«Маленький Альберт» — в чём суть эксперимента простыми словами
Как искусственно взрастить страх и чем это может обернуться.


Иллюстрация: Tomasz Sroka / Unsplash / Annie для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- как эксперимент с маленьким Альбертом связан с пониманием страха;
- как работает страх с точки зрения бихевиоризма;
- что случилось с маленьким Альбертом на самом деле;
- как можно было помочь маленькому Альберту с точки зрения психотерапии;
- как использовать бихевиоризм в реальной жизни.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Кто такой маленький Альберт
Альберт — это девятимесячный мальчик, который стал участником эксперимента, известного как «Маленький Альберт». Целью эксперимента была проверка гипотезы: страх — это не всегда врождённая реакция, его можно сформировать через опыт.
Спойлер: гипотеза подтвердилась, и это открытие стало важным шагом к пониманию того, как внешняя среда влияет на поведение человека.
Эксперимент в 1919 году провели основатель бихевиоризма Джон Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер. Другое название эксперимента в научной среде — «Проверка гипотезы об условных эмоциональных реакциях». И это один из самых известных экспериментов в истории психологии.
Итак, Уотсон и Рейнер поставили перед собой задачу: с помощью внешних стимулов вызвать психическую эмоцию там, где её раньше не было.
Как проходил эксперимент:
- Фаза первая. Проверка реакции. Альберту показывали разные объекты — крысу, кролика, маску с бородой — и наблюдали: страха всё это у мальчика не вызывало.
- Фаза вторая. Обусловливание страха. Каждый раз, когда Альберт тянулся к белой крысе, Уотсон за его спиной резко бил по металлической трубе. Альберт пугался и плакал. Процедуру повторяли несколько раз.
- Фаза третья. Проверка. Через некоторое время крыса сама по себе стала вызывать у ребёнка страх. Более того, страх обобщился: Альберт стал бояться и других пушистых объектов — кролика, меха и даже ватной бороды.
Так Уотсон продемонстрировал, что страх — не обязательно врождённая реакция. Он может быть выучен через опыт: если нейтральный объект (крыса) регулярно сопровождается неприятным стимулом (громкий звук), то сам объект становится пугающим.
До эксперимента психологи (например, сторонники психоанализа) считали, что страх может возникать только из внутренних, бессознательных конфликтов или быть врождённым. Уотсон же хотел доказать: даже базовые эмоции, такие как страх, можно вырастить искусственно, если правильно подобрать стимулы и подкрепления.

Читайте также:
За что критикуют эксперимент с маленьким Альбертом
Сам Уотсон понимал, что эксперимент, хоть и подтвердил его теорию, не отвечал критерию научности в исследовании, потому что ни разу не был повторён. В том числе из-за того, что через полгода после публикации Уотсону пришлось уйти из университета, так как его роман с аспиранткой Розали Рейнер привёл к громкому скандалу.
«Я делаю выводы, недостаточно подкреплённые фактами, и я признаю это, но то же самое делают и защитники противоположной точки зрения, причём они занимались этим в течение тысячелетий».
Джон Уотсон
Есть ещё один нюанс. Во время эксперимента учёные мешали Альберту успокаивать себя естественными способами: например, засовывать палец в рот. То есть малыш не мог использовать свои компенсаторные механизмы. Получается, что не был учтён важный критерий реальной психики — способность помочь себе самостоятельно. Также рядом не было родителя, который мог бы контейнировать часть переживаний ребёнка.

Читайте также:
Кроме того, одна из самых знаменитых цитат Уотсона подчёркивает его веру в силу воспитания и среды. Но сегодня мы понимаем, что личность формируется под влиянием множества факторов, включая генетику, опыт и внутренние процессы.
«Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребёнка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков».
Джон Уотсон, «Бихевиоризм»
Да, в чистом виде бихевиористские теории Уотсона вызывают много вопросов. Но поведенческие принципы сами по себе действительно работают — в психотерапии, обучении, рекламе. Кстати, после ухода из науки сам Уотсон начал карьеру в рекламном бизнесе, где применил те же принципы обусловливания, но уже для продажи мыла и сигарет.
Когнитивно-поведенческая терапия так же активно использует принципы бихевиоризма. Более того, их можно ежедневно использовать себе на пользу:
- Меняйте стимулы вокруг себя. Наше поведение часто запускается внешними триггерами. Например, если хочется есть меньше сладкого — не храните его на видном месте. Хочется чаще заниматься спортом — положите форму на стул вечером. Маленькие изменения в окружении дают мощный эффект.
- Подкрепляйте нужные действия. Бихевиоризм говорит: что подкрепляется, то повторяется. Хвалите себя за действия, которые хочется закрепить, хотя бы мысленно. Можно завести систему наград: сделал задачу — смотрю серию сериала, прогулялся — покупаю вкусный кофе.
- Повторяйте, пока не станет привычкой. Новое поведение становится автоматическим через повторение. Сначала нужно немного усилий, но потом мозг привыкает. Главное — начать с малого и делать регулярно, без перегрузки.
Мы не заложники своих реакций — поведение формируется из того, что с нами происходило. Это не что-то абстрактное или врождённое, а результат привычек, среды и повторяющегося опыта. Именно поэтому его можно анализировать, осознавать и менять.
Иногда с людьми и правда происходят слишком тяжёлые события — травмы, которые сложно переработать в одиночку. Тогда на помощь приходят методы десенсибилизации, переработка движениями глаз и когнитивно-поведенческая психотерапия. И все эти средства помощи вполне пригодились бы самому маленькому Альберту, который помог бихевиористам подарить человечеству полезные истины.
Что произошло с Альбертом после эксперимента
Дальнейшая судьба Альберта так и осталась неизвестной, ведь в начале XX века об этичности подобных экспериментов мало кто говорил. Долгосрочные последствия жестокого исследования не отслеживались, и никаких наблюдений после завершения эксперимента не велось. Но, опираясь на опыт психотерапии, можно предположить, что могло произойти с несчастным Альбертом в будущем.
Последствие первое: у ребёнка появился условный рефлекс
Условный рефлекс — это автоматическая реакция организма на новый сигнал, который сам по себе раньше не вызывал такой реакции. Этот механизм впервые подробно описал советский физиолог Иван Павлов, исследуя собак. Уотсон взял эту идею и применил к человеческим эмоциям, показав, что страху можно «научить».
Условный рефлекс — это способность мозга связывать два события: нейтральное и пугающее. В случае с Альбертом белая крыса (нейтральный объект) стала вызывать страх, потому что каждый раз её появление сопровождалось громким звуком (пугающим стимулом). Через несколько повторений крыса сама по себе стала сигналом опасности.
Последствие второе: страх закрепился и повлиял на общее развитие
Альберт в итоге стал бояться всех пушистых предметов. Выходит, у мальчика в раннем возрасте сформировался условный страх, который стал распространяться на похожие объекты (от крысы страх перешёл даже к маске с меховой бородой). В таком случае страх может стать источником хронической тревожности, избегающего поведения и социальных проблем.
То есть ребёнок с подобным выученным страхом может:
- избегать определённых ситуаций или предметов, что ограничивает его возможности для познания мира;
- испытывать повышенную тревожность, которая влияет на эмоциональное развитие и самооценку;
- столкнуться с устойчивыми негативными паттернами поведения, которые сложно изменить без помощи (например, с ПТСР).
Без терапии и поддержки у ребёнка могли развиться:
- фобии — устойчивые, иррациональные страхи;
- генерализация страха — боязнь всего, что напоминает первоначальный стимул;
- тревожные расстройства;
- проблемы с доверием и чувством безопасности — особенно если страх был привит взрослым, которому малыш доверял.
Сегодня в поведенческой терапии есть эффективные методы, чтобы снять или ослабить страхи. Например, при систематической десенсибилизации ребёнка постепенно и контролируемо «знакомят» с пугающим объектом в безопасной обстановке, помогая ему научиться управлять страхом.
Так, при страхе пауков не нужно сразу хватать большого тарантула и совать ребёнку в лицо. Можно начать с картинок, затем с маленьких игрушек, постепенно переходя к реальным ситуациям. Такой подход помогает снизить реакцию страха.
В случае Альберта, насколько публично известно, такой работы проведено не было. Страх закрепился, и мальчик остался с этим эмоциональным грузом без поддержки и объяснений.

Читайте также:
Как преодолеть условный страх
Есть целый подход в психотерапии, который использует десенсибилизацию и переработку движением глаз (EMDR). Это терапия, которая помогает быстро ослабить эмоциональную реакцию на травматические или пугающие воспоминания.
В случае с Альбертом EMDR работала бы так: мальчик вспоминал бы моменты страха, одновременно следя глазами за движениями пальца терапевта. Такой зрительный контакт с динамичным предметом активирует особые процессы в мозге, которые перерабатывают негативные эмоции и уменьшают их силу.
В итоге страх перед крысятами и похожими объектами постепенно ослабел бы или исчез, не вызывая возобновления стресса. И применяется десенсибилизация не только с иррациональными и выученными страхами (перед лягушками, темнотой, высотой), но и в случае пережитой травмы. Сила человеческой психики в её гибкости: выучить можно не только ограничивающие страхи, но и способы их одолеть.