Самооценка у подростков: почему она падает и как её поднять
Чем опасна низкая самооценка и как родитель может стать опорой, которая поможет ребёнку поверить в себя.


Кадр: мультипликационный фильм «Головоломка» / Walt Disney
Из этой статьи вы узнаете:
- в чём специфика подростковой самооценки;
- как проявляется низкая самооценка у подростка;
- в чём причины заниженной самооценки;
- какими могут быть последствия низкой самооценки;
- как укрепить самооценку подростка.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое самооценка
Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она определяет, как мы воспринимаем себя и как действуем в соответствии с этим, на что решаемся, а чего избегаем. То есть самооценка — важнейший регулятор нашего поведения.
Так, при адекватной самооценке человек ставит реальные цели и достигает их. При заниженной — цели не ставит и думает: «Я же всё равно не справлюсь». При завышенной — берётся за невозможное, терпит неудачу и теряет мотивацию.
А ещё самооценка:
- задаёт реакцию на успех и неудачи, от которой зависит, как мы переживаем критику и ошибки;
- влияет на отношения с людьми, помогая строить границы и не растворяться в друзьях и любимых;
- работает как внутренний компас, ориентируя человека на его ценности, а не только на мнение окружающих;
- отражает состояние психического здоровья (например, нестабильная самооценка часто идёт рядом с тревогой, депрессией и зависимостями).
По данным Всемирной организации здравоохранения за 2020 год, каждый четвёртый подросток в мире сообщает о том, что часто сталкивается с чувством одиночества и ненужности, что также напрямую связано с самооценкой.
Как формируется самооценка
Самооценка человека развивается на протяжении всей жизни:
- в раннем детстве возникает первое ощущение себя через любовь и заботу родителей;
- дошкольный возраст учит нас понимать, что хорошо, а что плохо, а также даёт способность сравнивать себя с другими;
- у младших школьников самооценка связывается с успехами в учёбе и дружбе;
- на подростковом этапе самооценка становится многогранной и очень уязвимой, у ребёнка возникают сомнения и переживания о себе, а мнение сверстников, оценка внешности и социального статуса выходят на первый план;
- в юности постепенно приходит уверенность в себе и принятие себя, человек учится опираться на свои ценности, а не только на мнение других.
В подростковом возрасте образ себя начинает обретать конкретные очертания. Человек начинает задаваться вопросами: «Кто я? Какой я? Я нравлюсь другим? Можно ли меня любить таким, какой я есть?»
Ответы на эти вопросы сильно зависят от того, как подростка видят и оценивают окружающие — особенно сверстники и взрослые, которые для тинейджера значимы.
Подростки часто воспринимают любую критику очень остро. Даже случайная фраза («Что ты оделся как ботан!», «Вечно ты всё портишь») может оставить отпечаток на годы вперёд.
Дело в том, что в этот период самооценка ещё неустойчива, она будто собирается из кусочков: мнения друзей, реакций родителей, школьных оценок, внешности в зеркале и её соответствия идеалу из соцсетей.
Как проявляется низкая самооценка у подростков
Подросткам в целом свойственно чувство неполноценности, сильно подавляющее самооценку.
Чувство неполноценности — это болезненное, устойчивое ощущение, будто с тобой что-то не так, что ты хуже других, недостаточно хороший, недостойный любви, признания, успеха. Оно может быть размытым («Я какой-то не такой») или конкретным («Я глупый», «Я некрасивый», «Меня никто не полюбит»). Этими мыслями проявляется и низкая самооценка.

Читайте также:
А вот несколько конкретных поведенческих проявлений низкой самооценки у подростка:
- часто сравнивает себя с другими не в свою пользу;
- боится пробовать новое, говорит: «У меня всё равно не получится»;
- избегает ситуаций, где его могут оценивать (выступления, соревнования, новые знакомства);
- часто обесценивает свои успехи («Мне просто повезло», «Это было легко», «Каждый бы справился»);
- чрезмерно чувствителен к критике, долго прокручивает ошибки в голове;
- с трудом принимает комплименты, не верит в похвалу;
- склонен подстраиваться, чтобы понравиться или не мешать;
- грубит, замыкается, отстраняется, пытаясь защититься от внутреннего стыда.
Кроме того, о низкой самооценке могут говорить попеременные проявления тревожности и агрессии в поведении. И как бы внешне низкая самооценка ни выражалась, внутри у подростков с такой проблемой есть устойчивое чувство: «Я не такой, как надо».
Почему у подростков снижается самооценка
- Во-первых, у подростков самооценка часто падает и взлетает, и это нормально. Тинейджеры ищут, во что верить и на что опираться, но пока у них ещё нет своей чёткой системы взглядов. Из-за этого легко почувствовать себя «не таким» и начать сомневаться в себе.
- Во-вторых, подростковый возраст — это период резких изменений. Внешность, тело, голос, интересы — всё меняется, и подросток не успевает адаптироваться. Он буквально не узнаёт себя, это пугает, и уверенность в себе и самооценка падают.
- В-третьих, для тинейджеров огромное значение имеет мнение окружающих. Самооценка становится «зеркальной»: зависит от одобрения друзей, лайков в соцсетях, реакции родителей. Малейшая насмешка может стать внутренней трагедией и уронить представления о себе на дно.
- В-четвёртых, подростки часто сталкиваются с критикой и давлением. Оценки в школе, замечания родителей, вечное «Будь лучше» — дети слышат это как «Ты недостаточно хороший», и самооценка снова падает.
- В-пятых, зачастую к этому возрасту уже появляется травматический опыт. Унижения, буллинг, равнодушие в семье, развод родителей — всё это сильно ранит, особенно в возрасте, когда личность только формируется. И такие раны тоже оставляют свой отпечаток на представлении о себе, а значит, и влияют на самооценку.
- И, в-шестых, подростки постоянно сравнивают себя с другими. Рост влияния цифровой среды — ключевой фактор таких сравнений. Кто красивее, успешнее, популярнее? Почти всегда — «не я».
По данным Common Sense Media 2019 года, подростки вне учёбы проводят в среднем 7 часов и 22 минуты в день за экранами. Это время уходит в основном на соцсети, где тинейджеры постоянно сталкиваются с тщательно отобранными, отретушированными образами других. Это усиливает самокритику и формирует искажённое восприятие себя.
Психолог и исследовательница Джин Твендж также пишет, что с появлением смартфонов после 2012 года резкий рост времени, проводимого в интернете, совпал с ростом уровня тревожности и депрессии и со снижением самооценки у подростков.
Каковы признаки и последствия низкой самооценки у подростков
Заниженная самооценка в подростковом возрасте связана с повышенной тревожностью, социальными трудностями и риском депрессии.
При этом последствия могут проявляться не только сразу. Краткосрочно — это проблемы с учёбой и конфликты с друзьями. В долгосрочной перспективе — увеличенный риск развития депрессии, трудности в построении карьеры и отношений. Так что родителям важно уметь замечать повседневные проявления низкой самооценки, чтобы вовремя поддержать ребёнка и предотвратить негативные сценарии.
Представим умную доброжелательную Лену. У девушки отличное образование, она работает в престижном офисе, но постоянно ощущает себя не на своём месте. Стесняется высказывать идеи, не просит повышения. При этом коллеги Лену уважают, а начальник не раз намекал, что пора бы «брать выше» и самой вести проекты.
Лена обращается к психологу, и выясняется, что в подростковом возрасте:
- девушка слышала много критики от родителей: «Не умничай», «Не выпендривайся», «У тебя не получится»;
- была очень тихой, её часто перебивали и не слушали на учёбе;
- получала много замечаний, поэтому научилась быть «удобной».
Это воспитало в Лене такие установки: «Я недостаточно хороша», «Лучше не высовываться», «Если я ошибусь — это будет стыдно и страшно».
В итоге сегодняшняя взрослая Лена боится проявлять инициативу, обесценивает свои успехи и выбирает «безопасные» роли вместо амбициозных, хотя способностей для успеха ей хватает.
Как поддержать подростка и укрепить его самооценку
Подростку очень важно иметь поддерживающую среду для развития. Попробуйте помочь ребёнку найти такой «фундамент» среди сверстников: поощряйте интересы и стремления тинейджера, создавайте возможности для общения с ровесниками.
А вот ещё шесть шагов для стабилизации подростковой самооценки.
Шаг первый
Признайте: самооценка — это не характер, а формирующаяся характеристика
Подростковая самооценка хрупкая и подвижная. Каждый опыт, каждая реакция взрослого либо питает чувство опоры, либо отнимает силы.
Шаг второй
Говорите с ребёнком так, чтобы он чувствовал: «Я не сломан»
Не работает: «Ты просто ленишься!», «Ты мог бы стараться, если бы захотел». Подростки с заниженной самооценкой и так постоянно себя критикуют, они не нуждаются в дополнительном давлении.
А вот это работает: «Похоже, тебе сейчас сложно, и я хочу понять, что именно мешает», «Ты пробуешь — и это уже шаг».

Шаг третий
Отмечайте не результат, а усилия и интерес
Не работает: «На пять сдал?»
Работает: «Ты столько готовился — как ты себя чувствуешь после?», «Что нового узнал?». Такие вопросы развивают внутреннюю мотивацию: «Я ценен, когда стараюсь, а не только когда побеждаю».
Шаг четвёртый
Уважайте границы и будьте рядом
Не работает: вторгаться с допросами тогда, когда захотелось.
Работает: предлагать поддержку мягко и стабильно. Хорошие фразы: «Я рядом, если захочешь поговорить. Даже если пока не знаешь, как начать» и «Ты можешь прийти ко мне не только с хорошими новостями».
Шаг пятый
Давайте детям возможность выбирать и пробовать
Подросткам важно получать опыт влияния на свою жизнь. Это формирует чувство: «Я могу». Например, пусть тинейджер сам выберет себе кружок или факультатив, сам договорится с учителем о комфортном времени дополнительных занятий, сам соберёт свой гардероб и установит график уборки собственной комнаты.
Шаг шестой
Не бойтесь говорить, что гордитесь своим ребёнком
Даже если ребёнок отмахнётся — он всё равно услышит. Говорите конкретно: «Мне понравилось, как ты спокойно поговорил с братом — это непросто». «Ты не сдался, хотя было тяжело, — я вижу это и восхищаюсь».
Есть и случаи, когда не обойтись без помощи специалиста. Если подросток постоянно тревожится, изолирует себя от окружающих и активно проявляет агрессию — возможно, стоит обратиться к психологу.
Причём не стоит забывать, что ребёнок — часть семейной системы, поэтому участие родителя в решении проблем тоже важно. Уточните у своего специалиста, может ли помочь семейная терапия, где будут присутствовать все члены семьи, или личная терапия самого родителя.
В частности, семейная терапия помогает:
- восстановить доверие и контакт между ребёнком и родителями;
- настроить границы и роли (кто за что отвечает, кто кого (не) слышит);
- увидеть, что подросток — не проблема, а носитель сигнала о том, что в семье в целом есть сложности.
Иногда родители ожидают от ребёнка того, чего сами не смогли достичь. В таких случаях необходима индивидуальная терапия родителя, особенно если он вырос в критически настроенной и небезопасной семье и не умеет говорить с ребёнком без контроля или давления. Или боится ошибок и слишком тревожится за своё чадо.

Читайте также:
Самооценка подростков формируется под влиянием окружения, и семья является важной его частью. А начать укрепление мнения ребёнка о себе можно с малого — поддерживать, хвалить и помогать расти. И главное — самооценка растёт там, где подростка принимают всерьёз, видят в нём хорошее и дают право быть несовершенным.
Колледж Skillbox: приём документов до 15 августа
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше