СМЭР: что это такое и как пользоваться этим протоколом
А также рассказываем о других техниках для самоанализа и понимания своих эмоций и поведения.


Иллюстрация: Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое СМЭР;
- как заполнять дневник Института Бека и ABC-модель Эллиса;
- как лучше всего вести записи по самоанализу;
- при каких расстройствах помогает такая практика.

Андрей Каменюкин
Врач-психотерапевт, врач-психиатр, основатель и генеральный директор клиники когнитивной психотерапии CBT Clinic.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое СМЭР
СМЭР — это русифицированная версия дневника, используемого в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для структурирования и анализа событий, мыслей, эмоций и реакций.
Аббревиатура СМЭР расшифровывается так:
- С — Ситуация: событие или триггер, вызвавшие реакцию.
- М — Мысль: автоматическая мысль, возникшая в ответ на ситуацию.
- Э — Эмоция: чувства, которые появились вслед за мыслью.
- Р — Реакции: телесные ощущения и поведенческие реакции
Дневник СМЭР помогает выявлять повторяющиеся автоматические мысли, осознавать, как они влияют на эмоции и поведение, и учиться заменять их на более конструктивные.
Часто наш мозг работает по привычным шаблонам. Например, если человек совершил ошибку, он может сразу подумать: «Я некомпетентен, меня уволят». Такая мысль вызовет тревогу, страх или чувство беспомощности. В ответ человек может начать избегать сложных задач, нервничать или переутомляться, стараясь доказать свою ценность.
Но вместо «Я некомпетентен» можно сказать себе: «Я допустил ошибку, но могу её исправить и сделать выводы». Это снизит стресс, поможет не терять уверенность в своих силах.
В этом и есть основная функция дневника — помочь человеку выявить, осознать и критически пересмотреть ход своего мышления. Это как уборка в голове:
- Сначала мы просто фиксируем, что там есть,
- Потом начинаем понимать, какие мысли нам действительно помогают, а какие мешают.
- А затем пробуем менять свой взгляд на ситуации, чтобы реагировать на них более спокойно и конструктивно.

Пример использования протокола СМЭР
Ситуация (что произошло?): «Идя на работу, я замечаю, что коллега, с которым мы вчера разговаривали, проходит мимо и не здоровается».
Мысль (о чём я подумал?): «Наверное, он обиделся на меня» или «Я, наверное, что-то сделал не так».
Эмоция (что я почувствовал?): тревога и грусть. В идеале фиксировать нужно не только эмоции, но и их интенсивность. Например, тревога (70%, или 7 из 10), грусть (50%, или 5 из 10).
Реакция:
- Телесная (как это ощущалось в теле): учащённое сердцебиение, напряжение.
- Поведенческая (что я сделал): избегание коллеги, сокращение общения.
Конечно, одного раза для заметного эффекта недостаточно.
Дневник СМЭР — это техника длительной работы: регулярные записи помогают замечать повторяющиеся мысли и реакции, а со временем — менять устоявшиеся негативные установки. Постепенно человек учится лучше понимать свои внутренние процессы, видеть связи между событиями, мыслями и поведением и выбирать более здоровые способы реагирования.
Другие шаблоны для работы с мыслями и эмоциями
В когнитивно-поведенческой терапии используют несколько вариантов дневников и протоколов — помимо русифицированного СМЭР, есть дневник Института Бека, ABC-модель Эллиса и протокол A-B-C-D-E-F Института Эллиса.
Как выбрать подходящий шаблон?
- Если вы только начинаете практику самонаблюдения, лучше начать с простого формата вроде СМЭР: он помогает замечать базовые связи между событиями, мыслями, эмоциями и поведением.
- Если уже есть опыт или хочется глубже проработать внутренние установки, можно попробовать более расширенные формы, например дневник Бека или протокол Эллиса.
Для начала можно попробовать поработать с дневником самостоятельно. Важно регулярно фиксировать ситуации, мысли, эмоции и реакции. Главное — записывать всё без самокритики и стараться замечать повторяющиеся шаблоны. Это развивает ваш навык самоанализа.
«Такой дневник позволяет вынести внутренние переживания наружу. Когда вы записываете свои мысли, вы становитесь наблюдателем, занимаете метапозицию по отношению к своему поведению и мыслям. Вы видите их со стороны, и это дает возможность критически оценить происходящее».
Андрей Каменюкин
Обсуждение дневника с терапевтом позволяет глубже понять механизмы мышления. Терапевт помогает:
- находить скрытые установки за автоматическими мыслями;
- учиться задавать себе правильные вопросы для оспаривания убеждений;
- отслеживать динамику изменений и корректировать работу.
Заполнение дневника между сессиями делает терапию более эффективной. И помогает перейти от поверхностного осознания к реальным изменениям мышления, а в итоге — поведения.

Читайте также:
Дневник Института Бека
Аарон Бек — известный психиатр и психотерапевт, один из основателей когнитивной терапии. В 1994 году он основал Институт Бека, который обучает специалистов со всего мира методам КПТ.
Дневник Института Бека — это более детализированная версия когнитивного анализа. Он включает этап адаптации мыслей: после фиксации автоматической мысли человек учится осознанно пересматривать её и заменять на более реалистичную и поддерживающую.
Такой подход помогает глубже проработать ситуацию, снизить уровень негативных эмоций и сформировать более конструктивное восприятие происходящего.
Адаптированная форма дневника Института Бека выглядит так.
Дата/время | Укажите событие, поток мыслей или воспоминаний |
---|---|
Ситуация | Запишите физические ощущения, если они были |
Мысли | Какие мысли возникли? Какова была ваша убеждённость в них? (в процентах) |
Эмоции | Какие эмоции вы испытывали? Насколько интенсивно? (в процентах) |
Реакции | Что вы сделали? Изменилось ли что-то в теле? |
Адаптивный ответ | Используйте вопросы ниже* для адаптации мыслей |
Результат | Как изменились эмоции, убеждения и действия? |
* Вопросы для пересмотра мысли на адаптивную и поддерживающую. Чтобы сделать автоматическую мысль более адаптивной, важно сначала усомниться в ней. Вот несколько вопросов, которые помогут взглянуть на ситуацию по-новому:
- На чём основана эта мысль? Какие факты её подтверждают, а какие — опровергают?
- Можно ли объяснить происходящее как-то иначе?
- Что самое худшее может случиться? А самое лучшее? А что, скорее всего, произойдёт на самом деле?
- Что будет, если я продолжу верить в эту мысль? К чему это приведёт?
- Как изменится моё состояние, если я попробую посмотреть на ситуацию по-другому?
- Что бы я посоветовал другу, если бы он оказался на моём месте?
Эти вопросы помогают не застревать в реакциях, к которым вы привыкли, и постепенно учиться воспринимать события более спокойно и гибко.
ABC-модель Эллиса
Альберт Эллис — американский психолог и психотерапевт, разработавший рационально-эмоционально-поведенческую терапию (РЭПТ). Его модель ABC помогает понять, что эмоции и поведение вызываются не самими событиями, а нашими убеждениями о них.
ABC расшифровывается так:
- A (Activating event): событие, вызвавшее реакцию.
- B (Beliefs): убеждения, через которые мы интерпретируем это событие.
- C (Consequences): последствия — то есть эмоции и поведение, которые возникают в результате наших убеждений.
Основная задача работы по ABC-модели — выявить иррациональные установки (например, «Я должен всегда нравиться всем», «Ошибки недопустимы»). И в дальнейшем заменить их на более реалистичные и поддерживающие — например, с помощью более сложного протокола A-B-C-D-E-F.
Протокол самопомощи A-B-C-D-E-F Института Эллиса
Институт Альберта Эллиса разработал расширенную версию классической ABC-модели. Эта форма помогает не только осознать автоматические реакции и убеждения, но и глубже проработать их через критический анализ и сознательную замену установок.
Как работать с протоколом A-B-C-D-E-F
- Сначала коротко опишите ситуацию (A), которая вызвала эмоциональную реакцию.
- Затем зафиксируйте автоматические убеждения (B), которые определили ваше восприятие происходящего.
- После этого отметьте последствия (C) — какие эмоции, мысли, телесные ощущения и поведение за этим последовали.
- Следующий этап — оспаривание убеждений (D). Здесь важно задать себе вопросы: насколько это убеждение объективно? Есть ли факты за и против? Можно ли объяснить ситуацию по-другому?
- Затем сформулируйте новую, более реалистичную установку (E).
- И зафиксируйте, как она меняет ваши эмоции и поведение (F).

Пример.
- Ситуация (A): начальник не отметил мою работу.
- Иррациональное убеждение (B): «Если меня не хвалят, значит, я плохо справился и никчёмен».
- Последствия (C): тревога, огорчение, желание избегать новых задач.
- На этапе оспаривания (D) я спрашиваю себя: действительно ли отсутствие похвалы всегда значит неудачу? Возможно, начальник просто был занят. Моя ценность как специалиста не сводится к чужой реакции.
- После этого формулирую новую установку (E): «Я могу гордиться своей работой независимо от внешней оценки».
- И замечаю новые эмоции и поведение (F): спокойствие, готовность брать на себя новые задачи без страха.
Кому это помогает
Ведение дневника самоанализа эффективно при тревожно-фобических расстройствах, таких как:
- социальная фобия;
- генерализованное тревожное расстройство (ГТР);
- изолированные фобии.
Обновлённый обзор доказательств подтверждает важность этого инструмента. Ведение дневников помогает выявлять и оспаривать иррациональные убеждения, что способствует снижению уровня тревоги.
При депрессивных расстройствах ведение дневника помогает выявлять негативные сценарии мышления и фокусировать внимание на них для последующей когнитивной коррекции. Это подтвердил метаанализ, включающий десятки рандомизированных контролируемых исследований (РКИ).
Ещё один обзор 20 рандомизированных клинических исследований показал, что дневниковые практики:
- снижают симптомы депрессии, тревоги и ПТСР;
- повышают субъективное чувство благополучия.
Таким образом, это доступный и эффективный способ поддержки ментального здоровья.