Задача тренера по шахматам — задать ученику правильный вектор. Дальше он должен идти сам
Дмитрий Луговой играет в шахматы с пелёнок. В интервью он рассказал об онлайн-турнирах в Skillbox, шахматах и о том, почему нельзя поддаваться ученикам.
Prostooleh/ Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
— Расскажи, а почему ты выбрал именно шахматы?
— Честное слово, не знаю, так сложились карты! Сначала меня дедушка учил в деревне на старой деревянной доске, потом как-то увлёкся.
Я много чего перепробовал в своей жизни, но ни один вид спорта не оставался со мной так же долго, как шахматы. Играю с самого детства, сейчас уже занимаюсь в основном тренерской и организационной деятельностью. Вообще, рад, конечно, что шахматы когда-то стали частью моей жизни. Благодаря им я объездил полстраны и побывал аж в двадцати странах. Даже с Дмитрием Песковым познакомился. Он, к слову, неплохо играет в шахматы.
— Двадцать стран — круто! Организовывал там турниры?
— Да, иногда проводил турниры, иногда мастер-классы.
— Языковой барьер не мешает?
— Чтобы он не мешал, я научился преподавать шахматы сразу на трёх языках — русском, английском и испанском. Успел поучить детей в Лондоне и в испанском посольстве Аргентины.
— Говорят, что шахматы сейчас на пике моды. Согласен с этим?
— В последний год шахматы действительно стали очень модным видом спорта. Во многом из-за выхода сериала «Ход королевы». Даже не из-за самого сериала, просто шахматы стали чаще попадать в инфополе, многие издания об этом пишут. Я работаю в одном баре тренером. Если год назад вечером там сидело полтора человека, сейчас нужно бронировать столик заранее, по выходным настоящее столпотворение. Так что да, шахматы — однозначно на пике моды.
— Стал чаще видеть среди своих учеников представителей поколения Z?
— Сложно сказать, возрастной диапазон очень широкий. В основном я занимаюсь с детьми, в Москве это почему-то очень востребовано среди дошкольников, чуть ли не самый популярный вид занятий.
В Skillbox у меня есть ученики, которые только-только пошли в среднюю школу, а есть те, кому за 60. Но основная масса — всё-таки 25–35 лет.
— А зачем вообще взрослым учиться профессионально играть в шахматы?
— В основном люди приходят к нам, чтобы просто получить удовольствие. Кто-то после серьёзной офисной работы ходит на танцы, кто-то начинает увлекаться единоборствами, а кто-то хочет обыгрывать всех в шахматы. Но от этого действительно есть польза — развивает умение напрягать мозги. Универсальная привычка, всем пригодится :)
«Ученик должен понимать, что и десять, и сто проигрышей — это новая ступенька вверх»
— На Skillbox вы запустили онлайн-турниры по шахматам с учениками. В чём их основная идея?
— Мы играем по видеосвязи и подробно разбираем каждую партию по ходу игры. Я как тренер комментирую всё, что происходит на доске. Почему этот ход оказался неверным? Где была допущена ошибка, которая поменяла вектор всей партии? Ученики вместе со мной анализируют ходы и стратегии. Я озвучиваю, почему принял то или иное решение, после игры мы разбираем партию комплексно.
— А как сами ученики отнеслись к идее турниров в формате «ученик — тренер»? Не смущаются играть с шахматистами, уровень которых значительно выше?
— Они же пришли к нам учиться и работают на результат, он всё-таки имеет значение. А турнир — это часть учебного процесса. Причём довольно эффективная.
— Бывает, что немного поддаёшься ученикам? :)
— Нет, поддаваться нельзя ни в коем случае. Ученик должен понимать, что и десять, и сто проигрышей — это новая ступенька вверх. Конечно, во время игры я больше думаю о решениях, которые принимает ученик, у меня нет цели непременно выиграть. Главная цель наших турниров — разобрать каждую сыгранную партию детально.
— У тебя есть какая-то определённая методика преподавания?
— Я за основу взял индивидуальный подход. С группами не занимаюсь, с каждым учеником играем отдельно. Ко всем нужно подбирать свои методики, у наших шахматистов есть свои слабые места, которые нужно прокачать, и у всех они разные. Важно их вовремя разглядеть.
«От ученика нужно требовать максимальной дисциплины и концентрированности»
— Как думаешь, для игры в шахматы нужен талант или стать гроссмейстером может каждый?
— Учитывая, что гроссмейстеров в России всего около двухсот, а в мире — чуть больше полутора тысяч, конечно, каждый им стать не может. Я тренирую детей уже почти пятнадцать лет, у меня было больше тысячи юных учеников. Среди них тех, кого можно было бы назвать предрасположенными к шахматам, наберётся человек пять. Для игры высшего уровня всё-таки нужен определённый талант.
— А как помочь этому таланту развиться?
— Да ему главное не мешать! Задача тренера по шахматам — задать ученику правильный вектор, показать, в какую сторону идти. Дальше он должен шагать сам. И, конечно, от ученика нужно требовать максимальной дисциплины и концентрированности.
— Какие самые распространённые ошибки встречаются у твоих учеников?
— Если говорить о взрослых, то они часто забывают о самостоятельной работе и ждут, что их всему научат, делать самому ничего не надо. Это, разумеется, не так. А у детей — самые типичные детские проблемы: невнимательность, отсутствие концентрации, привычка отвлекаться. На то они и дети.
— Шахматы — нервный вид спорта?
— Ещё бы, особенно для шахматистов высокого уровня. В большой лиге каждая партия сопровождается стрессом.
— Сам нервничаешь во время важных партий?
— Не помню, чтобы как-то сильно переживал за себя. А вот во время партий учеников всегда волнуюсь и нервничаю, особенно на детских чемпионатах.