Екатерина Текунова, Rambler&Co: «В какой-то момент я обнаружила, что упёрлась в потолок»
В начале карьеры Екатерина Текунова фактически бросила себе вызов: отказаться от высокооплачиваемой должности в банке и осознанно пойти на понижение. Приняв волевое решение, она оказалась в сфере IT — и сегодня ни о чём не жалеет.
vlada_maestro / shutterstock
В интервью Екатерина рассказала о том, как самостоятельно овладеть всеми навыками управления диджитал-проектами и возглавить дирекцию по продуктам в одной из крупнейших медиагрупп страны, даже если ты гуманитарий.
В интервью Екатерина:
- объяснила, как самостоятельно овладеть навыками управления диджитал-проектами;
- рассказала про работу над геолокационными сервисами «Яндекса»;
- рассказала про приход в «Rambler&Co» и первые ошибки;
- объяснила, что главный инструмент маркетинга — здравый смысл.
«Это было понижение в должности, но я стала ближе к IT»
Я окончила факультет журналистики МГИМО, отделение «Связи с общественностью в бизнесе». После учёбы устроилась пресс-секретарём в один банк, который впоследствии был поглощён «Открытием».
Это был 2008–2009 год — кризисное время. В какой-то момент я оказалась едва ли не единственным человеком, который мог бы что-то делать с корпоративным сайтом. Меня не устраивала скорость работы нашего веб-мастера. Мы договорились, что он предоставит мне доступ и я сама буду публиковать там новости.
Сайт работал на CMS, но мне всё равно приходилось использовать HTML, чтобы форматировать тексты и создавать таблицы — их было немало. Чтобы научиться работать с HTML, нашла какой-то онлайн-учебник — он на некоторое время стал моей настольной книгой. Когда веб-мастер из банка ушёл, доступ остался только у меня. Пришлось вплотную заняться не только пресс-релизами, но и сайтом.
Примерно в это же время я поняла, что заниматься сайтами мне интересней, чем работать пиарщиком. Начала прикидывать, как мне попасть в IT.
Самое классное в этой истории: на собеседовании с коммерческим директором выяснилось, что ему нужен не личный помощник, а человек, который в его подчинении будет курировать работу отдела маркетинга. У начальника не было времени изучать документацию, которая сыпалась к нему на стол пачками. Я начала готовить для него сводки, коротко объяснять, что происходит в отделе. Проводила аналитику и предлагала решения. Довольно быстро руководство отделом маркетинга полностью перешло ко мне.
Помимо деятельности по привлечению новых клиентов, мы запускали разные партнёрские проекты. Одним из них стал лёгкий конструктор сайтов, который покупался сразу со всем пакетом (доменом и хостингом) и был рассчитан на широкую аудиторию.
Это был мой первый проект — и продуктовый, и проджектовый одновременно. На нём я совершила, кажется, все ошибки, которые могла. Криво описала продукт, плохо прописала продуктовые требования, не провела работу по декомпозиции задач и построению плана с отделом разработки. Со сроками всё было плохо, с целеполаганием — ещё хуже. Удивительно, что этот проект вообще запустился.
Пару раз на старте я нарушала главный принцип: «сначала проверяй, а потом влезай в разработку». В Rambler&Co, например, была история, когда мы делали один продукт и я самонадеянно решила, что нечего там проверять. В итоге мы потратили кучу времени на разработку, а он не взлетел (хотя можно было легко и дёшево всё проверить на старте).
Любая ошибка — это прежде всего возможность научиться чему-то новому. Но хороший продакт не наступает по многу раз на одни и те же грабли. Этим он и отличается от плохого.
Про работу в «Яндексе»
Чтобы попасть в «Яндекс», я прошла четыре собеседования и выполнила три тестовых задания. Это нормальная практика при трудоустройстве в эту компанию. Во время заключительного интервью меня собеседовали семь или восемь человек. Это был довольно жёсткий опыт. Специфику работы я уже знала (всё было близко к тому, чем я занималась в хостинге), но в процессе интервью выяснилось: они ищут менеджера для API «Яндекс.Карт». Для меня это была новая сфера. Пришлось не только узнать, что такое API, но ещё и в геоспецифике разобраться.
Если кто-то не знает, API «Яндекс.Карт» — это такой инструмент, который позволяет встраивать карты на сторонние сайты, начиная от схем проезда и различных маршрутов и заканчивая сложными интеграциями с другими продуктами.
Мне тогда сильно повезло. У нас была отличная команда разработчиков, и первые несколько месяцев они всё терпеливо мне объясняли. Это помогло быстро погрузиться в работу. Я стала вести клуб API «Яндекс.Карт». Много общалась с пользователями и выясняла их потребности. Поскольку с «Яндекс.Картами» всё получалось, меня отправили упорядочивать деятельность, связанную с остальными API компании.
Так я стала руководителем группы развития продуктов для разработчиков. Примерно в это же время мы с коллегами из отдела по распространению технологий создали сайт tech.yandex.ru. Казалось бы, работай и радуйся.
Но в какой-то момент я обнаружила, что упёрлась в потолок. Продукты для разработчиков — слишком специфичная сфера. Зачастую такие проекты требуют огромных инвестиций, но не приносят значимого профита. По крайней мере, на начальном этапе. Развиваться было некуда. Я приняла решение двигаться дальше.
Про работу в Rambler&Co
Три года назад меня пригласили в Rambler&Co на позицию руководителя сервиса «Платформа». Он объединяет в себе разные продукты, которые используются почти на всех ресурсах группы компаний. Ведь Rambler&Co — это не только медийный портал Rambler.ru, но и Lenta.ru, Gazeta.ru, Afisha, Чемпионат.com, LiveJournal, Мослента, WMJ.ru, Passion.ru и ещё много чего.
Когда я пришла, мне отдали два продукта: общие системы авторизации и комментариев. Сейчас в «Платформу» входят шесть сервисов. За три года мы сделали общий платёжный шлюз, систему для создания опросов, тестов, викторин. Запустили сервис «Рамблер/лайки» (это такие кнопки для сайтов), подняли свой собственный email-бот. Сейчас развиваем видеоплатформу. Проект либо заходит, либо нет. Если не заходит, нужно найти в себе смелость от него отказаться.
Тот же самый «Рамблер/видео». Как отдельный домен он оказался не нужен пользователю. Но мы его не закрыли, а расформировали. Сегодня практически в каждой новости есть видео из этого сервиса. Но пользователь находит его не в отдельном загончике, а там, где оно и должно быть, — под релевантной новостью. Пользователю нужно предлагать только тот контент, который ему интересен, и только в тех местах, где им удобно пользоваться.
Подстраиваться под аудиторию или воспитывать свою? На этот вопрос нет однозначного ответа. Был такой продукт — «Яндекс.Мастер». Помните его? Вот именно. Несмотря на огромную аудиторию «Яндекса», этот проект не зашёл. Прежде чем пытаться навязать что-то пользователю, пусть даже это будет абсолютно прорывной идеей, важно понять, нужно ли это аудитории.
Сейчас читатели портала Rambler.ru прежде всего заходят за почтой и новостями. Мы перестали строить из себя то, чем не являемся. Просто подстроились под нужды пользователей и стали медийным проектом.
Знаете, в чём проблема больших компаний? Когда у них есть ресурсы, они обязательно делают что-либо, просто потому что могут себе это позволить. Профессиональный продакт-менеджер должен находить в себе силы внедрять гениальные идеи, только исходя из интересов компании, в которой работает.
«Формочки» — это лишь вершина айсберга
Я часто вижу снобизм по отношению к некоторым сервисам. Молодые люди, которые принимают решение заняться продакт-менеджментом, в первую очередь смотрят в сторону массовых пользовательских продуктов. И упускают из виду продукты инфраструктурные. А в них сейчас происходит не меньше интересного.
Когда я пришла в Rambler&Co, мне сказали: «Нужно будет заняться авторизацией». Тогда у меня это вызывало недоумение. Ничего себе, чтобы настраивать авторизацию, нужен отдельный продакт-менеджер?
Я думала, что вся работа по этому направлению должна сводиться к отрисовке форм ввода логина и пароля на сайте. Но, когда начала погружаться, выяснилось, что «формочки» — это лишь вершина айсберга. За всем этим стоят огромные базы данных, системы борьбы с ботами. Эти технические нюансы не видны пользователю.
Хороший кейс — сервис «Рамблер/гороскопы». Когда мне предложили над ним поработать, я подумала: «Ну вот, докатилась!» На самом деле разбираться в нём оказалось едва ли не самым интересным опытом.
Техническое образование очень помогает на старте. Зачастую человек без бэкграунда будет копаться несколько дней, пытаясь решить какой-то вопрос, в то время как технарь сделает всё за день. Однако в управлении проектами всё заточено на желание постоянно учиться. Мой пример отлично показывает, что в этой профессии нет ограничений.
Самая востребованная методика — здравый смысл
Здравый смысл, любовь к технологиям, коммуникации и эмпатия — на этом всё держится. Вообще, если говорить про секреты успеха в управлении проектами, вот они.
Не бойтесь что-то менять
В тот момент, когда я поняла, что хочу развиваться в IT, совершенно спокойно перешла на должность помощника коммерческого директора. После руководителя отдела маркетинга стала простым маркетологом. Я осознанно шла на понижение, поскольку видела перед собой цель. Если работа не приносит удовольствия, нужно быть готовым пожертвовать деньгами, красивой должностью и временем. Придётся изучать новые вещи.
Любите новые технологии
Нужно следить за всем происходящим, читать блоги, новости, не пропускать обновления, пробовать самостоятельно запускать какие-то проекты. В общем, быть на гребне волны.
Знание теории значительно облегчает задачу
Но самая востребованная на рынке методика — это всё-таки здравый смысл. Почему я не боюсь приглашать на работу менеджеров без опыта? Потому что верю в здравый смысл. А его можно привнести в проект из каких угодно областей и обладая какими угодно знаниями.
Продакт-менеджеру важно адекватно оценивать ситуацию и не пытаться навязать популярную методологию на уже отлаженный внутри команды процесс. Прежде чем что-то предложить команде разработчиков, аналитиков, маркетологов, стоит изучить уже существующие процессы, узнать об имеющихся проблемах и рассмотреть способы их решения.
У меня никогда не было серьёзного «выгорания» на работе. Был момент, когда я заскучала в «Яндексе». Тогда я пришла к своему руководителю, и мы откровенно поговорили. Он честно сказал, что других проектов нет и если мне совсем грустно, то лучше будет подыскать другое место.
Главное — не путать временно плохое настроение и реальный профессиональный тупик (когда уже сделал всё, что мог, и пора двигаться дальше). Хотя я не понимаю эти истории про «всё бросить и уехать жить на остров». В возрасте около 30 лет жизнь только начинается, столько всего ещё нужно успеть сделать. Если не видишь себя в конкретной профессии или компании, меняй её. Работы на рынке сейчас очень много.
Приложения, установленные на смартфоне Екатерины
Календарь. Я всё стараюсь вносить в календарь: от деловых встреч до личных. Держать много информации в голове невозможно. Это приложение помогает планировать время. Из мессенджеров использую Telegram и электронную почту. Использую Exсel — практически всё можно делать в нем. Еще Pokemon Go и Mi Home. Остальное — как у всех.