Как начинающему сценаристу искать работу в киноиндустрии
Рассказывает автор сериалов «Эпидемия» и «Звоните ДиКаприо!».
Фото предоставлено героем / Rawpixel image / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Алексей Караулов
Сценарист
Окончил журфак МГУ и Университет Колорадо в Боулдере.
Соавтор сценариев к сериалам «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия», «Гоголь», «Филатов» и фильму «Гоголь. Начало».
Разбираем сценарии успеха в профессии с автором сериалов «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия» и «Гоголь» Алексеем Карауловым.
- Из чего состоит рабочий день сценариста?
- Обязательно ли учиться в киношколе или кинематографическом вузе, чтобы стать хорошим сценаристом?
- Как попасть на работу в сценарную комнату или стать помощником топового сценариста?
- Какая разница в написании сценариев к компьютерным играм и кинофильмам?
— С какими навыками можно браться за профессию сценариста?
— Качества, необходимые, чтобы стать сценаристом, — это терпение, некий teamplay, готовность к компромиссу, умение слышать другого человека и понимать, что работаешь в команде. Они, конечно, могут быть и у школьника.
Но дальше начинаются — не ограничения, а, скажем так, — конкурентные преимущества, которые будут у человека более взрослого. Потому что есть всё-таки вещи, которые сводятся к жизненному опыту. Умение строить конфликт, например, и вообще понимать конфликтность человеческой природы. Это можно выучить по учебникам психологии и чужим работам. Но когда в твоей жизни не было, условно, развода, или потери средств к существованию, или возвращения домой на щите после крупного поражения, тебе как сценаристу будет сложнее воплощать всё это на экране, создавать правдоподобных персонажей.
Starter pack начинающего сценариста лежит в области его интересов, склонностей — того, на что он готов тратить время. Если тебе физически не нравится писать, это не такая уж и проблема, поскольку писать сценаристу приходится немного. Чем приходится много заниматься, так это быть в творческом поиске, смотреть чужие работы, быть частью глобального мира — и уметь находить в нём истории.
Нужно иметь склонность к наблюдению за другими людьми — у сценаристов это называется «ухо». Это умение подслушивать чужие разговоры, брать из них отдельные речевые характеристики и быть готовым обрисовать характер человека за несколько реплик. Но эти реплики нужно откуда-то взять, где-то подслушать и зафиксировать. Вот такая любознательность сценариста совершенно необходима. А остальное можно компенсировать общей эрудицией и насмотренностью.
Сценаристу нужно иметь «ухо» — уметь подслушивать чужие разговоры и обрисовать характер человека за несколько реплик.
— А почему сценаристу не приходится много писать? Сценарий — это же текстовый продукт, близкий к драматургии.
— Я часто цитирую американского сценариста Макса Лэндиса, сына режиссёра легендарных «Братьев Блюз» Джона Лэндиса: «Screenwriting is not about writing». То есть сценарное мастерство — не про написание. Сценарист прислушивается к нуждам продюсера, зрителя, к повестке — и бесконечно переделывает свою работу с целью дотолкать этот паровоз в гору, до той точки, после которой сценарий превращается в фильм, чтобы дальше он катился уже сам по себе.
Но на пути к этой точке ты проходишь несколько этапов, можно так сказать. Сначала создаётся сценарная заявка — это документ, который ты сперва направляешь редактору, редактор просит в нём что-то поправить, и заявка отправляется продюсеру. Проходит иногда две недели, иногда больше месяца, когда ты просто ждёшь. Можно, конечно, работать над каким-то собственным проектом в эти периоды. Но если ты наёмный сценарист, то пилоты или вообще какой-то сценарий писать приходится сравнительно редко. Чаще занимаешься сценарными заявками, сценарными наработками — и больше читаешь чужого, чем пишешь своего.
Работа сценариста — это активное думание.
Она похожа на постоянные качели, переключение между разными режимами: напряжение и расслабление, перегрузка и медитация. Если попробовать расписать рабочий день сценариста по некой восьмичасовой схеме, то сознательно что-то написать за компьютером — это, ну, два часа в день. Но мозг у тебя всё время загружен, всё время варит какие-то свои коктейли из разных компонентов. В остальное время ты занят тем, что пытаешься нагрузить мозг фактами, чужими историями, историческим контекстом, даёшь ему построить из этого какую-то непротиворечивую вселенную, куда потом запустишь своих героев.
Когда дело доходит до пилота, ты можешь работать с текстом день-два, часов по восемь. Но работаешь, опять же, не с письмом как таковым, а с теоретическими моделями больше. Нужно иметь большой ресурс памяти, воображения, чтобы прогнать героя через весь путь, который вы ему обрисовали в своей голове. Письмо здесь — не то, к чему нужно специально готовиться.
Валерия Плотникова
продюсер курса «Профессия Сценарист» в Skillbox
Начинающему сценаристу понадобится усидчивость — работать придётся много. И насмотренность — ты должен понимать, что было сделано до тебя. Нужно учиться видеть текст в основе фильма или сериала. Любое аудиовизуальное произведение сначала рождается на бумаге. Поэтому при просмотре сценарист должен уметь отмечать какие-то художественные ходы, решения, которые были приняты драматургами, писавшими сценарий.
Смотреть кино для человека, который хочет работать в этой индустрии, — тоже работа: смотреть нужно много, искать референсы, похожие сюжеты или, наоборот, понимать, чего никогда ещё не было, знать историю кино.
— Что лучше с точки зрения результата — онлайн-курс по сценарному мастерству или традиционные киношколы и кинематографические вузы?
— В творческой профессии, если хочешь набраться знаний, нужно идти за именем — становиться подмастерьем, учеником конкретного человека. Это точно полезнее, чем получать широкую теоретическую базу. Наверное, и в классических вузах можно найти преподавателей, которые состоялись как профессионалы и могут чему-то научить. Учиться водить яхту, сидя перед доской в классе и вычерчивая какие-то схемы, странно. А классическое образование часто и сводится именно к этому: ты сидишь в аудитории, и преподаватель рассказывает про Аристотеля применительно к сценарному мастерству.
Чтобы избежать ситуации, когда какие-то теоретики рассказывают тебе о том, как что-то принято делать, нужно искать преподавателя, который сам состоялся как профессионал. Сегодня такое чаще случается с онлайн-платформами, где как раз можно найти определённого эксперта и послушать, какие ноу-хау помогают ему в работе.
Главное в обучении сценарному ремеслу не длительность учёбы и не престиж вуза, а ответ на простой вопрос: человек, который будет тебя учить, сам написал какое-то количество сценариев? Эти сценарии стали рабочими? Он является уважаемым профессионалом в своей области? Если ответ на эти вопросы «Да», то не так важно, где вы этого человека застали, чтобы учиться у него.
На нашем курсе в Skillbox я вычитываю все пилоты, которые студенты пишут в качестве выпускных работ. Для них это как раз такой момент общения с человеком, который уже поработал в индустрии и знает тонкости.
Валерия Плотникова
Курс по сценарному делу идеально ложится в онлайн-формат. Главный ресурс сценариста — его голова, руки и компьютер, где он записывает свои идеи. Теорию всегда можно изучить онлайн, а в практике ты один.
С началом пандемии в 2020 году учебную программу режиссёров и актёров в киношколах и вузах пришлось сильно адаптировать, чтобы студенты не потеряли в образовательном процессе. А сценаристу полезно много времени проводить одному, чтобы писать. Поэтому это идеальная программа, чтобы проходить её онлайн.
— Но нанять всех своих студентов вы, наверное, не сможете. Куда молодому сценаристу идти по окончании курса сценарного дела?
— Кого не найму, буду использовать, чтобы тестировать в поле: давать, например, писать сценарные заявки по продюсерским брифам. В любом случае путь следования за профессионалом применим и по окончании учёбы. В России сейчас есть пара десятков состоявшихся сценаристов. Они нарасхват и не справляются с тем потоком заявок от продюсеров и компаний, которые хотят с ними работать. Можно открыть любой топ успешных сценаристов — их регулярно создаёт, например, сайт «Кинопоиск» или «Бюллетень кинопрокатчика» — и постучаться к кому-то из них в Facebook*, отправить некое мотивационное письмо, чтобы заинтересовать возможностью поработать с вами. Искренность всегда работает — в сценарном мастерстве в первую очередь.
Попасть в подмастерья к профессиональному сценаристу можно чаще, чем принято думать. Я и сам этим занимался в своё время.
— Это, конечно, замечательный сценарий, но если мы говорим о самостоятельном и амбициозном молодом сценаристе, как ему искать работу в индустрии?
— Визитной карточкой, конечно, будет проект, который ты создал. Чем, опять же, плохи киношколы в этом плане: там сценаристов часто заставляют писать сценарии короткометражных фильмов. Короткий метр — это фестивальная монета, в индустрии она не котируется: киноиндустрия не оценивает сценариста по короткому метру. Нужно написать получасовой или часовой пилот собственного сериала, может, веб-сериала. С этим можно откликаться на любые объявления, заваливать почтовые ящики киностудий, продакшнов, участвовать в конкурсах.
Карьерные лифты в индустрии работают: 10–12 раз в год проводятся питчинги, постоянно идёт поиск новых имён. Сейчас вот идёт открытый конкурс сценариев для хоррор-сериала студии «10/09» — любой может поучаствовать через сайт iwantfilm.ru. Нужно подписаться на такие сайты, на Telegram-канал «Питчинги», искать в Facebook* разные конкурсы и участвовать в них.
Но я всё же считаю, что путь подмастерья в плане карьеры — самый благодатный. Он даёт доступ к брифам конкретных студий и продюсеров, которые по старинке продолжают высылать их своим любимым сценаристам, несмотря на то, что те лопаются от количества заказов. Поэтому сценаристы охотно берут подмастерьев.
Нужно понимать, что сценарное мастерство — это не искусство: тут нельзя годами совершенствовать какое-то видение, чтобы в итоге создать что-то революционное. Это ремесло, навык. Как пошив ботинок.
Есть конкретный набор умений, который нужно оттачивать. А оттачивают их на бесконечной работе по продюсерским брифам.
Можно наниматься в так называемые сценарные комнаты, это тоже отличный тренажёр. Там сидят 8–10 начинающих сценаристов, которым постоянно приносят новые брифы, они устраивают мозговой штурм и пишут по этим брифам сценарные заявки. Но такие комнаты ищут работников в основном через конкурсы и питчинги.
Валерия Плотникова
В России ощущается сценарный голод. Все продюсеры говорят об этом. Они ищут не столько новые идеи, сколько людей, которые умеют работать над сценариями. Чтобы молодому сценаристу найти работу, нужно просто заявлять о себе в различные продакшны. У всех есть открытая почта, всем можно послать свой сюжет, сценарную заявку. Возможно, они не захотят взяться за конкретную идею, но захотят работать с человеком, который умеет хорошо её подать.
— Вы на курсе разделяете сценарии для кино и для видеоигр. Они действительно различаются? Может, кто-то сразу решит «О! Было бы классно писать для видеоигр».
В играх есть собственный lore. Это термин как раз из игровой индустрии — на русский с натяжкой можно перевести как «мифология». Lore — это совокупность предысторий, всё, что предшествовало той точке, в которой мы оказались как зрители. К примеру, lore киновселенной Marvel в том, что в нашем мире периодически появляются люди со сверхспособностями.
Дело в том, что игры больше используют нелинейную структуру повествования. Они сильнее разветвляют сюжет и больше работают с воображаемым миром, потому что персонажем там является сам игрок. А сценарий фильма или сериала работает больше с героями, так как зрителю в нём отведена роль пассивного наблюдателя. Получается, для начинающего сценариста разница в том, что ему интереснее: человек, характеры или мир и события в нём. Если человек, тогда лучше пробовать себя в сериалах и кино.
Валерия Плотникова
За получасовую серию начинающий сценарист получает от 100 до 250 тысяч рублей. За часовой материал — от 150 до 350 тысяч. Диапазон гонораров увеличивается с ростом фильмографии и доходит до одного миллиона рублей за серию или близких к этому сумм. Но надо быть готовым к тому, что в первые год или два зарабатывать вы будете мало — из-за большого количества брака, пока набиваете руку. Гонорары обычно растут со второго-третьего года в профессии.