Что делать, если подросток хочет бросить школу
Как разговаривать с юным бунтарём и стоит ли всеми силами удерживать ребёнка в школе.


Кадр: фильм «Не в своей шкуре» / Österreichischer Rundfunk
Из этой статьи вы узнаете:
- может ли ребёнок бросить школу по законам России;
- что будет, если подросток просто перестанет ходить на учёбу;
- почему тинейджеры часто хотят уйти из школы;
- чего точно не стоит делать родителям, когда ребёнок собрался бросить учёбу.

Светлана Смирнова
Детский и семейный психолог. Соавтор телеграм-канала о детской психологии.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Можно ли бросить школу в России
Да, но есть нюансы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: до 18 лет человек обязан получить основное общее образование. То есть по закону окончить девять классов должны все. Но теоретически можно уйти из школы после 15-летия. Для этого подростку необходимо получить согласие:
- родителей;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органа местного самоуправления в сфере образования.
Ключевой момент в том, что эта «лазейка» позволяет только уйти из школы, но не прекратить получение основного общего образования. На практике это значит, что тинейджеру разрешено с согласия родителей перевестись в вечернюю школу, уйти на заочное или домашнее обучение.
«До девятого класса бросить учёбу практически невозможно: по закону родители и государство обязаны предоставить основное образование. И если ребёнок перестаёт ходить в школу, то школа обязана сообщить об этом в органы опеки и попечительства. В худшем случае возможно даже лишение родительских прав. И об этом очень важно говорить детям, потому что они об этом не знают».
Светлана Смирнова
При этом заявление ребёнка, что он хочет бросить школу, игнорировать не стоит. И первое, что необходимо сделать, — выяснить причину такого желания.
По какой причине подростки чаще всего хотят бросить школу
Мы выделили шесть частых причин радикальных мыслей о расставании со школой.
Причина первая: скука
В 2022 году специалисты исследовательской компании Ipsos опросили 1217 российских школьников из крупных городов. Оказалось, только 26% учеников средней школы отправляются на уроки с удовольствием.
Зачастую проблема в том, что детей заставляют учить и запоминать то, что они всегда могут посмотреть в интернете. Встаёт логичный вопрос: а зачем нам держать в голове строгие даты Ледового побоища? Для чего мне зубрить, сколько на самом деле длилась Столетняя война между Англией и Францией?
Другая проблема в том, что условная физика или химия по учебнику нередко проигрывают тиктокам с захватывающими опытами и объяснениями в стиле «А что будет, если молния попадёт в детскую площадку?».
Когда человек не получает голое знание, а видит, как научная информация находит отражение и применение в реальности, учиться становится куда интереснее. Школьник понимает: «Ага, на площадках часто делают резиновые покрытия и пластиковые горки, и, если в них попадёт молния, никто не пострадает». Так подросток осознаёт, что есть материалы, не проводящие ток. В случае же с учебником ту же информацию придётся просто механически запоминать.
Не все тинейджеры понимают эту несправедливость и могут сформулировать чёткую претензию к системе образования. Но многие интуитивно чувствуют, что в их головы запихивают не то, что хотелось бы, и не самым изобретательным путём. Оттого начинаются бунты в стиле «Мне скучно в этой глупой школе».
«Подростки (особенно ранние) часто говорят: зачем всё это вообще? Зачем мне всё это учить? Зачем мне такие большие объёмы информации? Решение — перевод в заведомо интересную школу с современными подходами к образованию. Позволить себе это могут далеко не все. Тогда важно проводить разъяснительные беседы: например, обсудите, какие навыки подросток получает в школе и чем они могут быть полезны в жизни. А ещё проведите связь между уроками и тем, кем ребёнок планирует стать».
Светлана Смирнова
Светлана приводит такой пример: многие дети, мечтающие стать художниками, не догадываются, что для поступления на худфак нужно сдавать литературу. А многие школьники 5–6-х классов не задумываются, что им в любом случае придётся сдавать математику и русский.
Задача родителей мягко объяснить: «Да, возможно, русский больше никогда не пригодится тебе в жизни, потому что везде есть автоисправление. Но оно не всесильно, а ещё экзамен сдавать, знакомиться и общаться с людьми в жизни придётся не смартфону и ноутбуку, а тебе».

Читайте также:
Причина вторая: ощущение глобальной неуспешности
Ситуация, в которой отличник начальной школы вдруг становится троечником, — не редкость. И в таком контексте дети часто ощущают себя глупыми неудачниками, которые не оправдали надежд взрослых и во всём провалились в жизни. То, что родителям кажется пустяком, например неуспеваемость по информатике или биологии, для подростка может разрастись в трагедию и тотальную неудачу, определяющую всю жизнь.
В таких случаях важно, во-первых, напомнить ребёнку, что вы его любите вне зависимости от оценок и цвета аттестата. Во-вторых, подсветить, что не разбираться в чём-то — нормально. Не все успешные люди планеты в идеале знают алгебру и легко отличают рибосому от лизосомы.
«Подросткам бывает стыдно даже себе признаться, что они чего-то не понимают. А на уроках неловкость и вина за свою „глупость“ давят ещё больше. И родителям важно держать руку на пульсе, периодически проверять, не сложилось ли в голове ребёнка такое представление о себе. Особенно часто злодейски подрывает самооценку математика, потому что в ней одна тема вытекает из другой: не понял одного — отстал во всём остальном. Решение — репетиторы и помощь ребёнку в том, чтобы вернуть уверенность в себе».
Светлана Смирнова
Причина третья: буллинг
Исследователи Центра развития инклюзивного образования РАО в 2024 году выяснили, что каждый пятый подросток в России сталкивался с травлей, а каждый третий с трудом находит общий язык со сверстниками.
Что делать, если ваш ребёнок стал жертвой буллинга, — вопрос, требующий комплексной работы с самим ребёнком, учителями, администрацией, иногда — психологом. И единой верной стратегии, чтобы убедить подростка, подвергшегося травле, не бросать школу, нет. Главное в такой ситуации — быть рядом, поддерживать и напоминать, что причины чужой жестокости не стоит искать в себе самом.

Читайте также:
Причина четвёртая: усталость
Учиться — тяжело. Особенно подросткам, у которых в фоновом режиме закладывается фундамент представлений о себе, случаются гормональные перемены, скачки в эмоциональном и физическом развитии. Всё это выматывает само по себе, а сверху накладываются 6–8 уроков в день, страшные мысли об экзаменах и ненавистные ранние подъёмы.
72% школьников в исследовании Высшей школы экономики за 2021 год ответили, что чувствуют себя измотанными из-за учёбы, дополнительных занятий, домашних заданий и переживаний о ЕГЭ.
Решение — формировать график так, чтобы у подростка оставалось время на прогулки, зависание в телефоне и «ничегонеделание». «Непродуктивно потраченное» время порой становится надёжным барьером перед выгоранием.
Кстати, не стоит чрезмерно давить на «Да ты вообще не организован, надо было ложиться в нормальное время!». В подростковом возрасте циркадные часики сбиваются, поэтому большинству тинейджеров по физиологическим причинам трудно рано засыпать и вставать по первым лучам. Так что не стоит будить старшеклассника в священные выходные: недосып — серьёзный фактор, формирующий хроническую усталость и подогревающий стресс.
Причина пятая: первая любовь
Если она невзаимная или лишённая хеппи-энда, мир рушится. И это естественно. Эмоции у подростков выкручены на максимальные мощности, особенно в сфере романтических чувств: сталкиваясь с возбуждением, серьёзной симпатией и влюблённостью впервые, легко теряешь голову и отодвигаешь всё остальное на периферию внимания.

Зачастую крах в первых отношениях становится поводом попроситься в другую школу, класс или вовсе бросить учёбу. И в таких сценариях, как всегда, важно много и подробно разговаривать с подростком.
«Да, любовь окрыляет, но и убивает. Но стоит ли уходить из класса, где учится твой бывший или бывшая, — вопрос спорный. Придётся обсуждать, что страшнее: остаться в среде друзей, знакомых учителей и классов и получить этот опыт болезненного сосуществования или уйти туда, где ждёт адаптация к новому коллективу, людям, педагогам. Кроме того, важно подсветить: перевод в другую школу не решит проблему боли и страданий. Не видеть — не значит перестать любить».
Светлана Смирнова
Удачная и счастливая первая любовь также не страхует от желания бросить учиться. Так, многие подростки, бросаясь в чувства с головой, готовы на всё, лишь бы каждую минуту быть рядом со своим фаворитом. А некоторые рвутся совершать «подвиги»: брошу школу, пойду работать, будем независимы от всех и всегда вместе!
Светлана Смирнова снова призывает разъяснять подросткам:
- «Работа здесь и сейчас — это, конечно, хорошо, но из-за этого ты теряешь шансы, которые даёт образование».
- «Да, сейчас всё прекрасно и легко, но сможешь ли ты сохранить это, если все вокруг пойдут дальше, добьются большего, а ты останешься на текущем уровне без аттестата?»
- «Наконец, если человек с тобой только ради подарков и всё время их от тебя ждёт, то вероятность того, что он тебя покинет, сама по себе очень высока».
Причина шестая: конфликт с учителями
Покидая начальную школу, дети резко переходят к принципиально новой модели обучения: теперь у них не один учитель и один родной класс, а десять разных педагогов, каждый со своим характером, любимчиками и требованиями.
Подростки и без того склонны вступать во внутренние и внешние конфликты с миром, потому что ищут себя, свои ценности и подходящие модели поведения. И столкновение с толпой новых взрослых, напрямую влияющих на жизнь и мнение о себе, вероятность конфликтов в разы увеличивает.
«Предвзятый, властный или вопящий учитель — это испытание для ребёнка. И нежелание вообще как-то пересекаться с этим учителем естественно. Решение — поговорить с самим учителем, если нужно — с директором. А ещё важно поговорить с подростком о том, что не стоит принимать поведение учителя на свой счёт: „Да, это неприятный человек, но не стоит отдавать ему честь определять, ходить тебе в школу или нет, любить тебе учёбу или нет“».
Светлана Смирнова
Чего точно НЕ стоит делать родителям, если ребёнок хочет бросить школу
Кричать, обвинять в неблагодарности и наказывать бойкотом или изоляцией от друзей. Всё это в равной мере жестоко и бессмысленно: чем-то травмированный и недовольный ребёнок почувствует себя ещё более одиноким и несчастным. И от этого желание вернуться в школу точно не вырастет.
Светлана Смирнова напоминает: с подростками важно разговаривать. С уважением и соблюдением личных границ. Конечно, бросать школу — идея спорная, и родители имеют полное право это подсветить. Но также имеют и обязанность выяснить, в чём дело, и помочь тинейджеру справиться с возникшей где-то вне поля зрения мамы и папы проблемой.
А ниже рассмотрим ещё три действия, которых не стоит предпринимать, пытаясь вернуть подростка на школьный путь.
Ошибка №1
Мотивировать абстрактными и нереалистичными целями
Светлана подчёркивает: не стоит убеждать тинейджера в том, что «учёба → супервуз → суперработа» — это гарантированная в жизни цепочка успеха. Подростки понимают, что это не так, и золотая медаль — вовсе не билет в безоблачное будущее.
«„Господи, зачем это всё? Зачем учиться? Не хочу в школу!“ — с этих возгласов у подростка начинается поиск внутренней мотивации. И родительские доводы в стиле „Надо учиться ради того, чтобы учиться, быть высокоразвитым, образованным и успешным“ не работают».
Светлана Смирнова
А вот обратиться к конкретным интересам подростка — потенциально эффективный вариант. Хочешь быть фотографом — давай посмотрим, какие они бывают, какие вакансии им предлагают, какие навыки необходимы. Вполне возможно, что в рамках школы найдётся, что почерпнуть для любой профессии.
Ошибка №2
Предвзято относиться к колледжам
Колледж — это достойная ступень в получении профессии. И детям, которые чувствуют в школе скуку, вполне вероятно, лучше уйти туда, где к подросткам относятся уже, скорее, как к полноценным взрослым. Процесс получения среднего специального образования в целом предполагает больше ответственности и самостоятельности студента, чем обучение в школе.
«Большинство тинейджеров, не желающих ходить в школу, совершенно спокойно ходят в колледж. И получают там реальную профессию, а не универсальные знания. Это важный старт и достойная альтернатива учёбе в школе».
Светлана Смирнова
Ошибка №3
Сразу переводить на домашнее обучение
Светлана отмечает: домашнее обучение подходит не всем. Многие подростки, умоляя родителей о переводе на семейный режим, думают примерно так: «Теперь я буду законно сидеть дома и часами пропадать в видеоиграх». Но, конечно, это не так.
Детям на домашнем обучении всё так же нужно сдавать контрольные и проверочные работы, проходить тестирования и готовиться к экзаменам. И если родители при этом часто на работе и сам ребёнок не отличается мастерским владением тайм-менеджментом, самообучение может обернуться провалом. И например, привести к тому самому ощущению: «Я глупый и ничего не понимаю, в жизни у меня ничего не получится».

В 2021 году норвежские исследователи Труде Хавик и Ю Магне Ингул попросили учителей оценить, как онлайн-обучение повлияло на их учеников. В итоге большинство педагогов отметили, что в среднем ученики чувствовали себя менее мотивированными, счастливыми и активными во время домашнего обучения. Особенно если рядом большую часть дня не было родителей или последние не могли повлиять на режим дня ребёнка.
«...Ученики не знали, что делать, были пассивными, нуждались в помощи, адаптации, пристальном контроле и структурировании дня. Им нужно было больше общения и близости, чем учителя могли дать во время домашнего обучения. Проблемы, связанные с отсутствием структуры дома, заключались в том, что ученики „переворачивали часы“: бодрствовали по ночам, оставались в постели в течение дня и не вставали утром».
«Подходит ли домашнее обучение для учащихся с проблемами посещаемости школы? Изучение опыта учителей во время COVID-19» Труде Хавик и Ю Магне Ингул
Ошибка №4
Брать всё на себя
Важно помнить: не всё, что происходит с ребёнком, — это вина родителей. Даже у самых внимательных и поддерживающих мам и пап может случиться ситуация, в которой тинейджер скажет, что больше не хочет ходить в школу. Не знать, что делать в такой ситуации, — нормально. Как и абсолютно нормально обратиться за помощью к психологу.
«Подростки порой не готовы искренне рассказывать родителям о причинах своих поступков, потому что родители от многого ранятся и злятся, переживают, впадают в вину или стыд. Психолог же нейтрален, потому выдержит разговор любой степени неловкости и тяжести — порой с ним поделиться проще. Аргумент „Мне в школе скучно“ многим подросткам и самим кажется нелепым. И родителям признаться в таком как-то стыдно, а вот психологу — вполне допустимо».
Светлана Смирнова
Светлана напоминает: мама и папа — не только менеджеры и организаторы в жизни своих детей, но и самые близкие люди. Не карательная, не контролирующая поддержка родителей подросткам очень нужна. Когда ребёнок запутался, столкнулся с сильными чувствами и сам себя не понял, ему кажется, что жизнь бесповоротно загублена и выхода нет. И порой всего один разговор может многое поменять и показать: мы найдём решение, ведь ты не один.
Колледж Skillbox: приём документов до 15 августа
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше