Развитие
#Интервью

Личный фитнес-тренер как профессия. Интервью с Антоном Феоктистовым

Антон начинал карьеру, когда в фитнес-клубы пускали по рекомендациям. Он рассказал, как индустрия изменилась за эти годы и как тренеру в ней преуспеть.

Ammily CP / Shutterstock / luckybusiness / 123rf / Annie для Skillbox

Антон Феоктистов

Сооснователь и идеолог Pro Trener. Больше 25 лет работает в фитнес-индустрии. Ежегодный презентер российских и международных фитнес-конвенций World Class и MIOFF. Преподаёт на курсе «Личный фитнес-тренер».

В интервью Антон рассказал:

  • правда ли, что раньше в фитнес-клубы брали только по рекомендациям;
  • как он с партнёром открывал первую в России студию без клубного членства;
  • в чём состоит их авторская методика;
  • зачем тренеру первые два-три года работать по минимальной ставке;
  • как и зачем он развивает свой личный бренд;
  • куда можно отправиться со спортивным кэмпом (спойлер: даже на Северный полюс!).

— Вы работаете в фитнес-индустрии уже более 25 лет. А с чего начинали?

— С самого детства отец приобщал меня к спорту: я занимался лыжными гонками и даже выступал за московское «Динамо». Когда в непростое время, в 1996 году, я окончил Институт физкультуры, передо мной встал вопрос: где зарабатывать деньги? Я мог пойти в крупные вузы, МГИМО или МГУ, куда приглашали тренеров с навыками лыжной подготовки, но выбрал другой путь и устроился в небольшой фитнес-клуб.

Причём до этого фитнесом как таковым я сам не занимался: мы с друзьями ходили в зал, жали штанги и гантели, но делали это исключительно для своего здоровья и спортивного развития. О привлекательном внешнем виде тогда никто и не думал.

Через полгода после начала карьеры Антон попал в World Class, где продолжил развиваться в фитнесе. Фото предоставлено Антоном Феоктистовым

— В каком направлении вы работали? Вели функциональные тренировки?

— Представьте, их тогда даже не существовало! Я был простым тренером в тренажёрном зале. Кстати, чтобы соответствовать позиции, я активно набирал мышечную массу — вначале мой вес составлял всего 70 килограммов.

А функциональные тренировки появились только в 1998–1999 годах. Помню, мы поехали на международную конвенцию IDEA в Америку, где и узнали об этом направлении. Я тогда подумал: «Да ведь это то же самое ОФП, а оно уже давно есть в профессиональном спорте».

— Как функциональное направление повлияло на развитие фитнеса?

— Клубы перестали зацикливаться только на силовых тренировках. Пришла новая философия пяти основных физических качеств, которые нужно развивать одновременно. Это сила, выносливость, гибкость, координация и баланс. Постепенно функциональные тренировки становились массовыми: возникали новые упражнения и оборудование.

— Если сравнить фитнес в конце девяностых и сегодня, что их отличает?

— Раньше между тренажёрным залом и групповыми программами было чёткое разграничение: один тренер не мог работать и там и там. Сейчас совмещение — это частая практика. Раньше не существовало никаких outdoor-программ, удалённых занятий — список можно продолжать долго. С ростом аудитории фитнес-индустрия сильно изменилась в принципе.

— Сложно представить, что когда-то фитнес-залы были труднодоступны и даже отчасти элитны…

— В первые клубы было очень трудно попасть! Во-первых, тебя должны были порекомендовать другие клиенты этого фитнес-зала. Во-вторых, требовалось одобрение менеджеров: ты приходил, знакомился с сотрудниками, и тебя оценивали. И даже после прохода всех этапов чаще всего имя заносили в лист ожидания. Такая вот закрытая тусовка.

— И стоило, наверное, дорого?

— Да, клиенты платили за членство порядка двух-трёх тысяч долларов — по тем временам очень большие деньги. Да и сейчас солидные. Но в наши дни фитнес доступен каждому. За 15 тысяч рублей ты можешь купить абонемент на год и пользоваться любыми услугами, бассейном, оборудованием, ходить на групповые занятия.

«Зачем переплачивать»: о концепции студии без абонемента

— В 2011 году вы с партнёром первыми в России открыли студию без клубного членства, Pro Trener. Почему никто до вас не увидел выгоды в этой идее и не воплотил её?

— Я думаю, что сначала российские клиенты должны были созреть для подобного формата. И мы раньше других подгадали нужное время: люди уже распробовали фитнес и поняли, что многое в больших клубах их не устраивает. Например: зачем покупать членство на год, если половину из этого срока вы проводите за границей? Зачем переплачивать за абонемент, если всё равно придётся накинуть сверху за индивидуальные тренировки?

Со своим предложением «никаких взносов, только оплата тренировок» мы подоспели как раз вовремя — сразу появились клиенты. Наши условия распространялись на все занятия: групповые, индивидуальные, outdoor.

— Вы опирались на зарубежный опыт?

— Конечно, мы ориентировались на примеры подобных студий в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и даже ездили во многие из них. Но стоит сразу оговориться: российский рынок фитнес-индустрии отстаёт от европейского и американского лет на десять, поэтому при создании своих студий мы адаптировали этот опыт под наш менталитет и реалии.

— Например, какие?

— За рубежом многие студии размещены в подвалах, и это нормально: люди приходят туда тренироваться, а не наслаждаться комфортом. Для нашей публики мы всё-таки позаботились об обстановке и сняли нормальные помещения.

Кроме того, российские клиенты больше иностранцев избалованы сервисом, поэтому мы проработали удобный процесс записи и обучили приветливый персонал.

— Я знаю, что вы в Pro Trener много времени уделяете этапу тестирования. Расскажите, чем это полезно для клиента?

— Тестирование — это основа. Мы понимаем, с чего начинаем и куда движемся. На первой тренировке мы всегда взвешиваем человека, измеряем его и с помощью специальной программы проверяем физические возможности: уровень гибкости, силы, выносливости, мобильности суставов.

Затем — тестирование с газоанализатором. Оно показывает, какое у вас максимальное потребление кислорода (а все процессы в организме протекают именно благодаря кислороду), хорошо ли развита сердечно-сосудистая система, на каком пульсе сжигается жир. От этих показателей зависит, какие упражнения мы станем давать клиенту.

Качественные тесты доказывают эффективность проведённой работы. Клиент сравнит свои показатели в начале пути и спустя полгода и увидит, как улучшились его физические данные, как окреп организм.

«Найдите цель»: что и кто влияет на результат клиента

— Вы с партнёром не просто открыли свою студию, но и разработали авторскую методику Pro Trener System. В чём её суть?

— Мы уверены, что для достижения спортивных результатов нужно совмещать пять направлений:

  1. Функциональный тренинг. Развивает силу, выносливость, координацию.
  2. Пилатес. Повышает мобильность суставов, укрепляет мышцы и корпус.
  3. Занятия outdoor. Кардионагрузка на свежем воздухе — самая полезная.
  4. Сбалансированное питание. Даём советы по рациону и пищевым привычкам, проверяем дневники питания.
  5. Мотивационная программа. Без постоянной поддержки тренера клиент потеряет положительный настрой и веру в результат.

— Очень интересен пункт о мотивации. Как это работает?

— Чтобы клиент исправно посещал тренировки, инструктор должен найти ему личную мотивацию и сформулировать цель. Это может быть что угодно — участие в полумарафоне, похудение или здоровая жизнь. Цель будет вести человека к результату.

Задача тренера — постоянно поддерживать клиента мотивированным. Даже если тот уехал в отпуск — будьте на связи, составляйте тренировочные комплексы, давайте задания и всегда напоминайте о цели. В ином случае клиент останется недоволен или вовсе уйдёт.

Тренер для клиента — один из главных мотиваторов. Он должен вдохновлять своей физической формой и образом жизни. Этот критерий, наравне с эффективной работой, повысит шансы, что вас порекомендуют друзьям как специалиста.

— Лично ваш пример это подтверждает?

— Я стараюсь работать над физической формой каждый день. После интервью у меня силовая тренировка в зале, а вечером — пробежка. На следующий день — многочасовая тренировка на лыжероллерах. Зимой собираюсь участвовать в марафонах на беговых лыжах.

Но главное — это правильно расставлять приоритеты и не позволять спортивным хобби вредить основной работе. У меня так случилось до пандемии: я настолько увлёкся триатлоном, что даже отказывался от клиентов ради своих тренировок. Пришлось триатлон оставить.

Фото: из личного архива Антона Феоктистова

— Какие навыки необходимы фитнес-инструктору, помимо технических?

— Безусловно, важны коммуникативные способности: к каждому новому человеку тренер ищет свой подход, в том числе на уровне общения. Если ваш клиент почувствует, что вы неопытны, он станет диктовать свои условия. Этот этап неприятен, его молодым тренерам нужно просто пережить.

Задача инструктора — как можно скорее наработать базу клиентов и, взаимодействуя с ними, дорасти до продвинутого уровня. Показать, что ваши методики работают и вас надо слушать.

Именно поэтому я советую не думать о деньгах первые два-три года, а работать только на результат.

— Как это, вообще не думать о деньгах?

— Молодой тренер не может просто так прийти и поставить высокую цену — её нужно чем-то подкрепить. Для этого первое время берите как можно больше клиентов по проходной цене. Когда из этого потока сложится клиентская база и вас начнут рекомендовать — повышайте стоимость.

Постепенно вы сможете сами выстраивать взаимодействие с клиентами и назначать дни, в которые удобно заниматься вам.

С видом на природу: о кэмпах и личном бренде

— Вы активно ведёте аккаунт в Instagram* и канал на YouTube. Личный бренд помогает развивать карьеру?

— Я делаю это не ради карьеры и денег, а ради самого себя. Я постоянно придумываю себе новые челленджи, чтобы развиваться, а не стоять на месте. Именно поэтому я запустил YouTube-канал, на котором публиковал интервью, проводил марафоны и давал фитнес-рецепты.

Обдумывание идей для роликов и постов благотворно влияет на мозговую деятельность: я вытаскиваю себя из комфортного состояния и размышляю над новыми упражнениями, параллельно структурируя накопившуюся информацию.

«Ведением блога я также помогаю другим: подписчики видят, как я занимаюсь, и понимают: им тоже нельзя халтурить»

— Создание курса в Skillbox — это ещё один челлендж для вас?

— Именно. В процессе составления лекций я переворошил кучу литературы и вспомнил то, что знал, но давно забыл. Советую всем тренерам придумать какой-то проект для себя — будь то блог или канал — и делать его ради удовольствия. А когда ты чем-то искренне увлечён, деньги придут сами собой.

— В чём основная ценность вашего курса?

— Я бы прежде всего выделил философский момент, а не технический: изучая наш курс, каждый тренер узнает, как двигаться и развиваться. Он поймёт, как миксовать свои знания и выйти на профессиональный уровень, не теряя при этом мотивацию учиться дальше.

Я уверен, что в профессии тренера всё идёт волнами. Сначала ты поднимаешься и фиксируешься на определённом уровне, а затем снова спускаешься и учишься чему-то новому.

Нельзя из года в год обучать клиентов по одной методике и радоваться большим деньгам — это плохо закончится.

— Ваша фитнес-студия Pro Trener известна своими кэмпами. В курсе вы расскажете об особенностях фитнеса на выезде?

— Да, выездным мероприятиям посвящён отдельный модуль, в котором я учу тренеров организовывать и проводить фитнес-туры, фестивали, походы и кэмпы.

Мы в Pro Trener собираем кэмпы с 2011 года. За это время расширилась не только география (с тренировками мы ездим даже на Северный полюс!), но и формат. В списке: велосипедные туры, slim-туры, лыжные кэмпы. Есть даже туры-переходы, когда неделю вы идёте по Доломитовым Альпам с ночными остановками в отелях.

— Какова концепция кэмпов?

— Интенсивные тренировки с прекрасными видами на природу. Как правило, уже в восемь утра мы проводим зарядку, а в десять — тренировку. В течение всего выезда мы развиваем у клиентов силу, выносливость, гибкость. В свободное время — гуляем по окрестностям.

На каждые восемь человек — один тренер. Если людей больше, больше и тренеров. Иногда даже берём своего повара, чтобы готовить только здоровую и разрешённую еду. Особенно это актуально в slim-турах.

— Где проходил самый живописный и увлекательный кэмп, лично для вас?

— Мне всегда очень нравился швейцарский Санкт-Мориц. Зимой там можно проводить лыжные сборы и каждый день съезжать с новой трассы. Летом — точно так же каждый день подниматься на разные вершины. И в любое время года наслаждаться высокой кухней. Дороговато, но всё-таки это Швейцария — уникальная страна, где спортивные и культурные приоритеты соединяются в одном месте.



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована