Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Управление
#Мнения

Болеть нельзя приходить: почему сотрудники боятся уходить на больничный

Разбираемся, как культура «героизма» влияет на бизнес и зачем её менять.

Кадр: мультипликационный сериал «Белоснежка и семь гномов» / Walt Disney Productions

Статью подготовила руководитель направления «Стратегический маркетинг» высшего управленческого персонала «АРБ Про» Дарья Фильченко.

Часто сотрудники вынужденно или добровольно работают во время болезни и не пользуются правом выйти на больничный. Причины такого поведения кроются в токсичной корпоративной культуре, где больничный считается слабостью, а переработки поощряются.

Согласно исследованию, каждый второй респондент в России не оформляет больничный лист, а каждому пятому руководство компании вовсе запрещает это делать. Многие сотрудники уходят на больничный только в исключительных случаях, опасаясь показаться ненадёжными или потерять статус.

В материале для редакции «Управление» Skillbox Media расскажу:


Как отказ от больничного влияет на работу компании

Работа во время болезни катастрофически снижает эффективность. Больной сотрудник вынужден тратить больше времени на простые задачи, допускает больше ошибок и быстро выгорает.

Это затормаживает работу всей команды: создаются «узкие места», сроки выполнения проекта срываются, обязанности переходят коллегам. К тому же присутствие больного на рабочем месте лишь создаёт иллюзию контроля результата, но не влияет на реальный ход дел. Потери компаний от сниженной эффективности больных сотрудников несоизмеримо выше, чем от официальных больничных.

Нередко «герой», не ушедший на больничный, становится разносчиком инфекции. Один заболевший сотрудник может заразить почти половину отдела всего за несколько дней. Это повышает расходы на охрану здоровья всего коллектива, увеличиваются среди прочего затраты и на больничные для персонала.

Кроме того, пресловутая верность работе вопреки всему оборачивается серьёзным выгоранием. Постоянный стресс и усталость от попыток совмещать болезнь с работой бьют по психическому здоровью, в результате выгоревшие сотрудники увольняются.

Это приводит к дополнительным затратам на подбор и обучение новых людей, а внутри команды снижается вовлечённость и мотивация. В совокупности все эти факторы негативно сказываются на долгосрочной устойчивости бизнеса.

Почему люди продолжают работать несмотря на болезнь

Сотрудники сознательно отказываются от больничных из-за токсичности корпоративной культуры и нежелания терять деньги.

Страх. Сотрудники опасаются, что руководство расценит болезнь как признак слабости, недостаточной преданности компании или ненадёжности самого специалиста. Людей волнует, не потеряют ли они карьерные возможности, премии или уважение босса за пропуск работы по болезни.

Финансовые мотивы. Опросы показывают, что важную роль играет беспокойство о потере дохода — например, премии или основной части заработной платы. Люди предпочитают выйти на работу в любом состоянии и получить стабильную сумму в день зарплаты вместо того, чтобы привести в порядок здоровье и быть в неведении, насколько меньшим будет доход в этом месяце из-за болезни.

Как руководитель может изменить культуру «героизма»

Чтобы сломать старую парадигму «работать любой ценой», руководителю необходимо целенаправленно формировать другую корпоративную культуру. Вот на что нужно обратить внимание в первую очередь.

Психологическая безопасность. Лидеры должны открыто заявлять о том, что здоровье сотрудников важнее подвигов на работе, а больничный — это норма и ответственность, а не слабость.

Менеджерам нужно уметь вовремя распознавать признаки переутомления у подчинённых и подготовить варианты передачи функций на время болезни, а также поощрять создание системы подстраховки. Продумайте пошаговые инструкции, кто и что делает в случае отсутствия основного специалиста на рабочем месте.

Политика отпусков и больничных. Компания должна гарантировать достаточный оплачиваемый больничный без скрытых штрафов или потери льгот при его использовании. Важно, чтобы сотрудники были уверены: они не потеряют премию или бонус из‑за больничного, и их место не окажется под угрозой.

При этом сама система мотивации должна основываться не на количестве отработанных часов или дней, а на эффективности и результатах работы. Если поощрять сотрудников бонусами за достигнутые показатели или вовремя выполненный проект, необходимость приезжать в офис в любом состоянии для них пропадёт.

Личный пример. Топ‑менеджеры и непосредственные начальники должны демонстрировать «правильное поведение»:

  • брать больничный при необходимости и уважать коллег, поступающих так же;
  • хвалить сотрудников за высокую эффективность и производительность труда во время рабочего дня;
  • поощрять тех, кто грамотно планирует своё время;
  • вводить мораторий на решение рабочих вопросов в почте 24/7 и общение в выходные;
  • поддерживать автоматизацию процессов.

Открыто заявив, что болеть — это нормально, и грамотно выстроив систему мотивации и поддержки, руководитель может изменить правила игры. Компании, которые ставят здоровье сотрудников во главу угла и измеряют вклад по результатам, а не по присутствию, снижают затраты на работу с последствиями болезней и выгорания, а в долгосрочной перспективе укрепляют свою конкурентоспособность.

Изучаете менеджмент? Эти материалы редакции «Управление» Skillbox Media могут быть вам полезны





Более 80 курсов со скидкой до 60%
Курсы по Excel, бухгалтерии, управлению проектами, аналитике для старта карьеры. Подарок — бесплатные уроки по нейросетям.
Записаться →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована