Если вы зумер: как работать с начальником-миллениалом или «иксом»
Разбираем, откуда берётся конфликт поколений внутри коллектива и что с этим делать.


Кадр: мультфильм «Босс-молокосос» / 20th Century Fox

О различиях в мышлении и ценностях сотрудников рассказала клинический психолог, специалист сервиса Alter Юлия Пестерева.
Сегодня в корпоративной среде соседствует три, а иногда и четыре поколения сотрудников. У каждой группы свои ценности, взгляды на жизнь и подход к работе.
В этом материале для редакции «Управление» Skillbox Media рассказываю, как найти общий язык с руководителем, если вы зумер, а он из поколения Y или X. Сначала разберём, почему могут возникать конфликты, а затем — как их избежать.
Почему представители разных поколений могут конфликтовать на работе
Хотя разнообразие возрастов, как правило, усиливает команду, оно же нередко становится источником конфликтов. Особенно часто с этим сталкиваются представители поколения Z — молодые специалисты, родившиеся после 1997 года.
Их запрос на гибкость, реализацию потенциала и равноправие нередко входит в противоречие с ожиданиями руководителей старших поколений, для которых дисциплина, иерархия и преданность компании остаются в приоритете. Молодые сотрудники нередко характеризуют начальников-«иксов» и миллениалов как авторитарных, нарушающих личные границы и нечутких людей.
Почему у зумеров сложилось такое представление о старшем поколении? Период взросления и становления старших коллег пришёлся на советский и постсоветский период, а организациям того времени была свойственна жёсткая иерархическая структура. В таких системах начальник всегда прав, а подчинённый должен чётко соблюдать субординацию, быть дисциплинированным и управляемым.
О принципах work-life balance тогда мало кто имел представление. Напротив, в обществе был распространён культ ударного труда и самопожертвования во благо общего дела. Представители старших поколений воспитывались в среде, в которой ставить личные интересы выше коллективных было стыдно и это публично порицалось.
Эти факторы повлияли на формирование у руководителей из старших поколений системы взглядов, согласно которой интересы компании у сотрудников по умолчанию должны быть на первом месте. Авторитет начальника является беспрекословным, а отказываться от переработок просто неприлично.
Очевидно, что эти установки и ожидания сильно отличаются от принципов, которых придерживаются в работе зумеры. Молодые специалисты заинтересованы в первую очередь в реализации своего потенциала и не готовы жертвовать комфортом и личным временем ради работодателя. Это нередко приводит к конфликтным ситуациям, если начальник эту позицию не разделяет.
Как найти общий язык с руководителем из другого поколения
Вот несколько советов, которые помогут избегать конфликтов и наладить хорошие отношения с коллегами вне зависимости от того, к какому поколению они относятся.
Отнеситесь с уважением к опыту и ценностям старших поколений. Руководители-миллениалы, «иксы» и бумеры выросли в другой реальности. Их отношение к работе — это смесь тревоги, ответственности и убеждения, что нужно терпеть и доказывать свою полезность компании. Для них большое значение имеют уверенность в завтрашнем дне, социальный статус и одобрение окружающих.
Открыто противопоставляя свои убеждения этим ценностям, невозможно приблизиться к взаимопониманию. Это не повод молчать, но при общении лучше не оспаривать напрямую взгляды начальника, а делать акцент на поиске компромисса между своими и его установками.
Изучите особенности субординации и корпоративной культуры, принятые в компании. Зумеры ценят в коммуникации горизонтальность и открытость, тогда как для старших поколений важна дистанция и уважение к статусу. Если вступать в коммуникацию слишком свободно, это может быть воспринято руководителем как фамильярность и несерьёзность.
В начале лучше выстраивать контакт более формально: соблюдайте субординацию, благодарите за обратную связь, уточняйте ожидания. Потом, если вы увидите позитивный отклик, можно перейти к более свободному стилю.
Проявляйте инициативу и ответственность. Многие руководители жалуются на молодых сотрудников: «Они всё время говорят о своих потребностях, но не берут на себя никаких лишних обязательств». Зумеры и правда склонны беречь себя, однако из-за этого порой доверие к ним снижается.
Периодически полезно показывать, что вы заботитесь не только о себе, но и об интересах компании. Это повышает уровень доверия и уважения к вам как к сотруднику, что открывает возможность для диалога.
Ищите точки соприкосновения. Различия в подходах к работе у зумеров и начальников-бумеров, «иксов» или миллениалов очевидны. Однако, если фокусировать внимание исключительно на противоречиях, коммуникация зайдёт в тупик.
Старайтесь почаще подсвечивать зоны, где ваши с начальством интересы пересекаются. Это создаст хорошую основу для взаимопонимания и снизит напряжение между вами.
Учитесь не домысливать обратную связь. Многие зумеры болезненно воспринимают критику, особенно если она преподнесена, как им кажется, в сухой, нечуткой манере. Нередко молодой сотрудник извлекает из неё собственный смысл, например «Меня тут совершенно не уважают».
Но руководители из старших поколений зачастую просто не умеют давать обратную связь иначе, ведь их самих воспитывали так. Стоит напоминать себе, что за «сухой» обратной связью совсем не обязательно кроется неуважение, пренебрежение или высокомерие. Часто причиной является неумение руководителя делать критические замечания, оставаясь при этом эмпатичным и поддерживающим.
Развиваете карьеру? Эти материалы редакции «Управление» Skillbox Media могут быть вам полезны
- Как ставить карьерные цели, когда мир вокруг такой нестабильный
- 5 ошибок при отклике на вакансию, из-за которых не берут на работу
- Работаю целый день, а кажется, что ничего не сделал. Как быть?
- Нужно ли учиться руководить и какие навыки нужно развивать: отвечают опытные руководители
- 7 типов вопросов, из-за которых вас могут не взять на работу