Стресс у подростков: как его отследить и уменьшить урон
Вашему ребёнку тяжелее, чем кажется.


Кадр: фильм «Мужчина нарасхват» / Medusa Film
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое подростковый стресс, почему он возникает и каким бывает;
- как распознать стресс у подростка;
- почему отношения в семье предельно важны;
- как понять, что стресс становится опасным и пора обратиться к специалисту.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое подростковый стресс
Подростковый стресс — это эмоциональное напряжение, вызванное реакцией на факторы внешней среды.
Стресс для тинейджеров — вполне естественное явление. Дело в том, подростковый мозг — это «вечеринка» нейромедиаторов, из-за которой мир тинейджера меняется порой ежечасно. Если повезёт — еженедельно. Эмоции сильные, самоконтроль слабый, и при этом — куча новых задач и вызовов каждый день: от первой любви до выбора будущей профессии.
В жизни «уже не ребёнка» действительно происходит колоссальное количество перемен. Внешних и внутренних. Например, в подростковом периоде:
- происходит смена ролей — переход из младшей школы в среднюю;
- случаются масштабные трансформации тела и гормональной системы;
- приходит понимание, что родители не всегда правы и в мире много других людей и мнений;
- закладываются шаблоны поведения и реакций на трудности;
- активно развивается префронтальная кора мозга, которая отвечает за планирование и контроль импульсов.
Итого: подростки — это не взрослые в миниатюре. Это люди, которые учатся жить в теле, уме и среде, которые непрерывно меняются. Тинейджерам тяжело не потому, что они слабые, а потому, что у них просто не было времени и возможности накачать психическую «мускулатуру», достаточную для свалившегося ментального груза.
К сожалению, подростковый стресс часто игнорируют — мол, всё пройдёт с возрастом. Последствиями такого игнорирования становятся физические симптомы (боли в животе, головные боли, бессонница), повышенная тревожность, депрессивные состояния и другие расстройства психического здоровья.
Чем дольше остаются без внимания такие сигналы, тем выше риск, что стресс перейдёт в затяжную или хроническую форму. Психика подростка как фундамент дома: если в нём трещины, потом изменения будут стоить очень дорого. Впрочем, ограждать подростка от всякого волнения — тоже не лучшая идея.
Какие есть виды подросткового стресса
Стресс — это не всегда плохо. Выделяют два его вида: эустресс и дистресс.
Лёгкое волнение у подростка называется эустрессом — он нормален и даже полезен. Его можно назвать выходом из зоны комфорта — то есть решительным и волнительным состоянием, которое помогает личности расти.
Например, эустресс случается перед контрольными работами или знакомством с новыми людьми: подросток переживает, но справляется с волной эмоций и совершает важный для себя поступок.
Но если тревога не уходит, а энергия исчезает, то речь идёт уже о дистрессе — той форме стресса, которая негативно влияет на организм.

Читайте также:
Людям вообще и тинейджерам в особенности важно учиться замечать, когда стресс помогает, а когда вредит. Так, из-за дистресса возникает целый спектр сильных эмоций. Вот некоторые из них:
- тревога перед экзаменами, отношениями, будущим или ожиданиями взрослых;
- грусть и апатия, одиночество и потерянность;
- злость и раздражение — реакция на контроль, давление или чувство непонимания со стороны взрослых;
- стыд за ошибки, недостаточно привлекательную внешность, несоответствие ожиданиям;
- вина, если подросток думает, что разочаровывает кого-то из близких;
- страх перед неизвестностью, изменениями, конфликтами;
- ощущение беспомощности, когда кажется «Что бы я ни делал, ничего не меняется и не изменится».
Эти стрессовые эмоции могут проявляться по-разному: явно или скрытно через поведение, телесные жалобы или резкие перепады настроения. Кроме того, стресс у тинейджеров может заложить основу тревожных расстройств, депрессии, нарушений сна и пищевого поведения.
Подросткам необходимо осваивать навык поиска и запроса поддержки в тяжёлых ситуациях и находить здоровые способы справляться с дистрессом. Если рядом будет кто-то, кто видит, слышит, верит — стресс станет не разрушителем, а закалкой. Адекватная поддержка близких — один из ключевых факторов, позволяющих справиться со стрессом.
Как распознать стресс у подростка
У подростков нет кнопки «Говорю прямо, что чувствую». Чаще родителям и самим тинейджерам приходится разгадывать головоломку стресса по косвенным внешним симптомам:
- подросток стал раздражительным, закрытым или, наоборот, слишком шумным и агрессивным;
- появились резкие скачки настроения;
- ребёнок жалуется на усталость, головные боли, живот;
- появились нарушения сна (тинейджер перестал спать или наоборот — всё время спит);
- подросток отказывается от того, что раньше радовало (спорт, друзья, увлечения);
- ребёнок слишком зациклен на учёбе, результатах, внешности;
- всё чаще звучат фразы «Всё бесит», «Не хочу ничего», «У меня ничего не получится».
Важно: даже если кажется, что всё это «просто переходный возраст» — это не отменяет того, что ребёнку может быть тяжело. И, скорее всего, ему очень нужна помощь и поддержка близких. Отношения с родителями сильно влияют на состояние подростка. Кроме того, перемены в семье сами по себе могут стать сильным стрессором.
Изменения в поведении подростка нередко вызывают у родителей чувство потери контроля, тревогу за будущее и непонимание. В итоге и родители, и подростки оказываются в состоянии стресса, ведь меняется не только сам ребёнок, но и вся семейная система, что требует адаптации и взаимного терпения. А ещё — точного подбора слов.
«Ты же просто в школе учишься, какие у тебя могут быть проблемы?» — фраза, после которой подросток вряд ли придёт за поддержкой.
Одни в ответ устроят истерику и бунт, другие закроются в комнате, третьи захотят бросить школу. Четвёртые начнут учиться с остервенением, сажая здоровье и травмируя психику. Пятые пропустят мимо ушей, а шестые сделают вид, что им плевать, но глубоко ранятся внутри. Тинейджеры разные, и к каждому придётся поискать подход в попытках помочь справиться со стрессом.
Как стрессуют разные подростки
На основании современных исследований стресса у подростков попробуем составить своеобразную классификацию.
Описания ниже — не строгие категории, а способы заглянуть на разные стороны подросткового переживания. Один подросток может сочетать в себе несколько типов — и это нормально.
Тип первый: утомлённый академик
Зациклен на учёбе, боится провала, переживает из-за оценок и будущего университета.
Потребность: чувствовать себя компетентным и успешным.
Как помочь: поддержать и вместе разбить задачи на маленькие шаги; напомнить, что ошибки — это часть роста; вместе планировать отдых и разгрузку.
Тип второй: пофигист
Отказывается выбирать и отвечать за свои действия, говорит, что «всё неважно». Часто скрывает страх ответственности и желание свободы.
Потребность: почувствовать контроль над своей жизнью.
Как помочь: обсуждать маленькие решения вместе и поддерживать в поиске своего пути без давления (для начала позвольте ему одеваться так, как хочет, и самому обставить комнату). Учите брать ответственность постепенно: сначала за маленькие решения (выбор кружка и летнего лагеря, планы на выходные из предложенного), потом за учёбу, выбор вуза и курсов.
Тип третий: зависимый от отношений
Очень сильно переживает из-за отношений с друзьями или парнем/девушкой, боится быть отвергнутым.
Потребность: ощущать любовь и поддержку.
Как помочь: уделять внимание эмоциональной поддержке, помогать развивать здоровые границы в отношениях, учить ценить себя независимо от чужого мнения. И сами показывайте, что подростку не нужно заслуживать вашу любовь: мама и папа любят его любым.
Тип четвёртый: неопределённый
Не знает, кем хочет быть, боится выбрать будущую профессию или жизненный путь.
Потребность: понять себя и свои желания.

Как помочь: давать пространство для проб и ошибок, обсуждать разные варианты без давления, предлагать тесты и упражнения для самопознания.
Тип пятый: одиночка
Чувствует себя неинтересным и ненужным, избегает общения, не чувствует поддержки в семье или школе.
Потребность: быть замеченным и принятым.
Как помочь: ненавязчиво приглашать к общению и активности; поддерживать и объяснять, что переживать одиночество — нормально. Помогать в поиске интересов и группы, разделяющей их.
Тип шестой: когнитивно перегруженный
Чувствует, что вокруг слишком много информации и задач, тревожится, не может справиться.
Потребность: отдых и простые стратегии управления задачами.
Как помочь: учить расставлять приоритеты и планировать; делать паузы и включать физическую активность. Обеспечивать спокойную среду для восстановления. Напоминать, что оценки и успех — это не синоним счастья и никогда не то, за что вы любите и цените своего ребёнка.
Тип седьмой: мудрствующий философ
Много думает о жизни и её смысле, боится расслабиться, часто в тревоге.
Потребность: поддержка в осмыслении и принятии неопределённости.
Как помочь: обсуждать мысли и чувства, не осуждая и не обесценивая. Предлагать творческие или медитативные практики. Помогать находить баланс между размышлениями, действиями и отдыхом.
Иногда родители делают всё, что в их силах: разговаривают, поддерживают, заботятся. Но подростку всё равно тяжело. Он замыкается, теряет мотивацию, уходит в гаджеты или вспыхивает без видимой причины.
Важно помнить: это не означает, что вы плохой родитель.
Внутренние переживания подростка могут оказываться слишком сложными даже для самой любящей семьи.
Иногда именно в этом и проявляется лучшая родительская роль — не спасать, а быть рядом и звать на помощь, когда это нужно.
Когда стресс становится патологией и пора обратиться к специалисту
Иногда стресс у подростка выходит за рамки нормального. Ниже — признаки, которые говорят о том, что ситуация требует особого внимания и вмешательства. Даже один из них — уже повод задуматься, а при сочетании нескольких точно важно обратиться к специалисту:
- стресс не уходит неделями и только усиливается;
- подросток говорит о бессмысленности, самоповреждении, суициде;
- есть резкие изменения веса, сна, поведения;
- подросток сам просит о помощи (это серьёзный сигнал, даже если ребёнок говорит об этом спокойно).
Для подростка подойдут когнитивно-поведенческая, диалектическая, индивидуальная или арт-терапия — в зависимости от его потребностей и характера переживаний. Кроме того, родителям и всей семье часто помогает семейная терапия.
Напоследок отметим, что подростковый стресс во многом связан с нехваткой эмоциональной регуляции, которая у тинейджеров находится в процессе активного формирования. Это умение замечать, что ты чувствуешь, и выбирать, как на это реагировать — не взрываться или не закрываться в себе, а найти подходящий способ справиться с чувствами.
Эмоциональная регуляция — это навык, который можно и нужно развивать, чтобы становиться спокойнее и увереннее в себе.
Если вовремя подсказать ребёнку, как справиться с эмоциями, многих разрушительных последствий стресса можно избежать. К техникам развития эмоциональной регуляции можно отнести:
- глубокое дыхание;
- паузу и остановку (когда эмоции сильные — буквально остановитесь, сядьте, не спешите реагировать);
- дневник чувств (пишите, что вы чувствуете и почему, это помогает понять себя);
- «редакцию мыслей» (если думаете: «Я не справлюсь», скажите себе: «Я могу попробовать»);
- осознанное движение (физическая активность снижает стресс на уровне гормонов и улучшает настроение).
Каждый подросток уникален, и поэтому ключ к снижению вреда от стресса — это внимательное отношение как к эмоциональному, так и физическому состоянию ребёнка.
Поддержка, понимание и терпение помогут подростку пройти этот непростой этап с минимальными потерями и сохранить внутреннее равновесие.