Колледж Skillbox: раннее бронирование. ЕГЭ и ОГЭ не важны Колледж Skillbox: раннее бронирование. ЕГЭ и ОГЭ не важны Подробнее
Развитие
#статьи

Подростковая социализация: что это за период и зачем он нужен

И как помочь ребёнку подготовиться к взрослой жизни.

Кадр: фильм «Чудо» / Lionsgate

Из этой статьи вы узнаете:

Ирина Обудовская

Практикующий психолог с подготовкой в области АСТ, ОРКТ и КБТ. Профессиональный медиатор и коуч. Эксперт телеграм-канала для родителей «Агрессия и конфликты детей». Автор публикаций о коммуникации в семье и на работе, выработке привычек и достижении целей, самоподдержке в сложных эмоциональных состояниях. Писательница психологических и коучинговых сказок в авторском канале «Жёлтый воробей».

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое социализация

Социализация — это процесс, во время которого мы адаптируемся в новом для себя обществе. Например, в коллективе или незнакомой дружеской компании. По сути, люди социализируются всю жизнь.

С самого детства мы пытаемся усвоить нормы других людей, учимся среди них жить, а также выстраивать, отстаивать и укреплять свою собственную систему координат.

В случае с подростками этот процесс нередко сопровождается конфликтами, скандалами и трудностями с успеваемостью. А также — психологическими травмами. Всё потому, что подростковый возраст — уязвимый и при этом критично важный для становления личности этап.

«Социализация подростка — неоднозначный и противоречивый период. Ребёнок требует, чтобы его воспринимали как взрослого, хотя ресурсов для такого статуса у него нет. При этом самому подростку не нравится, когда к нему относятся как к маленькому».

Ирина Обудовская

Каждый ребёнок должен научиться налаживать связи в кругу семьи — это называется первичной социализацией. Если малыш растёт среди любящих родителей, то его первый опыт адаптации обычно проходит успешнее, чем, например, в дисфункциональной семье.

По мере того как человек взрослеет, у окружающих меняются требования к нему. И независимо от того, насколько комфортна была первичная социализация, подростку «положено» пройти через кризис. Насколько сложным будет этот период, зависит во многом от сложившихся к этому моменту взаимоотношений в семье.

У тинейджеров нередко скачет самооценка, возникает много вопросов о себе, и всё это осложняет процесс адаптации в школе, установления дружеских связей, освоения жизненных навыков. Так молодые люди оказываются в подростковом кризисе.

Успешность адаптации зависит от многих факторов: обстановки дома и в школе, дружеского окружения, социальных сетей и даже средств массовой информации. Большое количество информации извне и быстрый темп жизни выматывают ребёнка, который не успевает разобраться в своих желаниях и потребностях. Поэтому, как показывает практика, социализация подростка — это зачастую непредсказуемый и интенсивный по эмоциям период.

Чем отличается подростковая социализация от взрослой

Характер у всех разный, поэтому единого образца нет. Но обычно подростковая социализация отличается от взрослой следующим:

  • поспешностью в принятии решений;
  • склонностью к саморефлексии;
  • необоснованной вспыльчивостью и протестом;
  • конформизмом среди «своих» или в значимых группах (привычкой думать и действовать «как все», избегая осуждения) или, наоборот, нонконформизмом (желанием выделиться, пойти наперекор правилам).

Ведущая деятельность в этом возрасте — общение с другими. Тинейджеры расширяют круг знакомых и ищут людей, от которых можно получить одобрение, поддержку и возможность высказаться. Кстати, отношения со сверстниками могут даже конкурировать с семейными и противопоставляться им.

А вот дома дети зачастую чувствуют ущемление своей свободы, хотят проявляться по-новому, поэтому начинают обходить правила семьи и реже соглашаться со взрослыми.

Ещё один фактор, влияющий на процесс подростковой социализации, — акселерация. Это когда физическое развитие опережает психологическое.

«Социализация подростка приходится на время активного развития по всем фронтам: гормонально-физиологического, интеллектуального, психологического и, конечно, социального».

Ирина Обудовская

Советский психиатр Андрей Личко отмечал, что акселерация выражается в изменении нервной системы подростков и их физической форме. Чадо может выглядеть уверенным в себе и внешне превосходить по росту всю родню, но внутри это будет всё тот же ребёнок со своими нуждами, уязвимостями и страхами. Порой такой «обман зрения» сбивает с толку даже родителей. Они думают, что перед ними «здоровый лоб» и в итоге зачастую недооценивают пубертатные процессы.

К сожалению, в таких случаях социализация подростка проходит ещё труднее. Хотя сложностей хватает и так.

Что осложняет процесс социализации

Традиционные трудности подростков часто связаны с общением со сверстниками и родителями. Тинейджерам крайне важно самоутвердиться и получить признание. Отсюда у некоторых детей и возникает склонность к риску и желание опробовать на себе вредные привычки.

Также во время подростковой социализации появляются проблемы с самовосприятием и отношениями с противоположным полом. Поэтому у ребёнка уходит много сил на внутренние вопросы типа:

  • Я красивый? Если да, то насколько? Это вообще важно?
  • Могу ли я кому-то искренне понравиться? А кто вызывает у меня симпатию?
  • Я сильнее, чем он? Настолько же хорошо я шучу, как мой друг? Я такая же худая, как она?
  • Какой я человек? Каким я хочу быть? Кто для меня пример для подражания?
  • Как со мной можно, а как нельзя?
  • Могу ли я за себя постоять? Какие у этого будут последствия?
  • Что мне нравится, а чего я не люблю?

Дополнительно социализация осложняется возможными конфликтами с родителями. Чем старше подросток, тем больше пропасть между ним и взрослыми. Например, то, что искренне волнует ребёнка, для опытных людей кажется мелочью. В итоге младшие не получают нужного понимания, старшие злятся, что детский ум забит «ерундой», эмоциональная связь между поколениями нарушается.

Так, у многих подростков утрачивается контакт с даже с когда-то безопасной и любящей семьёй, при этом крепкой дружбы на «замену» ещё не построено. Такие подростки оказываются одни в мире, где, кажется, никто не понимает, и мир этот уже не похож на тот, что виделся раньше детским взглядом.

«Коммуникация нередко портится из-за того, что взрослые не понимают мотивов детского поведения, но вынужденно ослабляют контроль над сыном или дочерью. Потому что из-за роста значимости мнения сверстников авторитет родителей падает, и то, что помогало с маленьким ребёнком, перестаёт работать».

Ирина Обудовская

И хотя большинство подростков сохраняют зависимость от старших родственников, глубинно тинейджеры стремятся к большей автономии (чаще всего непосильной для них). Мамы и папы, в свою очередь, не готовы предоставлять полную свободу детям, но почему-то и дальше ждут от них «взрослого» поведения.

Постепенно в семье растёт напряжение, учащаются ссоры дома и в школе. Стать главнее родителей или учителей у подростка не получается. Поэтому он противостоит старшим, а авторитет пытается заслужить в доступных ему группах ровесников (субкультурных в том числе). От этого взрослые ещё больше тревожатся и контролируют ребёнка, а он в ответ замыкается, скрытничает, обманывает или открыто конфликтует со старшим поколением и другими детьми.

Несмотря на все сложности социализации, этот процесс неизбежен и значим в жизни каждого человека. И особенно — в подростковом возрасте, потому что от этого зависит, какие модели поведения чадо унесёт с собой во взрослую жизнь.

Как качество социализации влияет на будущее ребёнка

Социализация в подростковом возрасте решает сразу несколько задач. За этот период тинейджеры должны успеть:

  • переосмыслить социальные нормы и правила, усвоенные в детстве;
  • определить свои ориентиры, личные границы;
  • научиться отстаивать свою точку зрения, чтобы не впадать в зависимость от чужого мнения.

От того, как проходит социализация, зависит, насколько уверенно мы идём по жизни, став взрослыми. По сути, уже в подростковом возрасте формируется:

  • способность справляться с неудачами;
  • понимание, как поддержать себя в трудный момент;
  • самооценка и объективность отношения к другим;
  • мировоззрение и ценности.

Если человек до 18–20 лет успел адаптироваться к реалиям, то он вступит во взрослую жизнь с форой — со стабильным психологическим фоном и готовностью к самостоятельным решениям и активным действиям.

Но если под влиянием разных факторов социализация не завершилась успехом, то, скорее всего, подросток войдёт в большой мир с травмами, неуверенностью и страхами.

Так, детский психолог Александр Захаров отмечает, что обычно ребёнок в возрасте от 11 до 15 лет боится:

  • «быть не собой»;
  • выглядеть некрасивым;
  • столкнуться с одиночеством;
  • оказаться бесперспективным и не суметь самореализоваться;
  • ошибиться и получить за это осуждение или наказание.

Нередко мы застреваем в этих фобиях и несём их во взрослую жизнь. Боимся открываться людям, отказывать токсичным друзьям, менять работу, если хотим добиться большего. Хорошая новость в том, что мудрые и поддерживающие родители в силах помочь детям аккуратно познавать мир и искать в нём своё место.

Как помочь подростку социализироваться

Во-первых, закрывать базовую потребность в воспитании через любовь и понимание. Чтобы подросток чувствовал, что он не один, попробуйте:

  • поддерживать контакт и сохранять общий язык (вникать в интересы ребёнка, спрашивать значение непонятных вам слов, просить поделиться любимой музыкой и кино, не осуждая вкусы);
  • уважать и признавать его заслуги (хвалить не только за пятёрки, а отмечать старания и попытки разобраться в теме по математике, например);
  • интересоваться не только оценками и школьными успехами, но и тем, что важно самому ребёнку;
  • всегда быть на стороне подростка и следовать принципу «мягко к людям, жёстко к проблеме».

Последний пункт подразумевает, что нужно отделять проблему от человека. Например, тинейджер пришёл поздно домой. Вместо того чтобы кричать с порога, попробуйте мягко выяснить, что произошло.

Обсудите ситуацию, дайте подростку возможность высказаться, проговорите собственные эмоции к ситуации и подчеркните, что ваше отношение к ребёнку не изменилось. Вы так же его любите и цените, но просите быть внимательнее ко времени возвращения домой.

Игнорировать потребности во внимании и принятии (например, обесценивать чувства), унижать, воспитывать прямым необоснованным давлением нельзя. Это только подорвёт доверие между вами и ребёнком.

Во-вторых, родителям стоит развиваться в теме детско-родительских отношений самостоятельно и при этом учитывать особенности своего ребёнка.

«Взрослые уверены, что отлично знают мир детей. Проблема в том, что общие представления не помогают понять конкретного, уникального ребёнка. Важно быть в курсе современных тенденций в психологии подростка, обращать внимание на особенности своих детей, проявлять гибкость и не бояться меняться самим, выстраивая отношения с новым, взрослеющим человеком».

Ирина Обудовская

Даже если между вами и вашим сыном или дочерью есть недопонимание и разногласия, помните, что в безопасной атмосфере вам будет проще сохранять контакт, прививать адекватные ценности и давать возможность внутренне окрепнуть.

«Контекст вокруг и события детства (то есть условия социализации) влияют на формирование характера, который станет для будущего взрослого либо опорой, либо помехой. Дети не выбирают, с кем и как жить. Поэтому ребёнок не в состоянии полноценно повлиять на своё становление. Это всё ещё задача родителей».

Ирина Обудовская

В-третьих, от взрослых требуется чуткость к состоянию ребёнка. Подростковый возраст напряжённый сам по себе, даже если нет видимых признаков того, что ребёнку тяжело. Если же вы замечаете резкую смену поведения, то, скорее всего, подросток остро переживает кризис. Обычно дети в такой период без видимых причин:

  • грустят чаще обычного, хотя раньше почти всегда веселились;
  • решают в одночасье бросить свои хобби;
  • приобретают пугающие привычки (например, курение или полуночные прогулки);
  • скатываются по успеваемости в школе.

И отдельным пунктом обозначим ложь, невыполнение обещаний и скрытность. Всё это — яркий призыв к активному включению родителей в жизнь ребёнка.

Подростковая социализация — важный этап в жизни каждого человека. В этот период детям нужно особое внимание и забота. Поэтому, если вы чувствуете, что ваших ресурсов не хватает, не стесняйтесь обращаться к другим вариантам помощи, например за консультацией психолога.

Колледж Skillbox: онлайн-обучение по профессиям в разработке и дизайне

Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику. При поступлении — курс Skillbox в подарок.

Узнать больше



Цифровой колледж Skillbox

Среднее профессиональное образование онлайн
по IT-профессиям.

Узнать больше
Цифровой колледж Skillbox →
Востребованные профессии в IT и дизайне. Диплом о среднем профессиональном образовании и помощь в трудоустройстве.
Бесплатная консультация
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована