Почему пропал интерес к работе и что делать, чтобы его вернуть
Есть несколько способов. И нет, мы не предлагаем с ходу менять профессию!
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Из статьи вы узнаете:
- почему работа может стать неинтересной;
- как поступить, если в целом всё нравится, но всё равно что-то смущает;
- что делать, если пришёл к выводу, что надо менять работу;
- как вернуть интерес, практически ничего не меняя.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Почему пропадает интерес?
Работа может перестать радовать по множеству причин. Возможно, дело не в самой работе, а в регулярном стрессе: вы не высыпаетесь, сильно устаёте или у вас проблемы в семье, а на улице плохая погода. Может быть, вам не подходит компания, сфера деятельности или даже профессия.
Если есть ощущение дискомфорта, то абсолютно точно нужно что-то менять. Но важно подойти к этому вопросу осознанно и для начала понять, почему работа перестала нравиться. И исходя из этого — разрабатывать план действий.
Причины бывают разные. Вот самые распространённые (но у вас могут быть свои — хорошенько подумайте над этим):
- Вы выполняете рутинные задачи изо дня в день, из-за чего вам попросту скучно.
- Вы переросли свою работу, достигли всего, чего могли, и хочется двигаться дальше.
- Стало слишком сложно. Например, на вас взвалили дополнительные задачи, на выполнение которых не хватает компетенций, или они трудоёмкие и отнимают слишком много времени и сил.
- Вы не видите ценности своей работы. Когда человек в большой компании отвечает за конкретную часть работы, он часто не видит итогового результата. От этого ему может казаться, что его труд не значим.
- Не устраивает зарплата. Деньги — важная часть соглашения между вами и работодателем. Естественно, интерес к работе пропадает, если кажется, что ваш труд не оценён по достоинству.
- Вам может не нравиться график, коллектив, офис, руководитель или коллега. Конфликты с коллегами или буллинг, некрасивый или неудобный кабинет (холодный, тёмный, вечно ломается техника или мебель) тоже могут стать причиной того, что работа не радует.
Проводим инвентаризацию причин
Когда вы составите список конкретных причин, нужно понять, можете ли вы как-то изменить ситуацию. Варианты такие:
- Могу изменить.
- Не могу изменить, и тогда это нужно принять (либо отказаться от этой работы). Это не значит, что вам нужно игнорировать проблему, — это значит, что вам нужно научиться не переживать из-за неё, даже наедине с собой.
- Не могу изменить сейчас, но могу отложить. Иногда нужно пожить с проблемой, чтобы понять, какое решение будет оптимальным. Давать себе время — полезная практика при принятии решений. Но важно поставить себе конкретный срок, чтобы откладывание не превратилось в игнорирование.
Проводить инвентаризацию проще всего в виде таблицы с тремя столбиками — проблема, стратегия решения (изменить, принять или отложить) и конкретные действия.
Мы приведём пример такой таблицы, но у каждого она получится индивидуальной с учётом ситуации и ресурсов.
Когда таблица составлена, нужно посмотреть на неё максимально объективным взглядом, будто её заполнили не вы, а кто-то другой. Готовы ли вы к тем действиям, что описали в правом столбике, или нужно немного подождать? Дайте себе пару дней, прежде чем приступать к активным действиям. Такая передышка даст возможность ещё раз всё хорошо обдумать.
Это упражнение поможет осознать ваши ценности в работе. Даже если с его помощью не удалось вернуть интерес к тому, чем вы занимаетесь сейчас, то опираясь на эти знания вы сможете более осознанно подойти к выбору другого места работы.
Читайте также:
А если пришёл к выводу, что всё же нужно менять работу?
Такое бывает 🙂 Но и тут, возможно, не надо менять всё кардинально.
Более безопасный вариант — смените работодателя. Процессы в компании, коллектив или постоянный стресс мешают чувствовать себя комфортно и понимать свои желания. В таком случае, возможно, спокойная обстановка в другой компании вернёт вам интерес к профессии или даст время и силы подумать о переходе в другую.
Смена профессии — смелый вариант. Это подходит тем, кто готов учиться и осваивать новые навыки. Но это не обязательно должно быть сложно.
Обратите внимание на смежные области. Например, если вы копирайтер, то можете попробовать себя в текстах для социальных сетей, рекламы и медиа. Или если раньше вы работали копирайтером в соцсетях, то наверняка вы немного знакомы с тем, как дистрибутировать контент и выстраивать комьюнити — попробуйте себя в этом. Главное — не зацикливаться именно на своей профессии и смотреть шире.
Не обесценивайте уже имеющийся опыт, а дополняйте его новыми навыками.
А можно начать с чего-то более простого?
Можно! Иногда интерес к работе можно вернуть, изменив своё поведение и привычки. Но важно понимать, что не все эти способы помогут, если у вас уже начинается выгорание из-за того, что работа становится неинтересной.
- Сделайте рабочее место приятным. Начать стоит с уборки. Как можно продуктивно работать, когда стол завален бумагами, которые постоянно отвлекают? После уборки поставьте на стол что-то, что вызывает приятные эмоции: фотографии родных, цветы или свечу, которую можно зажигать для концентрации. На рабочем месте должно быть приятно находиться.
- Измените распорядок дня. Иногда простое изменение рутины способно изменить отношение к работе. Тут вариантов может быть много — от смены маршрута на работе до разворота стола к окну (если есть возможность). Такие маленькие изменения позволяют по-новому посмотреть на вещи. Мозг любит получать новые стимулы, а если мозг доволен, то доволен и его владелец 🧠
- Общайтесь с коллегами. Работа не должна быть лишена удовольствия. Смеяться и проводить время с коллегами (в том числе вне работы) — это нормально. Хорошие отношения могут дать мотивацию приходить на работу. Если вам не с кем пообщаться, присмотритесь к сотрудникам других отделов. Может быть, среди них вы найдёте настоящих друзей. Также можно разнообразить общение, посылая друг другу смешные гифки или картинки, — главное, чтобы это не мешало самой работе.
- Помогайте другим. Помощь другим способна сильно повышать настроение. Добрые дела повышают вашу самооценку и объединяют коллектив. Итак, если вам скучно — оглядитесь, может быть, кому-то рядом нужна помощь.
- Ставьте цели. Цели помогают оставаться мотивированным. Конечно, за мотивацию сотрудников обычно отвечает работодатель, но не все справляются с этой задачей. Поставьте себе цель сами и стремитесь к ней. Это может быть достижение определённого охвата, если вы работаете в социальных сетях, увеличение прибыли (компании или вашей лично), время на обслуживание клиента или даже налаживание отношений с коллегой. Важно не только ставить такие цели, но и хвалить себя за их достижение. О трёх стратегиях целеполагания мы рассказывали в этой статье.
- Отдыхайте. Работа — это большая часть нашей жизни, но она не должна отнимать у вас личную жизнь. Не стоит забывать о семье, друзьях, хобби и спорте. Всё это восстанавливает наши силы и даёт ресурс на работу. Не откладывайте отпуск, обязательно делайте перерывы и постарайтесь не работать по выходным.