Социальная фасилитация — что это такое
Почему одни на публике расцветают, а другие пугаются сами себя и не могут собраться.


Иллюстрация: Colowgee / Midjourney / Colowgee для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое социальная фасилитация;
- как работает социальная фасилитация — на понятном примере;
- какие виды социальной фасилитации существуют;
- как использовать метод в жизни.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое социальная фасилитация
Социальная фасилитация — психологический феномен, при котором присутствие рядом других людей помогает (или мешает) нам выполнять собственные задачи. Социальная фасилитация также известна как эффект наблюдателя.
В 1890-х годах психолог Норман Триплетт, любитель велосипедного спорта, заметил: велосипедисты, выступавшие в группах, ехали быстрее, чем когда они тренировались наедине с секундомером. Триплетт задался вопросом: влияет ли присутствие других людей на производительность?
Чтобы это проверить, Триплетт придумал простой эксперимент: детям выдали рыболовные катушки с лесками и предложили как можно быстрее намотать леску обратно. Первые выполняли задание в одиночку, вторые — в компании товарища, который делал то же самое.
Когда ребёнок был один, он мотал леску спокойно, в своём темпе. Но стоило появиться сопернику, как скорость работы заметно возрастала. Даже если никто не просил соревноваться, сам факт присутствия другого участника делал задачу более напряжённой и мотивирующей.
Этот эксперимент стал одной из первых лабораторных демонстраций социальной фасилитации. Тогда её назвали эффектом совместного действия (co-action effect).
Кстати, эксперимент Триплетта считается первым в истории социальной психологии.
Важно: социальной фасилитацией считается любое изменение в поведении человека, вызванное присутствием других. Будь то улучшение или ухудшение результатов — зависит от того, как человек чувствует себя в отношении поставленной задачи.
Так, если мы хорошо знакомы с задачей, уверены в себе и понимаем, что именно нужно для успеха, то присутствие других людей усиливает доминирующее поведение (наиболее привычное для такой ситуации). В итоге мы справляемся быстрее, лучше или эффективнее.
И наоборот: если мы изначально справляемся с задачей не слишком хорошо, путаемся в шагах или общей логике, то наличие чужих глаз скорее усилит неуверенность в себе.
Как работает социальная фасилитация в жизни
Знакомый большинству пример — выполнение тестового задания на собеседовании.
Представьте: на интервью вас просят выполнить кейс, с которым вам уже приходилось сталкиваться. Например, структурировать текст или описать целевую аудиторию. Задание понятно, логика ясна, алгоритм действий ясен. Рядом сидит HR-специалист и наблюдает за процессом.
Что происходит? Человек в такой ситуации может ощутить сосредоточенность, подъём энергии и даже лёгкое возбуждение — хочется показать себя с лучшей стороны.
Мысли проясняются, лишние отпадают, руки работают быстрее. Это и есть социальная фасилитация: присутствие другого человека усилило привычную реакцию — уверенное выполнение знакомой задачи.
Теперь представим другой сценарий. Предположим, задание неожиданное и незнакомое: например, просят за 15 минут накидать маркетинговую стратегию для сферы, в которой у вас пока мало опыта. И снова рядом наблюдатель.
Что происходит? Возможно, проявится внутренняя скованность, мысли начнут путаться и хаотично скакать от одного к другому, появится тревога: «А что, если не справлюсь?» В одиночестве человек, вероятно, расписал бы сложную задачу на простые составляющие и нашёл бы решение, но присутствие HR-а рядом мешает, усиливая неуверенность и отвлекая от самой задачи.
Взгляд наблюдателя усиливает в человеке то, что и так на поверхности: уверенность, тревогу, оптимизм или растерянность. Так и работает социальная фасилитация.
Этот феномен может проявляться практически в любой сфере, где есть взаимодействие с другими людьми или стороннее наблюдение. Особо он заметен в измеримых и соревновательных областях.
Например, в образовании социальная фасилитация активируется во время устных ответов у доски, презентаций и экзаменов с преподавателями. Учащиеся, хорошо владеющие материалом, часто отвечают лучше при наблюдении. А те, кто неуверен, начинают путаться и волноваться — особенно при публичном выступлении.
Так же случается в спорте, музыке, во время психологических исследований и дачи показаний в суде: те, кто обладает опытом и уверенностью в себе, расцветают при аудитории, а новички, напротив, зажимаются и могут совершать ошибки от волнения.

Читайте также:
Какие виды социальной фасилитации существуют
Изначально эффект социальной фасилитации связывали просто с присутствием других людей, выполняющих ту же самую деятельность (эффект совместного действия Триплетта). Со временем, были выявлены и другие виды — связанные с наличием наблюдателей и сложностью задач.
Первый подвид социальной фасилитации — эффект наблюдающей аудитории (audience effect)
В XX веке теория Триплетта усложнилась: стало ясно, что эффект совместного действия работает во благо только с привычными действиями, а в сложных ситуациях, наоборот, мешает. Тогда учёные провели эксперимент для тараканов с двумя задачами:
- простая задача — пробежать по прямому тоннелю к свету;
- сложная задача — выбраться из лабиринта.
Иногда таракан бежал один, а иногда — в присутствии зрителей-товарищей, сидящих за прозрачной стенкой. В итоге в простом тоннеле тараканы с «аудиторией» бежали быстрее, а в лабиринте, наоборот, — путались дольше, если «на них смотрели».
Был сделан вывод, что даже у насекомых присутствие других особей усиливает доминантные реакции: лёгкое становится легче, сложное — труднее.
Сейчас этот эксперимент можно подвергнуть критике за перенос эффектов нервной системы таракана на человеческую. Но исследование многократно проверили: например, в одном из метаанализов эффект наблюдающей аудитории был подтверждён 241 другим экспериментом.
Второй подвид социальной фасилитации — опасение оценки (evaluative apprehension)
Вскоре после открытия эффекта наблюдающей аудитории у исследователей появился ещё один вопрос: что именно напрягает людей в наличии чужих взглядов? Сам факт присутствия других или страх оценки?
Так, было выявлено: если рядом находятся люди, которые не участвуют в решении задачи, но связаны с оценкой её итогов, то поведение тех, кто решает задачу, изменится. То есть мы мобилизуемся или напрягаемся, если чувствуем, что на нас смотрят именно с намерением судить.

Читайте также:
Третий подвид социальной фасилитации — конфликт внимания (distraction-conflict theory)
Присутствие других создаёт конфликт внимания между задачей и отвлекающими стимулами, что повышает возбуждение. То есть часть внимания, которую мы могли потратить на дело, мы неосознанно тратим на том, чтобы оценить, кто и как на нас смотрит. Потому наличие зрителей и улучшает выполнение простых задач, но ухудшает выполнение сложных.
Пример: Коля рассказывает другу Пете важную историю, но Петя постоянно отвлекается на телефон — листает соцсети, пишет сообщения. Речь Коли становится менее связной, потому что он то и дело ловит себя на мысли: «Слушает ли Петя вообще? Стоит ли продолжать?»
Внимание Коли рассредоточено между желанием донести мысль и оценкой реакции собеседника. Это мешает сосредоточиться и вести разговор естественно.
Как можно использовать эффект социальной фасилитации в реальной жизни
Присутствие других людей может стимулировать, фокусировать и даже улучшать результат, если задача привычна, а люди воспринимаются как поддержка и преданная аудитория. Вот как это работает на практике.
Профессиональные сообщества = движение вперёд и тонус
Рабочие чаты, митапы, профсети, комьюнити в Telegram или Slack помогают держать темп, не выпадать, видеть, что делают другие.
Даже молчаливое присутствие коллег или сверстников повышает нашу вовлечённость в общее дело.
Пример: привычка выкладывать прогресс по проекту в общем чате, даже если никто не комментирует, уже мотивирует стараться и вкладываться в результат.
Бадди-система = взаимное усиление
Попробуйте учиться, заниматься спортом, запускать проекты или исследования вместе с кем-то. Даже если у каждого свои задачи, сам факт совместного процесса добавляет энергии и подкрепляет мотивацию.
Можно просто сесть рядом и молча работать, и дело идёт быстрее.
Работа в общественных местах = сосредоточенность и контроль внимания
Коворкинги и кофейни дают мягкий эффект «социального поля», внутри которого окружающие люди, их мнения, ожидания и поведение влияет на наши мысли, решения и поступки. Эффект основан на том, что человек не существует в вакууме: мы постоянно считываем контекст, подстраиваемся, реагируем на нормы и давление среды, даже если не осознаём этого.
Люди вокруг не знают, чем вы занимаетесь, но ощущение наблюдаемости присутствует. Это помогает сосредоточиться, особенно на рутинных задачах: верстать, писать текст или код.
Спорт с друзьями = высокая вовлечённость в процесс
Создайте общий чат или таблицу, где каждый отмечает, что сделал сегодня: сходил на пробежку, провёл тренировку или разминку, прошёл 10 тысяч шагов. Никто не заставляет поддерживать ритуал и ЗОЖ, но когда видишь, что другие двигаются, — и сам хочешь идти вперёд.
Что важно помнить:
- эффект социальной фасилитации работает лучше, когда задача знакомая, не слишком сложная;
- люди вокруг должны восприниматься нейтрально или позитивно, не как строгие судьи, а как свидетели, партнёры, участники;
- социальная фасилитация — это не столько сравнение себя с другими, сколько естественная вовлечённость в общее поле.