Недавно был кейс: знакомым сделали очень простую графику за 320 тысяч рублей. Мы посмотрели на это и решили, что то же самое можно сделать за 10 тысяч рублей. Там было 16 модулей, и в каждом из них графика сама себя дублировала. Обычно доплачивают за новый элемент, но не за повторяющиеся. Выходит, человек заплатил как минимум в 16 раз больше, чем мог бы. Зная рынок, ты понимаешь цены и можешь поторговаться, если потребуется.
Екатерина: В крайних случаях, если бюджет на продакшн совсем урезан, можно договориться со студией по бартеру, поспрашивать контакты у друзей или знакомых.
Для курса «Стилист fashion-съёмок» нам нужно было отснять бэкстейдж, как модели позируют фотографу, чтобы потом использовать эти кадры при монтаже. Спикер-стилист попросила приехать свою подругу, профессионального фотографа, и та согласилась. Мы заплатили ей немного — можно сказать, компенсировали потраченное время и стоимость такси. Хотя вообще фэшн-фотограф берёт
по 50–100 тысяч за фотоссесию. Такие удачные моменты тоже случаются.
«Нельзя просто взять и сказать: „не получилось“»
— Без каких людей никак нельзя обойтись на площадке?
Дмитрий: Наша съёмочная группа состоит из трёх человек: два оператора и звукорежиссёр. Часто бывает так, что я выступаю в качестве главного оператора. Как правило, приезжает также продюсер курса. И, конечно, наш спикер. Ещё можно добавить визажиста. Шесть человек — это тот минимум, с которым уже можно снимать. Казалось бы, шесть человек. Но, представьте, даже их бывает сложно организовать! А что говорить, когда собирается большая команда со всеми ассистентами, стилистами, моделями.
Екатерина: Чтобы уложиться в смену, мы прописываем план на каждый съёмочный день. Это, кстати, тоже задача видеопродюсера. Нужно закладывать в план не только работу, но и отдых, обед.
Время обычно планирую я, и всегда прописываю его с запасом, а команде сообщаю ужатое. Этот приём работает так: если кто-то немного опоздает, наш тайминг от этого никак не пострадает.
— Что самое сложное в вашей профессии?
Екатерина: Самое тяжёлое — это ответственность. Видеопродюсер отвечает за весь результат и за конечный продукт. Нет варианта просто взять и сказать: «не получилось», «человек не приехал», «визажист опоздал», — это не оправдание :) Всё должно быть сделано в срок. Опоздал визажист? Надо за 20–30 минут найти другого. Не пришла модель? Срочно просим кого-то приехать. Мы должны оперативно решать возникающие проблемы и укладываться в съёмочный день.
Например, на курсе «Стилист fashion-съёмок» мы захотели выложить гору косметики и заснять её, чтобы показать специфику профессии с размахом, но визажисты принесли недостаточно материалов. У нас в Skillbox есть штатный визажист, поэтому я позвонила ему: «Вова, нам нужно о-о-очень много косметики, набей полный мешок». Оказывается, он был занят. Я начала искать рядом с Вовой человека, который собрал бы пакет и отправил мне на такси. Нахожу и вызываю машину, но таксист отказывается от поездки.
Заказываю другое такси, и, наконец, долгожданный мешок приезжает. Я облегчённо раскладываю всё на столе, чтобы выглядело эффектно. Хотя косметика будет в кадре от силы секунды три, но она там нужна! Бывают и такие форс-мажоры.
Как стать хорошим видеопродюсером
— Какой бы совет вы дали начинающим видеопродюсерам? Как стать хорошим специалистом?
Дмитрий: Нужно всегда смотреть на ситуацию в целом и предвидеть возможные факапы. Сделайте язык одним из основных своих инструментов. Учитесь коммуницировать и договариваться с любыми людьми. И, конечно, надо много работать, многим интересоваться.
Ответьте себе на вопрос: что нового вы хотите найти здесь? Я оказался в профессии, просто потому что этот опыт был мне любопытен. До этого работал менеджером. А видеопродюсер — это всё-таки профессия про планирование, про то, что ещё не состоялось.
Екатерина: То же самое. До этого работала event-менеджером и превратила своё хобби, продюсирование, в работу. Чтобы быть хорошим продюсером, важно самому принимать решения и брать за них ответственность. Ещё нужно развивать насмотренность, так вы учитесь понимать, что хорошо, а что плохо.
— И как лучше развивать насмотренность?
Дмитрий: Нужно очень-очень много смотреть кино и рекламы, следить за трендовыми историями. Изучать, что делают самые топовые фильммейкеры, и что создают зарубежные конкуренты на онлайн-платформах. В YouTube, кстати, можно достучаться до всех нишевых звёзд: операторов, продюсеров.
Екатерина: Мне очень нравится книга «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана. Она не связана с видеосъёмками, но включает мозги и меняет мироощущение. Объясняет, как мыслят люди, как устроены вещи и как должен мыслить любой создатель продукта.