Субъектность: что это такое и как её развить
Как быть автором своей жизни, а не пассивным заложником обстоятельств.


Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое субъектность и как выглядит её проявление — агентность;
- где нужна субъектность и зачем нам быть субъектными;
- как субъектность связана с психическими расстройствами;
- как развивать свою субъектность.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое субъектность
Субъектность — внутреннее состояние человека, который осознаёт себя автором собственной жизни. Это также способ взаимодействия с миром и влияния на него.
Благодаря субъектности мы можем творить и создавать новое, а также строить самодисциплину и достигать мастерства, находя уникальные способы действия. Например, когда человек осознаёт, что хочет сменить работу не потому, что «так надо», а потому, что ему важно реализоваться, — это про субъектность.
Реализация субъектности в конкретных действиях называется агентностью. Агентность проявляется, когда мы:
- сами ставим себе цели (а не следуем за чужими ожиданиями);
- анализируем ситуацию и ищем возможности её улучшить;
- делаем осознанный выбор;
- начинаем действовать;
- отвечаем за результат, даже если он оказался не тем, на что мы надеялись.
Пример агентности: человек не просто хочет сменить работу, а ищет вакансии, проходит собеседования и учит новое. То есть предпринимает конкретные действия, чтобы осуществить чётко поставленную цель.
По сути, это и есть наша способность быть автором своей жизни, несмотря на обстоятельства. В одной из самых цитируемых современных работ по теме — статье социологов Эмирбайера и Мише, — агентность описывается как одновременное действие трёх взаимосвязанных процессов:
- прошлого: мы опираемся на знакомые социальные роли, привычки, личный и культурный опыт;
- будущего: мы представляем возможное будущее, мечтаем, строим планы и прокладываем курс, ставим цели, занимаемся творчеством, привлекаем интуицию и воображение;
- настоящего: оцениваем ситуацию и действуем, принимаем решения, справляемся с неопределённостью и конфликтами.
Получается, что человек — это не исполнитель инструкций, выданных обществом, родителями или вышестоящими по статусу персонами. Человек — субъект, постоянно балансирующий между прошлым, настоящим и будущим ради исполнения и реализации собственных целей, идеалов и представлений о мире.
Субъектный подход к жизни особенно важен в тех сферах, где от нас требуется осознанность и включённость в процесс: в образовании, терапии, коучинге, саморазвитии.
Зачем нужна субъектность
Во-первых, чтобы не теряться в кризисах и переменах. Когда что-то рушится — отношения, карьера, прежняя жизнь, — субъектность даёт внутреннюю опору. Это способность сказать себе: «Окей, сейчас всё нестабильно, но я могу выбирать, как реагировать. И это уже многое».
Во-вторых, субъектность необходима, чтобы строить здоровые отношения. Субъектность включает в себя осознание и защиту личных границ, уважение к себе и другим, ответственность за свои реакции. Без субъектности люди нередко растворяются в других, контролируют и спасают близких, путая любовь с нездоровым слиянием.
В-третьих, субъектность помогает развивать мотивацию и креативность. Настоящий интерес и вдохновение рождаются из смелости и отказа принимать только верные решения. Субъектность даёт возможность создавать новое, опираясь при этом на внутреннее представление о прекрасном. И помогает не воспринимать ошибки и движение против законсервированной нормы как нечто фатальное.

Читайте также:
У кого и почему возникают сложности с развитием субъектности
Мы не рождаемся с субъектностью, это качество формируется постепенно. На каждом этапе жизни человек сталкивается с задачами, которые либо развивают субъектность, либо наоборот — могут её заморозить. Мысли человека без субъектности могут выглядеть так:
- «Я как будто не живу, а существую».
- «Будто всё происходит без меня».
- «Я ничего не решаю, всё уже давно решили».
Есть несколько групп, у которых способность самостоятельно выбирать и следовать сделанному выбору особенно ослаблена. Это люди с опытом детства без права на выбор, пережившие насилие или травму, а также подростки и молодые взрослые, у которых субъектность ещё находится в процессе формирования.
Люди, которым в детстве не давали права выбора
Гиперопекающие и очень властные родители могут стать причиной недоформированной субъектности. В таких семьях за ребёнка решают всё: что надеть, с кем дружить, чем увлекаться. Дети вырастают с ощущением, что их желания и решения не имеют значения. Формируется внешняя ориентация — стремление угождать, следовать указаниям, ждать одобрения.
В 3–6 лет ребёнок начинает активно проявлять инициативу, пробуя новые роли, исследуя границы дозволенного. И подавление любознательности и гиперконтроль со стороны родителей вызывают страх ошибиться, что приводит к пассивности и подавлению субъектности.
Кстати, у взрослых людей также могут возникнуть проблемы с субъектностью при попадании под жёсткую внешнюю регламентацию: будь то работа по расписанию или абьюзивные отношения.
Когда вся жизнь — это инструкции, расписания и проверки (например, в некоторых системах образования, на авторитарной работе), субъектность может вытесняться автоматизмом. Человек учится всегда делать «как надо» и постепенно теряет связь с собственным выбором и мотивацией.
Люди, пережившие насилие или травму
Физическое, психологическое или эмоциональное насилие часто приводит к ощущению беспомощности. Когда границы нарушаются, человеку трудно снова почувствовать, что он автор своих действий.
Возникает внутренняя установка: «Со мной всё равно что-то сделают, я ничего не решаю, я не в силах что-либо изменить».
Пережитая травма также провоцирует развитие высокой тревожности. Формируется страх ошибок и ответственности, человек не справляется с неопределённостью. Там, где нужно выбирать, всегда есть шанс ошибиться. И для людей с высоким уровнем тревоги, перфекционизмом или опытом травмы неуспеха проще не выбирать вообще — и не быть субъектом.
Подростки и молодые взрослые
В возрасте 11–18 лет субъектность неминуемо растёт на фоне получения нового опыта и становления самостоятельности. В отличие от двух предыдущих групп изначальный недостаток субъектности тут — это норма.
Вместе с тем у тинейджеров нередко возникают вопросы, пугающие родителей: «Что я думаю сам? А мне это подходит?» Человек начинает сам делать выбор в одежде, музыке и круге общения, пробовать нестандартные подходы к разным сферам жизни. Если это встречают осуждением, запретами или равнодушием — возможен откат к удобной несамостоятельности. То есть к слаборазвитой субъектности.
В молодом возрасте (18–30 лет) субъектность переходит в практическую плоскость: теперь важно не просто чувствовать себя собой, а действовать как субъект. Строить отношения, выбирать профессию, брать ответственность за своё финансовое состояние, быт и здоровье.
Это время первых серьёзных решений. Если человек понимает собственные желания, отделяется от родительских сценариев, пробует, ошибается и пробует снова, его субъектность развивается и растёт.
Но в случаях, когда сепарация от родителей не произошла, человек привыкает к мысли, что мама с папой всё решат. Ощущение, будто в жизни всё как-нибудь само уладится, меня всегда спасут, родители устранят все опасности и последствия, — признак того, что становление субъектности находится под угрозой.

Читайте также:
Как связана субъектность и психические особенности и расстройства
Субъектность нередко угасает, например, при депрессии, потому что у человека пропадает энергия, интерес и мотивация к жизни. Кажется, что от вас ничего не зависит, желания притупляются, а будущее кажется закрытым. В голове часто звучит: «Я ничего не хочу», «Мне всё равно», «Я не справлюсь».
Чтобы выползти из этого состояния, лучше обратиться к психотерапевту. И найти точки роста через ежедневные маленькие выборы. Они помогут вернуть ощущения «Я могу», даже если это просто выбор завтрака.
Также субъектность стирается при тревожных расстройствах, когда внутренние ориентиры будто скрываются в тумане. Человек действует не из желания, а из страха: «А вдруг будет плохо?», «А если я ошибусь?». Решение — постепенно расширять зону безопасности, практиковать опору на себя и учиться переступать через страх.

Читайте также:
Кроме того, зависимость и субъектность — это две противоположные траектории. Когда человек живёт в зависимости — от другого человека, от вещества, от одобрения или контроля, — он часто теряет ощущение себя как активного автора своей жизни. Решения принимаются не изнутри, а извне: «Что скажет он?», «А вдруг она уйдёт?», «Только бы заглушить тревогу».
Точка роста — осознание своих потребностей, восстановление личных границ и права выбирать, чтобы не терять себя в близости. Но не стоит забывать, что избавление от зависимости — это тяжёлый путь, на котором критично необходима помощь близких. И в идеале — специалиста: нарколога, психиатра или психотерапевта.
Есть ещё три состояния, при которых развитие субъектности крайне осложняется:
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) разрушает ощущение контроля, психика живёт в прошлом, и реакции в настоящем становятся автоматическими;
- диссоциативные состояния отключают разум от тела, эмоций и реальности, теряется ощущение «Я есть»;
- пограничное расстройство личности (ПРЛ) размывает границы между человеком и миром, что делает идентичность нестабильной, человек сильно зависит от других, резко меняется настроение и долгосрочные цели.
В итоге внутренние опоры рушатся, и на осознанные выборы и творчество ресурсов просто не хватает.
Важно: без помощи извне можно долго оставаться в замкнутом круге болезни. Даже простая консультация специалиста может прояснить ситуацию, снизить тревогу и дать опору для следующих шагов.
Как развивать субъектность
Субъектность — это не врождённое качество, а процесс, который требует постепенного развития. Например, в психотерапии. Плюс в том, что терапия редко направлена на лечение какого-то «симптома» неблагополучия. На самом деле она помогает человеку стать ближе к себе, найти смысл и действовать изнутри. То есть прямо развить субъектность. Рост субъектности возможен, если совершенствоваться в трёх направлениях.
Идти за чувством смысла
Виктор Франкл, австрийский психиатр, выживший в немецком концлагере и потерявший там всю семью, считал, что человек не может по-настоящему жить без чувства смысла. А смысл содержится в творчестве, любви и страдании. Так, развитие субъектности часто начинается с простых, но честных вопросов: «Что для меня важно? Что я люблю делать? Кого я люблю? Ради чего я хочу жить?»
И ещё: «Что для меня имеет смысл? Что бы я делал, если бы не боялся осуждения или ошибки? Какое дело даёт мне чувство „Я живу“?»
Понимать и осознавать себя
Чтобы быть субъектом, нужно сначала заметить себя и свои чувства. Попробуйте в стрессовой ситуации задать себе такие вопросы:
- Что я сейчас чувствую?
- Откуда во мне может быть эта эмоция?
- Я признаю эту эмоцию или стараюсь вытеснить?
- Чего я хочу на самом деле?
- Это мой выбор или я просто подстроился?
- Что важно лично для меня в этой ситуации?
Осознанность помогает выйти из автоматических реакций и начать различать, где Я, а где — навязанные ожидания. Это не всегда приятно, но крайне ценно. Ведь субъектность невозможна без честного контакта с собой.
Взаимодействовать с людьми и узнавать свои границы
Субъектность раскрывается не в одиночку. Она проявляется в отношениях: когда мы говорим «Нет» без вины, когда выбираем близость, а не зависимость, когда можем не только слышать других, но и слышать себя среди других.
Настраивая границы — физические, эмоциональные, временные, — мы нащупываем своё Я, а вместе с ним и личную ответственность за собственную жизнь, действия и выборы. Само не уладится, зато я могу уладить проблемы и наладить свою жизнь.
Резюмируем: чтобы развить субъектность, нужно регулярно делать три непростых шага к себе.
- Отстаивать личные границы: «Где мне сейчас тесно, неудобно, не по себе?», «С кем я часто говорю „Да“, когда хочу сказать „нет“?».
- Принимать ответственность: «Это мой выбор — или я перекладываю его на других?»
- Действовать изнутри, а не из страха/долга: «Я делаю это, потому что хочу или потому что надо?»
Развивать субъектность — это как настраивать внутренний компас: сначала он сбивается, потом начинает улавливать сигналы, а со временем становится надёжным ориентиром. Главное — дать себе на это право и время.