Геймдев
#статьи

В чём секрет MiSide — суперпопулярной игры про анимешную маньячку

И сделали её два российских разработчика.

Скриншот: игра MiSide / Aihasto

Скучающий безымянный парень, чья жизнь ничего из себя не представляет, начинает играть в мобилку, где нужно общаться с милой анимешной девочкой Митой и обустраивать её быт. Но затем он вдруг попадает внутрь игры и узнаёт, что Мит на самом деле множество, и та, с которой он имеет дело, — маньячка.

Казалось бы, типичная история про попаданца, которых множество. Однако же продажи MiSide, судя по всему, составляют свыше двух миллионов копий на момент написания этого текста. Это не просто отличный показатель. Это очень впечатляющий показатель. Тем более для миниатюрной инди-игры на четыре часа, сделанной двумя разработчиками.

Так в чём секрет? Если коротко — в сочетании всего хорошего, что было в играх когда-либо. Это касается как геймплея, так и смыслов. Вспарывать цельное произведение и расчленять на составляющее — дело неблагодарное, но я всё-таки попробую.

Скриншот: игра MiSide / Aihasto

Тема с прицелом на виральность

Игроки любят, когда ломается четвёртая стена, так как это шокирует. Даже если ломается другая стена, запускающая тебя в изнанку игрового пространства, как, например, в Portal, — это работает точно так же. Когда персонажи или какие-то события выходят за рамки привычного. MiSide целиком построена на выходе за рамки привычного: четвёртая стена трещит по швам — главного героя обычно называют просто игроком, так что когда Миты обращаются к нему, это принимаешь на свой счёт. В этом плане она играет на одном поле с суперпопулярной Doki Doki Literature Club.

Удивление и шок рождают желание поделиться. Ты шокирован — предложи это же другу.

Начинается MiSide мило. Как и в Doki Doki Literature Club, некоторое время ничто не предвещает беды
Скриншот: игра MiSide / Aihasto

Конечно, большой вклад в популярность MiSide внесли стримеры, которые мигом заинтересовались игрой — потому что держат нос по ветру и чутко улавливают хайп. В ней очень приятно и интересно шокироваться — а эмоции стримерам важны.

Кроме того, MiSide играет на том же поле, что многие аниме-сериалы про одиноких парней — в особенности истории про попаданцев. Ну или про тех, кто на самом деле не одинок, но при этом мечтает о какой-то лучшей жизни, где у него есть милая девушка, которая просто хочет быть с ним вместе без каких-либо условий.

С Митой предполагается находиться дома и играть в разные игры
Скриншот: игра MiSide / Aihasto

MiSide фиксируется именно на квартире Миты. То есть главный герой — затворник, но и жизнь он желает затворническую, только вместе с потакающей и угадывающей его желания девушкой. Что это говорит о мужчинах-игроках, учитывая феноменальную популярность MiSide, — вопрос, который я оставлю вам. Однако же это работает. Хикки ли, мечтающие о безусловной любви и заботе, основная аудитория? Аудитория игр ли — хикки в таком количестве? Ручаться не берусь.

Умеренный фан-сервис

Главному герою, одинокому скучающему затворнику, подсылается милая заботливая девочка — это мы уже выяснили. Она, правда, оказывается маньячкой, но это типаж из аниме. А типажи из аниме существуют не просто так. Каждый отражает определённые вкусы мужской аудитории, а их совокупность рождает спрос.

При этом Мит много, и они все разные — каждая воплощает типично анимешные стереотипы. В общем, если хочешь заворожить игрока женским анимешным персонажем, который будет сочетать в себе сразу всё, — сделай лучше много разных анимешных персонажей.

Игра учитывает анимешные фетиши вроде чулок, очков и прочего. Иногда случается так, что девочка оказывается под столом. Или приглашает к себе в спальню поиграть в карты. Не зря же среди топовых запросов в поисковиках есть «miside porn» и «miside xxx». Попали в самое кокоро.

Но всё-таки это не эксплуатация, и в пошлость авторы не опускаются, низменные чувства игроков лишний раз при удержании в игре не задействуют. Напротив, авторы издеваются над эксплуатацией женских аниме-образов, ведь игрок видит игру, которая как бы должна эксплуатировать аниме-девочек, изнутри. То есть он видит, как это якобы задумано, но при этом понимает, что всё должно быть не так.

Но при этом чулочки и очочки всё-таки на месте, так что это эксплуатация одновременно тоже. В общем, ничего не понятно с сексуализацией и объективацией, когда в дело вступает метаирония. Да и чёрт бы с ним, если честно, ведь игра берёт другим.

Игра грамотно тасует жанры и управляет настроением

Квартира Миты исполнена в пастельных тонах, она нарочито милая и уютная. Даже слишком. В ней сочетается всё, что обычно считают уютным. Сама Мита, до того как показывает свою истинную натуру маньячки, тоже создаёт впечатление милой и в целом клёвой девочки, с которой хочется романтики.

Потом типаж ломается, Мита превращается в монстра, пространство начинает глючить и глитчить, и игра переходит к хоррору.

Скриншот: игра MiSide / Aihasto

Это особый вид хоррора — солипсический. С этой же темой работает, например, Layers of Fear и немного P.T. Кодзимы. Пространство искривляется, искажается и попросту рушится. Этот эффект в MiSide выкручен на максимум, что, опять же, создаёт шок.

Вскоре MiSide вновь становится милой: герой знакомится с другими Митами, с одной из них приходится провести время и поиграть в игры (другая Мита мило называет её Кепочкой, потому что та носит кепочку).

Но потом опять начинается хоррор. Причём очень даже неплохой — контрастный, как и вся игра. Тебе дают передохнуть, но ни на секунду не отпускают. Когда-то дальше будет страшно, но ты никогда не знаешь, когда именно.

Отличная находка — пляшущие субтитры. Их не всегда удобно читать, но поведение букв отражает текущее настроение в игре
Скриншот: игра MiSide / Aihasto

И так всю игру. Она то пугает, то просто шокирует, то включает тебе весёлые мини-игры и даёт провести время с милой девочкой, которая от тебя по умолчанию без ума.

Настроение игрока всегда под пристальным вниманием разработчиков. Та же «сломанная» Мита на скриншоте выше пугает и вызывает жалость одновременно. С ней игрок попадает во временную петлю в коридоре, как в P.T. (источник вдохновения очевиден), но девочка не страшная сама по себе, а даже по своему милая. Она нежно берёт игрока за ручку и говорит: «Не уходи». И это в окружении смертельного кошмара.

Мита-маньячка не стесняется говорить игрокам, что с ними не так
Скриншот: игра MiSide / Aihasto

В MiSide смешивается всё со всем, но в нужных пропорциях, и подаётся дозированно. Выходит контрастный душ, где оголтелый хоррор перемешивается с милотой и мини-играми, а игрок постоянно испытывает новые эмоции — и все они тщательно прописаны разработчиками.

Получается почти как в Journey, когда ты последовательно испытываешь чистые эмоции разного толка, одну за другой. Я не исключаю, что этот эффект мог оказаться случайным, но ведь оказался — это главное.

Геймплей не повторяется

В игре огромное количество мини-игр — это и аркады, и гонки, и даже шутер. Все, конечно, простенькие и одноклеточные, но вносят необходимое разнообразие. Впрочем, и остальной геймплей не менее разнообразен. Авторы MiSide, по сути, собрали различные механики из популярных игр и замиксовали их. Что важно, все механики работают совсем недолго и быстро сменяют друг друга — повторов почти нет.

В определённый момент MiSide и вовсе превращается в визуальную новеллу — только ради того, чтобы высмеять этот жанр и игроков заодно
Скриншот: игра MiSide / Aihasto

Так, например, в эпизоде с временной петлёй, отсылающей к P.T., есть аккуратный скример, но механика, связанная с ним, используется буквально минуту и больше не повторяется. Есть и эпизод с манекенами в лиминальном пространстве, которые бегут за героем тогда, когда на них не смотришь (как Плачущие ангелы в «Докторе Кто»), — и этот эпизод тоже длится несколько минут.

В общем, авторы взяли абсолютно всё, что можно было взять, и изящно замиксовали. При этом они сделали так, чтобы игрок не задерживался с одной механикой надолго: все механики быстро сменяют друг друга.

Скриншот: игра MiSide / Aihasto

А ещё в игре множество интересных мелочей. Вроде того, что кнопка «Уйти» в главном меню ускользает от курсора. Это вторит Митам, которые не хотят отпускать игрока, ведь он — смысл их жизни.

* * *

Если подводить итог, то получится, что секрет популярности MiSide — в сочетании всего со всем, но в правильных, аккуратно выверенных пропорциях. И конечно, в сарказме.

Скриншот: игра MiSide / Aihasto

Виральная тема есть, но давление на неё не сильное. Да, MiSide рассказывает о хикки, которому не хватает любви и заботы и он хотел бы получить это без каких-либо обязательств, но этот образ же и высмеивается. Фан-сервис есть, и его много, но в меру — и он тоже выворачивается наизнанку.

Многие удачные находки из игр, которые подходят главной мысли MiSide, присутствуют и аккуратно используются. Механики не повторяются, а копирование вовсе не слепое. В результате получилась цепляющая за нутро игра, которую хорошо поддержали стримеры и в которой нет повторов: каждые десять минут — что-то интересное. Каждые десять минут — шок.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована