Digital-трансформация одного человека
Петр Бочков, руководитель отдела бизнес-образования Skillbox, написал колонку — о том, как происходил его переход из печатного СМИ в IT компанию.
vlada_maestro / shutterstock
Digital как способ остаться в профессии
Я успешно делал карьеру в одном из лучших издательских домов России, развивал региональные версии крупного сетевого еженедельника. Большинство моих регионов выполняли бюджет, а там, где возникали сложности, я с коллегами из функциональных подразделений проводил антикризисы — и издание оставалось лидером на локальных рынках.
Бизнес печатных СМИ — это технологии, отработанные десятилетиями, если не веками. Правила успеха просты: редакция делает релевантный аудитории контент и привлекательную обложку. Журнал продается в розницу по единой цене в 100% торговых точек. Менеджеры находят рекламодателей, а производственники следят за полиграфическим качеством. Данных в принте не очень много. Раз в квартал ты получаешь общероссийские измерения аудитории, еще реже — аудиторию регионов.
Печатная пресса в 2000-х была одним из немногих бизнесов, где гуманитарию платили хорошие деньги. Думаю, не ошибусь, что в печатной прессе, особенно той, которая хорошо продавалась, снобизм был всеобщим.
Первые известия о digital не вызывали ни у кого беспокойства. Скорее наоборот — это был снисходительный интерес великана к карлику: да, есть там какая-то мелочь, но куда ей до нас!
Ситуация резко изменилась после кризиса 2009 года. Продажи рекламы рухнули, вскоре упали и тиражи. Стало понятно: надо перебираться в интернет, если хочешь сохранить себя в профессии. Я, правда, не очень спешил с переходом: высокая зарплата и рутина удерживали в принте. Но в итоге я добился перевода на работу в digital-подразделение корпорации.
Digital как разочарование
Я радовался успешному переходу в растущую отрасль и рассчитывал, что впереди будут одни успехи. Диджитал я представлял как принт, но только в интернете. Казалось, сейчас все будет хорошо. Но на самом деле в моей карьере начинался длительный период застоя. И главной проблемой оказался я сам, а не новая предметная область. Я упрямо применял подходы, которые приносили успех в печатных СМИ. Но теперь они порождали лишь проблемы.
В принте ты детально продумал и обосновал решение, написал развернутое письмо и убедился, что все им руководствуются. Дальше контролируешь внедрение. В digital внутри организации все быстро меняется. Здесь могут изменить решение через час после совещания, потому что появились новые данные. Такое было немыслимо в принте.
Меня страшно раздражал стиль делового общения в digital. Я привык воспринимать электронное письмо как важный документ. Но в ответ на вежливый e-mail мне приходил какой-то набор слов с кучей орфографических ошибок и без запятых. Много раз, получив письмо, я списывался с автором в мессенджере, пытаясь понять, что же он все-таки имел в виду. В итоге стало понятно, что почта может использоваться только для анонса важных решений. А остальное время надо просто разговаривать с людьми.
Но и устная коммуникация оказалась, мягко говоря, специфичной. Я привык, что люди приходят на совещания с продуманным решением проблемы. И мы обсуждаем, на каком из них в итоге остановиться. В digital все было иначе. Никакого проекта решения нет. Коллеги прямо на месте начинают думать, как поступить. Но хуже всего, что из десяти принятых решений потом вспоминают только о пяти, а реализуют два. И делают это иначе, чем собирались вначале.
На новой работе не оказалось культуры жесткого дедлайна, к которой я привык. В печатной прессе тебя скорее всего уволят, если ты вовремя не отправил файл в типографию. В digital, конечно, существует какой-то финальный срок, к которому хорошо бы успеть. Но в рамках проекта не важно, как добиться промежуточных результатов.
Один раз я несколько дней делал график Ганта, запустил проект и начал его контролировать. Каково же было мое изумление, когда я не смог этого сделать! Коллеги просто не понимали, что, собственно, меня беспокоит и с недоумением говорили: «Не зарелизились? Ничего страшного! Завтра зарелизимся. Мы же вроде успеваем к дедлайну». Но я привык полагаться на что-то более веское, чем расплывчатые предположения. И страшно злился. В итоге, кстати, успели. Но с другими параметрами качества, чем первоначально заявляли.
Что бы ни говорили на публику топ-менеджеры, для печатных СМИ важны тираж и производство. Замена конкретного человека чаще всего не сказывается на результате. А в digital важны только люди. Для меня оказалось большим сюрпризом, когда человек уволился и работа встала. Его знания оказались уникальны для команды, и никто не смог подхватить проект. И да, здесь все помешаны на «печеньках» и устройстве офиса. Я долго не мог понять, почему это важно.
Мне было страшно обидно за бывших коллег, которые сидят ночами на сдачах номера и никто не покупает им соки и мюсли. Но постепенно я убедился, что в digital люди воспринимают работу как образ жизни в комфортном пространстве, а не как труд «в поте лица своего».
Ко всему этому я привыкал года три, если не больше. В это время у меня не было заметных успехов.
Digital как самореализация
В какой-то момент я понял: то, что приносило успех раньше, сейчас точно не работает. Надо меняться. Я сформулировал несколько подходов, благодаря которым снова начал без стресса добиваться стабильных результатов. Они не новы, о них пишут авторы деловой литературы, но прочитать в книге и начать применять на практике — это очень разные истории.
Самое главное: я решил, что рад переменам и новому в моей жизни. Короче, старая добрая открытость миру. Я ведь каждый день наблюдаю, что жизнь меняется все быстрее, а доходы знакомых, отрицающих происходящее, стабильно падают. А это, согласитесь, весомый аргумент. Разумеется, решить меняться гораздо легче, чем на деле скорректировать свой подход. В каждой новой или нестандартной ситуации я говорил себе: «Вот это отличный случай попробовать новое. Стоит рискнуть». В большинстве случаев риск оказывается оправданным.
Я сейчас очень жестко ориентируюсь на метрики. Свой KPI надо заботливо растить-удобрять. Если с ним что-то не так, разбираться, в чем дело. Еще лучше найти опережающие показатели и начинать реагировать на происходящее до того, как обвалится ключевая метрика. Короче, дашборды рулят.
Надо привыкнуть, что все вокруг имеют собственное мнение. Даже если оно абсурдно, его не надо игнорировать. Пригодится для расширения сознания. Каждый раз, когда хочу сказать человеку нет, я говорю себе: стоп! Все действительное разумно, что бы ни вкладывал в эту фразу старина Гегель. Да, это противоречит моему опыту. Но, возможно, я что-то упускаю из виду. Мне надо разобраться, почему человек думает именно так. И только потом решать, кто из нас прав. Простейшие рассуждения, но они работают!
Я начал продавать свои решения и давать эмоциональную обратную связь. Чаще всего коллегам недостаточно рациональных аргументов и формальных инструкций, значит, они должны получить нечто большее.
Я перестал бояться делать ошибки. Ошибка не проблема, когда ты быстро откатил последствия. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Извините за банальность.
Я больше не боюсь сознаться, что чего-то не знаю или не понимаю. Вокруг все что-то не понимают, экспертиза слишком диверсифицировалась и универсальные солдаты ушли в прошлое.
Одним словом, в любой непонятной ситуации (с) имеет смысл пробовать перейти в digital. Даже, если ты работаешь в отрасли, далекой от медиа. Я лично получил два важных преимущества — востребованность и удовольствие каждый день решать нестандартные задачи. Но этим дело не исчерпывается: в digital можно работать удаленно и получать заметно большие деньги, чем платят в регионах. Коллеги, живущие за пределами Москвы и Питера, говорят именно об этом.
Сейчас я уже не обесцениваю свой опыт работы в печатных СМИ. Как ни странно, он дал мне важные преимущества на digital-рынке: внимание к деталям, умение выдерживать сроки, культуру подготовки документов и многое другое. На самом деле, все эти навыки по-прежнему определяют успех человека.
Стиль управления может разительно отличаться даже в компаниях, которые занимаются одним и тем же. Что говорить о таких разных отраслях, как печатные медиа и digital. Однако ничто не должно мешать вам развиваться и пробовать себя в новом деле — хотя адаптация и может оказаться болезненной. Рекомендуем менеджерам, которые решили перейти в IT, наш курс «Управление digital-проектами» — мы подготовили его вместе с руководителем и project-менеджерами студии «Сибирикс».