Сюжет и лор Bloodborne: о чём рассказывает самая жуткая игра FromSoftware
Погружаемся в безумие Ярнама.


Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
«По мне, неспособность человеческого разума соотнести между собою всё, что только вмещает в себя наш мир, — это великая милость. Мы живём на безмятежном островке неведения посреди чёрных морей бесконечности, и дальние плавания нам заказаны».
Так начинается знаменитый рассказ Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» — и эти же слова прекрасно выражают главную мысль Bloodborne. 24 марта игре студии FromSoftware исполняется десять лет, — и, пожалуй, она по сей день остаётся лучшей адаптацией творчества американского классика в игровой форме.
Bloodborne не просто заимствует множество деталей из лавкрафтианской мифологии: дизайнер Хидэтака Миядзаки и его команда сумели ухватить то самое чувство космической жути, присущее творчеству писателя. Bloodborne тоже не пугает напролом: вместо этого она вселяет подозрение, что реальность, какой мы её знаем, — это лишь ширма, а за ней кроются ужасы, неподвластные человеческому разуму.
И точно так же, как и Лавкрафт, разработчики FromSoftware не любят рассказывать свои истории напрямую. По этой причине разобраться, что происходит в мире игры, не так-то просто. Мы решили взять этот труд на себя — и вставили диск с Bloodborne в PlayStation, полные решимости извлечь её самые мрачные тайны и представить их публике.
Мы завели телеграм-канал «Чекпоинт». Делимся там впечатлениями от новых игр, рассказываем о культовых разработчиках и делаем подборки на любые случаи жизни (вы ведь наверняка искали список 40 лучших хорроров?). Подписывайтесь!
Спешим предупредить: добытые нами сведения содержат спойлеры, после чтения которых вы уже никогда не взглянете на мир прежними глазами…

Всё это покажется лишь дурным сном
Знакомство с миром Bloodborne начинается не то чтобы обыденно, но довольно прямолинейно. Ваш персонаж прибывает в Ярнам, древний готический город, куда стекаются чужестранцы в надежде вылечить свои болезни.
Много лет назад Церковь исцеления, действующая в Ярнаме, открыла чудодейственный способ лечения — ритуал кровослужения, который заключается в переливании особой, древней крови. Впрочем, у главного героя несколько иные цели — и ради их достижения он заплатит огромную цену.
Чтобы получить переливание крови, герой заключает с неким человеком таинственный контракт. Когда он приходит в себя, то обнаруживает, что лечебница Йозефки, где проходила процедура, опустела. В соседней комнате ужасный зверь доедает чьё-то тело, а по улицам снаружи бродят толпы обезумевших горожан.
Единственная записка, которую герой находит в стенах клиники, гласит: «Ищи бледную кровь, чтобы превзойти охоту».
В этот момент вы понимаете, о чём именно говорилось в подписанном контракте. Вы больше не простой путник. Теперь вы охотник, призвание которого состоит в истреблении чудовищ Ярнама. Убить вас невозможно: после каждой смерти главный герой просыпается у особого фонаря, который также служит порталом в Сон охотника — ваше пристанище на время охоты.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Хозяин сна, охотник по имени Герман, даёт вам совет: не искать ответов сразу, а сначала пойти и удовлетворить жажду крови, убив нескольких чудищ. А чудищ на улицах Ярнама в избытке.
Уже многие годы город страдает от чумы зверя — таинственной болезни, под воздействием которой люди теряют разум и превращаются в монстров-оборотней. Охотники появились, чтобы остановить распространение чумы: они выходят на улицы в ночи, когда монстров становится слишком много, и восстанавливают порядок. Это занятие здесь называют охотой.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Много ночей кряду охотникам удавалось спасать Ярнам — но в тот вечер, когда главный герой выходит на порог лечебницы Йозефки, городу всё-таки приходит конец. Над охваченными чумой зверя улицами заходит солнце. Те, кто ещё сохранил разум и человеческое обличье, запираются в домах и ждут помощи, которая не придёт.
Единственной надеждой остаётся протагонист. Ему предстоит пройти по городу, искажённому смертью и безумием, и выяснить происхождение чумы зверя. В противном случае последствия нынешней ночи окажутся куда более страшными, чем раньше, — и катастрофа постигнет не только Ярнам, но и мир за его пределами.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Мы рождаемся из крови
Никто не помнит точно, как именно возникла чума зверя, но есть основания утверждать, что вина лежит на Церкви исцеления.
Начнём с того, что чума зверя не была первой эпидемией в истории Ярнама: прежде от другой болезни погиб Старый Ярнам, старейшая часть города. Болезнь назвали пепельной кровью, потому что на начальных стадиях кровь заразившихся, которой они кашляли, окрашивалась в пепельный цвет. На более поздних стадиях болезни жители города превращались в зверей.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Традиционные лекарства облегчали симптомы, но не могли вылечить недуг, — и тогда на помощь Старому Ярнаму пришла Церковь исцеления, которая организовала кровослужение. Это помогло на время остановить эпидемию и позволило Церкви завоевать безраздельное доверие жителей города. Весьма кстати, не правда ли?
Дополнительные подозрения вызывают сами методы организации. Как сообщает описание одного из церковных одеяний, врачи Церкви верят в то, что некоторые знания о болезнях можно получить только в случае, если человек заражает сам себя. Нетрудно представить, что эти люди могли перенести ту же логику на весь остальной город.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
В итоге Старый Ярнам всё-таки погиб. После того как охотники отчаялись остановить болезнь, они покинули район и сожгли его дотла. Теперь там живут лишь чудища и один старый охотник по имени Джура — разочаровавшись в своей миссии, он забросил ремесло охоты и теперь сторожит покой монстров, живущих в руинах.
Впрочем, гибель Старого Ярнама не помешала Церкви исцеления стать самой могущественной организацией в городе. Её служители выстроили на горе к востоку от города огромный Соборный округ, ставший новым центром Ярнама, — а слава о ней разошлась далеко за пределы его территорий.
В Соборном округе заседал Хор, совет самых высокопоставленных служителей Церкви, состоящий из клириков, докторов и искателей гробниц. Большинство из них пришло из школы Бюргенверт — заведения, в котором когда-то и открыли ритуал кровослужения, обрёкший город на гибель. Однако началось всё с обнаружения птумерианских катакомб.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Мы погибаем от крови
Никто доподлинно не скажет, кем были птумериане: известно лишь, что они жили в этих краях задолго до основания Ярнама.
Горожане узнали об их существовании, когда исследователи наткнулись на огромный лабиринт, вырытый древним народом в пещерах под городом. Изучением подземелий занялись ученики школы Бюргенверт, которые стремились преодолеть слабости и ограничения человеческой плоти с помощью науки.
Именно ученики Бюргенверта обнаружили в пещерах представителей народа птумериан то, что стали называть древней кровью, — таинственную субстанцию, которая не просто обладала лечебными свойствами, а ещё и наделяла её носителя сверхъественными способностями.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Мнения по поводу открытия разделились. Мастер Виллем, ректор Бюргенверта, выступил против использования древней крови, опасаясь последствий. Он придумал известную мантру, которой учил своих последователей:
«Мы рождаемся из крови, воспитываемся кровью, погибаем от крови. Нам нужно открыть глаза… Бойся древней крови».
У него были все основания опасаться: в тех же птумерианских катакомбах исследователи нашли следы других поселений, принадлежавших землям Лорана, которые тоже погибли из-за чумы зверя.

К сожалению, не все внемли предостережениям Виллема: его ученик Лоуренс посчитал древнюю кровь средством раскрыть человеческий потенциал и покинул Бюргенверт, чтобы основать Церковь исцеления. Став первым викарием Церкви, Лоуренс поделился секретами кровослужения с жителями Ярнама — и тем самым запустил цепь событий, которая привела к гибели города.
На пике могущества Церкви в Ярнаме производили больше крови, чем алкоголя, потому что кровь пьянила сильнее, чем любое вино. У тех, кто однажды принял кровь, развивалась зависимость — и со временем на смену опьянению пришло безумие.
Одной из жертв стал сам Лоуренс, который, как и все клерики после него, обратился в чудовище, не имеющее ничего общего с человеком.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Вскоре горожане осознали, что распространение чумы грозит городу гибелью, — и тогда, дабы очистить улицы города от скверны, они начали выходить на охоту за чудищами. Первым из таких охотников стал Герман, чей сон сделался прибежищем и мастерской для протагониста.
Вскоре Церковь наняла своих охотников. Их методы оказались куда более суровыми: достаточно было намёка на зарождающуюся болезнь, чтобы вас предали огню и мечу. Однако, по злой иронии судьбы, именно охотники оказались уязвимее всех перед болезнью. Ремесло охотника требует регулярных переливаний крови и тяги к кровопролитию — и это увело многих бойцов с нечистью за грань безумия.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Красноречивым примером стал Отец Гаскойн, первый из основных боссов игры. Некогда блестящий охотник, к моменту гибели Ярнама он представляет собой такого же дикого зверя, как те, кого он поклялся истребить. Гаскойн забыл не только о своей миссии, но и о семье, — и лишь мелодия из семейной музыкальной шкатулки напоминает ему о погибшей жене и ещё живой дочери.
Она, впрочем, не может вернуть ему утраченную человечность, и главному герою остаётся лишь убить Гаскойна, как и многих других жителей Ярнама, чтобы избавить его от страданий.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Бойся древней крови
Последняя фраза из мантры мастера Виллема становится паролем, отпирающим двери в Бюргенверт. Школу построили на самом берегу Озера лунного отражения под стенами города, и к моменту вашего прибытия на его поверхности уже сверкает серебристый диск луны.
Протагонист находит мастера Виллема на балконе школы; сидя в кресле-качалке, тот созерцает водоём. Как и многое в Ярнаме, это озеро не то, чем кажется: стоит спрыгнуть в воду, и ваш герой попадёт в карманное измерение, где живёт Ром, праздный паук.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Когда-то это существо было ученицей Бюргенверта, но её превратили в чудовище. Теперь она стережёт барьер между действительностью, какой мы её видим, и древними тайнами за пределами понимания смертных.
Когда вы побеждаете Ром, вам открывается истинное лицо Ярнама — и это лицо ужасает. Сперва вы видите плачущую женщину в окровавленном платье. Затем на фоне раздаётся крик младенца, и огромный диск луны, налившийся красным, нависает над вашим персонажем.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
По окончании сцены вас переносит в одно из зданий Соборного округа, где вы находите таинственную записку: «Тайна ритуала нарушена. Ищи дитя кошмара». И пока вы читаете эти слова, с потолка собора за вами наблюдает чудовище, похожее одновременно на гигантское насекомое, ящера и обитателя океанских глубин.
Имя этому существу — Амигдала. Оно принадлежит к роду Великих — сверхъестественных существ, находящихся на более высоком уровне развития, чем человечество. Эти существа обитают по всему Ярнаму. Долгие годы они сидели на его фасадах и крышах и незаметно следили за жителями города, пока Ром скрывала их от посторонних глаз. Следили за вами.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Первыми, кто наладил связь с Великими, были птумериане. В своих лабиринтах они поклонялись Великим и служили им, пока те не вознеслись из нашей реальности в другие измерения. По этой причине исследователи из Бюргенверта дали лабиринту своё название — Гробница богов.
Вскоре они нашли нечто большее, чем просто следы Великих, — они наткнулись на отпрыска богов Ибраитас, дочь Космоса, которая по какой-то причине не смогла вознестись. Наладив с ней контакт, они научились у неё ритуалам кровослужения и, возможно, взяли первые образцы древней крови.
Однако кровь богов не предназначена для того, чтобы течь по человеческим жилам, — и люди, перелившие себе древнюю кровь, превратились в обезумевших зверей, заполонивших улицы Ярнама. Спасать их уже поздно, да и существует угроза посерьёзнее.

Над городом встаёт кровавая луна — и это событие грозит не только городу, но и всему миру участью куда более страшной, чем чума зверя. В появлении этой опасности тоже стоит винить Бюргенверт.
Кос, дай нам глаза
Пока Лоуренс экспериментировал с древней кровью, мастер Виллем использовал другой метод, чтобы вознести человеческое сознание на новый уровень: он старался обрести озарение. Так учёные из Бюргенверта называют нечеловеческое знание, которое позволяет открыть внутренние глаза и заглянуть за вуаль, скрывающую от глаз смертных истинную реальность.
Виллем использовал для этой цели пуповину новорождённого Великого, которую с огромным трудом добыл из тела Великого. В какой-то момент его эксперименты увенчались успехом — но этот успех обернулся катастрофой.
Большинство учеников Бюргенверта превратились в мерзких мухоподобных существ с массой глаз, а Ром, вознесясь с позволения другой Великой по имени Кос, заперла своего учителя в училище, чтобы его знания не попали в руки остального человечества.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
При этом озарение Виллема не только открыло взгляду людей самих Великих: оно также показало им путь в другие измерения, где обитают эти сущности. Впрочем, нельзя сказать, что они живут на каком-то одном уровне реальности, ибо Великие существуют сразу во множестве измерений — и после смерти их физической оболочки в нашем мире они продолжают жить в других мирах. У некоторых Великих вовсе нет тела; к их числу относится Бесформенный Идон.
Некоторые Великие рождают собственные вселенные — например, Сон охотника. Чтобы создать сон, Герман попросил помощи у Великого по имени Присутствие луны. Он хотел оживить Куклу, созданную по образу и подобию его погибшей ученицы, к которой он питал сильные чувства, и Присутствие выполнило его просьбу. Однако сознание самого Германа оказалось намертво привязано ко Сну, и он едва не сошёл с ума от осознания того, что обречён на вечную жизнь внутри этого крохотного фрагмента реальности.
Тем не менее благодаря Сну у охотников появился дом и возможность бесконечно перерождаться во время охоты. Неизвестно, зачем это было нужно Присутствию, — возможно, оно хотело использовать охотников для убийства других Великих.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Там, где есть сны, есть и кошмары — с жуткими скалистыми пустынями, где фрагменты человеческой архитектуры громоздятся среди надгробных камней и ядовитых болот. Эти кошмары стали обителью Великих и других чудовищ, пришедших как из измерений, так и из самого Ярнама.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Взять, например, Кошмар охотника: это измерение стало тюрьмой для самых кровожадных охотников. Когда-то охотники и учёные под началом Виллема истребили рыбацкую деревню, поклонявшуюся Кос, и вскрыли тело Великой, чтобы добыть её кровь.
В наказание Кос заперла их в кошмаре, где они обречены на нескончаемую охоту. Здесь же заточён Лоуренс; он горит вечным огнём, лишённый памяти о том, кем он был и к чему стремился.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Однако важнее всего упомянуть Кошмар Менсиса — потому что его создали люди.
Автором этого кошмара стал Миколаш. Как и мастер Виллем, он верил в то, что лучшим способом познать мудрость Великих является озарение, — но, в отличие от своего наставника, Миколаш был готов добыть запретные знания любой ценой.
Миколаш принадлежал к школе Менсиса, научному отделению Церкви исцеления. В невидимой деревне Яаар’гул, построенной в горах над Ярнамом, студенты Менсиса проводили свои кощунственные эксперименты над людьми и птумерианами.
Здесь Миколаш открыл новый способ общения с Великими: он надел на голову шестиугольную клетку Менсиса, призванную запереть мысли её носителя и открыть его внутренние глаза.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Метод сработал. Миколаш и студенты Менсиса вышли на контакт с Великим по имени Мерго. Они заключили с этой сущностью сделку, пожертвовав свои физические тела в обмен на возможность вознестись, — и школа Менсиса целиком переместилась в измерение кошмара.
Переход мгновенно убил всех студентов, а их души переродились в уродливых созданий, обречённых вечно бродить среди пустынь кошмара. В человеческой форме переродился лишь сам Миколаш, который безрезультатно молится великой Кос и оглашает местные холлы и коридоры своим безумным смехом, — а тем временем в Яаар’гуле исследования Менсиса приносят неожиданные плоды.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
Охоться на Великих, охоться на Великих
Едва кровавая луна встаёт над Яаар’гулом, как птумериане, живущие в тайной деревне, просыпаются и принимаются вершить свой нечестивый ритуал.
Диск луны превращается в портал, и из него в наш мир пролезает сочащийся гнилью Возродившийся — омерзительная амальгамация из человеческих трупов и других останков, сотворённая учёными Яаар’гула в попытке создать Великого искусственными методами.

Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware, Sony Computer Entertainment
К счастью, в момент появления этого создания рядом оказываетесь вы. Но, убив его, вы не заканчиваете охоту, ведь источник кровавой луны находится за пределами нашей реальности. По этой причине вы следуете за Миколашем в кошмар Менсиса, чтобы убить спятившего учёного и добраться до первопричины нынешней ночи.
Здесь, на самом верху обителя Мерго, вы встречаете ту же женщину в окровавленном платье, которую уже видели после победы над Ром. Это Ярнам, птумерианская королева, в честь которой назвали нынешний город. Её физическая оболочка осталась в птумерианских лабиринтах, но её сознание спало в кошмарном измерении, ожидая возвращения Великих.

Какое-то время назад Великие вернулись, и Ярнам забеременела от одного из них. Её ребёнок, Мерго, оказался мертворождённым, но его дух уцелел в форме голоса: плач младенца можно услышать повсюду, если получить достаточно озарения, а сам факт его существования притягивает кровавую луну над Ярнамом.
Коляску с телом младенца сторожит Кормилица Мерго, ещё одна Великая и источник кошмара Менсиса. Как правильно замечает Миколаш во время босс-файта, охотник даже во сне остаётся охотником, — и вашей последней целью в этой охоте становится Кормилица. Когда вы её убиваете, вам сообщают: «Кошмар побеждён», а это значит, что нынешняя охота подходит к концу.

Вы возвращаетесь в Сон охотника — и встречаете горящую мастерскую: это измерение выполнило своё предназначение. Герман предлагает обезглавить вас, освободив от бесконечного цикла перерождений, — и если вы согласитесь, то проснётесь в опустевшем Ярнаме, над которым встаёт солнце нового дня.
Между тем во Сне, на поляне перед мастерской, появится ещё один надгробный камень, на этот раз с вашим именем. Вы перестанете быть охотником — и превратитесь в простого смертного, забывшего кошмары прошедшей ночи.

Однако вы уже знаете, что это лишь пустое самоутешение, — потому что у этого мира никогда не было надежды на спасение.
Мы не должны покидать этот сон
Правда состоит в том, что охота никогда не заканчивается: она лишь на время прерывается. Неважно, возродится ли Ярнам из пепла или же пески времени поглотят его, как земли Лорана. Великие останутся на месте — и они будут ждать.
Они будут ждать, пока сюда не придут новые народы, которые вновь вскроют птумерианские катакомбы. Они будут ждать нового Лоуренса или Виллема, которые решат в своём тщеславии, что смогут подняться до уровня богов, — и тем самым навлекут на себя погибель, позволив Великим претворить в жизнь свои планы.
А это значит, что однажды охота начнётся вновь, — и этому миру снова понадобятся охотники.
Если вы отвергнете предложение Германа, то сразитесь с ним насмерть и освободите несчастного старика от его бремени. Тогда Присутствие луны сделает вас узником Сна вместо Германа — и вы будете обречены вечно наставлять других охотников в ночи охоты.

Но есть и третий путь, самый сложный. Вы можете отвергнуть и охоту, и пробуждение. Вы можете разыскать по всему Ярнаму и поглотить три пуповины Великих, а уже затем вызвать на поединок Германа. В этом случае у Присутствия луны не выйдет подчинить вас своей воле, и вы сможете убить его, устранив тем самым первоисточник кровавой луны.
Тогда вы займёте место Присутствия, переродившись в личинку Великого. Кукла Германа позаботится о вас, пока вы не вырастете и не станете одним из богов. Конечно, за такой исход придётся заплатить своей человечностью, но вы ведь именно этого и хотели, не так ли? Не зря же вы прибыли в Ярнам за бледной кровью.

Человеческие тело и разум слишком слабы, чтобы постичь истинный облик этой вселенной, — поэтому вам остаётся лишь подняться на следующую ступень эволюции. Вы сделаете то, что не смог сделать до вас никто: стать одним из Великих по собственной воле. Быть может, теперь вы сможете повести человечество к его новому рассвету.
Вот только захотите ли вы помогать людям? И осталось ли в вас что-то человеческое?
На эти вопросы Bloodborne не даёт ответов. Быть может, оно и к лучшему. Быть может, именно это незнание служит нам единственным возможным утешением. А если к вам придёт приятное озарение, лучшим решением будет просто отмахнуться и притвориться, что всё это было лишь дурным сном.