4 правила, которые уберегут ваш бизнес от краха
Всегда есть вероятность, что ваш бизнес закончится крахом. Сегодня мы расскажем, как этого избежать.
vlada_maestro / shutterstock
Сами правила простые — непросто им следовать. Но попробовать стоит. Начинаем!
1. Убедитесь, что верно оцениваете ситуацию
Самая короткая дорога к банкротству — неверно оценивать условия, в которых находится ваш бизнес.
Проявляться это может по-разному. Вот несколько примеров:
- ваша компания живёт не по карману;
- вы пытаетесь точь-в-точь повторить чужую схему;
- вы слепо следуете чужим советам.
Что делать. Следите, чтобы ваши идеи соответствовали реальным условиям. Всё равно реальность напомнит о себе — в самый неожиданный момент.
Например, вы решили открыть салон красоты, и у вас в голове есть прекрасный образ — но он обойдётся примерно в пять миллионов, а на счету у вас только три. Несмотря на это, вы всё равно пытаетесь сделать салон красоты за пять миллионов, и… ваш бизнес заканчивается, так толком и не начавшись.
Или: у вас пять миллионов, и вам на всё хватает. Но внезапно вы видите красивую люстру, которая не влезает в бюджет, и тогда влезаете уже вы — в долги.
Всегда учитывайте свою ситуацию, свои возможности и помните: то, что работает у других, не обязательно будет работать у вас.
2. Не теряйте ориентиры, придерживайтесь «навигационной схемы»
Надёжная дорога к банкротству — вести бизнес без определённого бюджета, без ясных ролей, вслепую.
Что делать. У вас должен быть ясный ориентир, маршрутная карта. Среди тех, кто делает бизнес чисто интуитивно, выживают немногие. Зато интуиция, подкреплённая бизнес-планом, — ядерная сила.
Поэтому распишите для себя «навигационную схему» доходов и расходов — и идите по ней. Если вам ещё и стартовать удалось удачно, то тем меньше шансов обанкротиться. Чёткая организация финансов и их разумное распределение — ваши лучшие помощники.
3. Касса для вас не существует
Дорога к банкротству через кассу. Владельцам бизнеса знакомо такое выражение — «добежать до кассы». Многие любят понемногу оттуда брать — жить же на что-то надо. Это не только нарушает систему доходов и расходов, но и вредит рабочему духу в коллективе.
Что делать. Получайте деньги явным и прозрачным способом — например, через распределение дивидендов, причём делать это желательно не раз в месяц, а реже — например, раз в квартал. Или же назначьте себе зарплату. Если для этого нужно скорректировать бюджет — сделайте это.
Не забывайте: финансы требуют от владельца бизнеса дисциплины и самоорганизации. Если вы знаете, что этих качеств вам не хватает, работу с финансами лучше делегировать.
4. Наведите порядок и контролируйте
Извилистая дорога к банкротству — кривые договорённости. Например, вы нашли партнёра по бизнесу, который идеально вам подходит. Вы даёте ему контроль над некоторыми подразделениями. Постепенно роли сливаются, ваш авторитет и первенство уже не так однозначны… И тут человек постепенно выходит за границы договорённостей. Наступает кризис, и всё это взрывается. Иногда так рушатся крупнейшие компании. Потому что, пока они росли, вместе с ними росли и амбиции людей, а договорённости не были своевременно прописаны.
Это касается любого делегирования, кому бы вы ни поручили часть обязанностей: администратору, финансовому директору или партнёру. Не обеспечив единое смысловое поле, вы запросто можете остаться без бюджета, контроля дохода и представления о движении денежных средств.
Что делать. Наведите порядок и контролируйте. Даже делегируя работу с финансами, не забывайте за ними следить: вы должны понимать, что происходит в вашем бизнесе. Полномочия и ответственность должны быть ясно прописаны — документально — даже с самыми надёжными людьми, с теми, в ком вы уверены.
И речь не только о договорах. Не всё можно прописать в юридических документах — не забывайте и про этические правила, про этический кодекс. С этими документами тоже стоит сверяться.
Часто в крупных компаниях даже приглашают внешнего члена совета директоров, который не получает дивиденды, поэтому смотрит на бизнес более отстранённо. Он помогает следить за бизнесом «сверху», как наблюдатель.