Активное слушание — что это такое и как ему научиться
Объясняем, как быть эмпатичным собеседником, который умеет слушать и слышать.
 
 
В статье рассказываем:
- что такое активное слушание;
- чем оно отличается от пассивного;
- зачем учиться активному слушанию;
- какие существуют приёмы активного слушания;
- как овладеть этим навыком.
Что такое активное слушание — объясняем на примере
Активное слушание — это способность внимательно слушать собеседника и воспринимать информацию, сосредотачиваясь на содержании и контексте высказывания. Человек не просто пассивно принимает информацию, но и активно участвует в разговоре: кивает, задаёт вопросы и поддерживает.
Представьте ситуацию: вы вернулись из долгожданного насыщенного отпуска и в деталях рассказываете об этом своему коллеге. А в ответ — ни капли заинтересованности. Коллега как будто витает в облаках, ничего не спрашивает, отвлекается на уведомления в телефоне и даже переводит тему разговора.
Кажется, будто он не рад за вас или даже завидует. Во время такого разговора становится дискомфортно: больше не хочется делиться впечатлениями и говорить на личные темы.
Возможно, у коллеги много рабочих задач или он думает о своих личных проблемах. А возможно, он просто не умеет быть активным слушателем.

Читайте также:
Чем активное слушание отличается от пассивного
Когда человек слушает рассказ собеседника пассивно, он воспринимает информацию как фон, не включаясь в диалог. Такой человек вяло реагирует на сказанное: по его мимике и жестам неясно, как он относится к услышанному. Если собеседник не комментирует ваш рассказ, не задаёт вопросы и отвлекается, смотря в окно, — скорее всего, он пассивный слушатель.
Обычно люди слушают информацию пассивно, когда устали, перегружены или просто не заинтересованы в теме разговора. Некоторые пассивные слушатели могут быть не уверены в своих знаниях. Например, на лекции или семинаре такой человек не будет участвовать в дискуссии и задавать вопросы, чтобы не привлекать к себе внимание.
Пассивное слушание неэффективно: оно не позволяет полностью вникнуть в суть разговора и высказать свою точку зрения. При активном слушании, наоборот, можно глубже понять смысл высказываний, участвовать в дискуссии и обмениваться с собеседником полезной информацией.
Активное присутствие в разговоре сразу заметно. Когда слушатель показывает, что ему интересны слова собеседника, он кивает, улыбается, смотрит в глаза, покачивает головой и задаёт вопросы, если ему что-то непонятно.
Примеры активного слушания
Активное слушание — полезный soft skill для эффективного общения. Оно помогает улучшить отношения, повысить уровень доверия между людьми и даже предупредить конфликты.
Вот несколько примеров, как активное слушание помогает в разных сферах жизни:
- В общении с друзьями. В разговоре с другом, который нуждается в поддержке, не спешите сыпать советами. Сначала выслушайте его и поймите, какой именно реакции он ждёт. Можно спросить прямо: «Чего ты сейчас хочешь — совета или поддержки?» Если ему не нужны советы, то и не нужно их давать.
- В работе. При общении с клиентом, который жалуется на качество ваших услуг, лучше в первую очередь выслушать человека, а не защищать свою компанию. Активное слушание поможет понять причины жалобы и улучшить качество. Может, вам действительно пора обратить внимание на некачественную работу одного из отделов.
- В разговоре с родственниками. Если чувствуете, что вот-вот начнётся жаркий спор с родными из-за разных взглядов, выдохните и не спешите защищать свою точку зрения. Выслушайте родственников и подумайте, почему они уверены в своей правоте. Потом спокойно объясните им свою позицию: это сократит риски недопониманий и конфликтов.
- При диалоге с партнёром. Не спешите диктовать свои условия, когда обсуждаете с вашей второй половинкой планы на жизнь и совместное будущее. Если вы готовы к созданию семьи, а ваш партнёр пока с этим не спешит, узнайте, какие у него ожидания от дальнейшей жизни. Так будет легче прийти к компромиссам и общим планам.
Приёмы активного слушания
- Пауза. Когда собеседник долго говорит, а потом замолкает, выдержите паузу вместе с ним. Скорее всего, человеку нужно подумать — он подбирает слова, чтобы точнее выразить свои мысли. Вместо того чтобы заполнить тишину первым, что пришло на ум, попробуйте ещё раз проанализировать сказанное, чтобы чуть позже дать собеседнику более развёрнутый фидбэк.
- Поддакивание — это стандартные «ага», «угу» и «да», которые мы машинально выдаём в разговоре. В некоторых диалогах, например по телефону, поддакивание — это единственный приём активного слушания, который мы можем использовать. Собеседник вас не видит, но понимает, что вы всё ещё на связи и слушаете его.
- Уточнение. Если в рассказе собеседник упускает детали событий, уточните у него подробности. Как это произошло? Что он почувствовал в этот момент? Так вы не будете додумывать детали и сможете глубже понять чувства и мысли собеседника. Если тема болезненная, говорить о деталях может быть сложно, но так вы лучше поймёте его, а ваша эмоциональная связь укрепится.
- Эхо (повтор) — это дословное повторение отдельных слов, словосочетаний и предложений, которые произнёс собеседник. Услышав свои же слова, человек поймёт, что слушатель внимателен к нему. Например: «Я недавно приехал из Белграда» — «Ты приехал из Белграда? Расскажи, как там!»
- Парафраз (пересказ). Выслушав собеседника, попробуйте повторить то, что он сказал, но другими словами, и добавьте что-то новое — вашу точку зрения или уточняющие вопросы. Так другой человек услышит, как его слова звучат со стороны и сможет уточнить их или скорректировать. Например: «Ты говорил о том, что тебе не понравилось в Санкт-Петербурге из-за погоды. Я правильно тебя понял? А было хоть что-то, что тебе понравилось в этой поездке?»
- Отражение. При активном слушании полезно поддерживать зрительный контакт — смотреть в глаза и реагировать невербально. Слушая друга, ненавязчиво скопируйте его поведение или позу. Если он сидит расслабленно и говорит медленно, тоже откиньтесь на спинку кресла и снизьте темп речи. Однотипное поведение сближает и укрепляет эмоциональную связь.
- Эмпатичное слушание. Такой приём выражает сопереживание и даёт собеседнику понять, что его выслушали и поняли. Выразить эмпатию можно так: «Мне кажется, ты очень расстроена» или «Я понимаю, почему ты злишься».
- Сообщение о восприятии — это впечатление слушателя от истории собеседника. Так можно сообщить о том, что вы поняли основную мысль рассказа («Это действительно очень важно») или об изменении в своём состоянии («Мне так грустно это слышать»).
- Замечания о ходе беседы — сообщение слушателя об осмыслении разговора. Например: «Кажется, я понимаю, о чём ты говоришь».
- Резюмирование — подведение итога беседы в краткой форме. Иными словами, в резюме вы коротко выделяете главную мысль из того, что вам сказали. Условно, если друг долго рассказывает вам о своих выходных, можно сказать: «Вижу, что уик-энд удался! Здорово, рад за тебя!»

Читайте также:
Как освоить активное слушание
Люди, практикующие активное слушание, — эмпатичные собеседники, с которыми приятно и ценно общаться.
Вот несколько советов, как стать таким слушателем:
- Когда проводите время с человеком, не отвлекайтесь на уведомления в телефоне или посторонние мысли. Постарайтесь внимательно слушать.
- Используйте невербальные сигналы: смотрите в глаза, кивайте головой, улыбайтесь или показывайте сочувствие.
- Не перебивайте собеседника. Попробуйте запомнить, что вы хотели добавить, и скажите об этом позже.
- Повторяйте основные идеи из речи собеседника, чтобы подтвердить понимание, и добавляйте свою точку зрения.
- Задавайте уточняющие вопросы, если что-то не поняли. Так вы лучше разберётесь в сути проблемы, а ваш собеседник поймёт, что вы заинтересованы в разговоре. Лучше задавать открытые вопросы, на которые нельзя ответить однозначные «да» или «нет». Не «Тебе нравится красный цвет?», а «Какой цвет и оттенки тебе нравятся?».
- Не делайте поспешных выводов. Если вас что-то удивило в словах собеседника, дайте ему договорить. Не реагируйте на услышанное негативно, пока не услышали речь до конца.
- Не молчите и расскажите о своём опыте, если вам есть что добавить. Но не перетягивайте всё одеяло на себя: приводите примеры из своей жизни, не меняя тему.
Как начать карьеру в IT в 2025 году?
Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Выберите подходящее направление и получите полезные подарки.
Пройти курс 
          Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
 
                                     
                                     
                                     
                                    