«В геймдеве много энергии и позитива: ты часть команды, а не винтик в механизме»
История о том, как Роман ушёл из науки, нашёл работу в гейм-студии и погрузился в разработку игр на Unity.
vlada_maestro / shutterstock
Роман Брендаков
Россия, г. Санкт-Петербург
Пройденный курс
Достижения
Устроился разработчиком в гейм-студию, переехал из Томска в Санкт-Петербург.
Рост дохода
+100%
В интервью Роман рассказывает:
- почему отказался от научной карьеры в пользу игровой индустрии;
- чем его привлекает геймдев;
- каково работать в гейм-студии;
- почему не бросил учёбу, когда нашёл работу.
— Расскажи, как ты нашёл работу. Опыта в геймдеве у тебя ведь ещё не было?
— Ещё до окончания курса я устроился разработчиком игр на Unity в гейм-студию Last Level. Основатели начинали с гаража и старого компьютера, а теперь мы выпускаем мобильные многопользовательские игры для 60 млн игроков по всему миру.
Так получилось, что вакансией со мной поделился знакомый, который уже работал в этой студии. За три месяца учёбы я стал увереннее в своих силах, появились реальные навыки, поэтому я был готов к собеседованию. И всё сложилось: я получил работу и переехал в Питер раньше, чем планировал.
— Чем ты занимался до того, как пришёл в геймдев?
— В специалитете я учился компьютерной безопасности, а в аспирантуре — математическому моделированию физических процессов, даже диссертацию писал и параллельно работал дежурным программистом в цехе связи.
«Наука держится на энтузиастах»
— Ты думал о карьере в науке?
— Я понимал, что трудно заработать приличные деньги, будучи учёным. Абсурдно, конечно, получается. Но наука живёт на энтузиастах, причём старшего поколения. Почему молодёжь должна оставаться там, если можно пойти в другую индустрию и со временем хорошо зарабатывать?
В университете есть только два варианта: преподавать студентам или заниматься научными исследованиями. Пока ты не дорастёшь до доцента, будешь получать 120–150 рублей в час, доцентом — 250–300, доктор зарабатывает 500–600, но чтобы им стать, требуются годы, иногда десятки лет. В научной деятельности есть шанс получить хороший грант и зарабатывать больше. Но в грант или в целевое исследование нелегко попасть, и это тоже нельзя назвать стабильным достойным заработком.
Поэтому я ещё в аспирантуре выбрал для себя геймдев и хотел разрабатывать игры; оставалось только набраться опыта и профильных знаний.
«В геймдеве я вижу результат своей работы»
— Почему ты выбрал геймдев?
— Во всех сферах IT по-своему интересно. Но в геймдеве у программиста задачи куда шире: тут и творческая разработка, и пользовательский интерфейс, и подобие искусственного интеллекта для ботов. Параллельно ты постоянно следишь за производительностью, оптимизируешь код. Есть и более сложные задачи, линейная алгебра, векторы, матрицы... Мне вообще близки околоматематические темы. Но здесь, в отличие от науки, я получаю наглядный результат своей работы — игру, которую люди скачивают или покупают и развлекаются.
— А ты пробовал самостоятельно изучать Unity?
— Нет, я очень вовремя нашёл подходящие курсы. Думаю, так намного легче освоить что-то новое. Не у всех хватает усидчивости, организованности: поэтапно учить каждую деталь, находить информацию, разбираться в нюансах. А курсы — это руководство к действию. У тебя есть чёткий план, которому ты следуешь и в итоге приходишь к нужному результату.
— Но у тебя был IT-бэкграунд, и ты мог пройти этот путь сам.
— Наверное, но в Skillbox вдобавок к обучению шла помощь в трудоустройстве. Для меня это было важно, потому что я хотел найти работу в новой для себя сфере, да ещё и в чужом городе. По сути, курс стал мощным толчком для моей карьеры: он дал необходимую базу, помог поверить в свои силы и дальше уже нормально работать. Конечно, каким-то тонкостям и корпоративной этике программирования ты учишься в офисе на реальных задачах, но без знания основ это трудно.
— То есть без теории на твоей работе не обойтись?
— Практически нет. Придётся дополнительно много читать, учиться на ходу, потому что работа — это не стажировка, от тебя требуют решений, а если ты не можешь их найти, то зависнешь на одном вопросе на недели. Вряд ли работодатели будут этим довольны. Поэтому база должна быть: от теории алгоритмов и синтаксиса языка программирования до знаний различных паттернов и оптимизированных решений.
— Это правда, что в геймдев идут только те, кто по-настоящему любит игры, иначе — сложно?
— Это, конечно, стереотип, но он правдивый. В геймдев приходят идейные люди, потому что перерабатывать и сидеть допоздна (а это частая практика) без дикого интереса к делу и желания вряд ли кто-то согласится. Тем более если сам не играешь.
— А сам какие любишь игры? На ПК, приставках или вообще настолки?
— Люблю самые разные: от одиночных типа Last of Us 1, 2 до мультиплеерных вместе с друзьями, например, Diablo 2, 3 или Counter-Strike. Периодически веселимся в пати-играх на приставке, вроде Just Dance или Mario Party, ну и настолки тоже, конечно. Были времена, когда играли в хардкорные настолки, которые рассчитаны на 4-5 часов, вроде Twilight Imperium.
— А для тебя бывают плохие игры?
— Разве что те редкие, которые основаны на книгах и фильмах: если есть какой-то негатив в сюжете, то он берёт начало оттуда. Понятно, что существуют и глупые игрушки, таймкиллеры на телефоне, которые не несут никакой пользы, — но это выбор каждого. Никто же не может запретить людям читать беллетристику. Если люди покупают такие романы, играют во что-то по 5-6 часов, значит, им нравится — и ни к чему читать им мораль.
— Что тебе нравится в компьютерных играх?
— Как игроку — графика, разнообразие игровых механик. А как программисту мне интереснее всего ковыряться в коде изнутри, смотреть, как всё устроено. Если раньше я просто играл, то сейчас помогаю создавать многопользовательские шутеры.
«Москва для меня слишком суетная»
— Ты искал работу в Санкт-Петербурге. Почему именно там?
— Я хотел переехать в большой город, но Москва для меня слишком суетная, ритм совсем не мой. А Питер как раз то, что нужно.
— Чем большие города привлекают разработчиков?
— Здесь больше компаний, больше вакансий, а значит, есть куда расти. Думаю, что и в маленьком городе можно стать успешным разработчиком: в России много классных компаний расположены именно в регионах. Но в Москве и Питере проще перейти на другую работу, если пресытился.
«Крупные конторы работают как конвейер»
— Как тебе работа в гейм-студии?
— Мне нравится атмосфера стартапа. У нас очень дружный коллектив, нет жёсткой вертикали власти, которая была на работе в Томске. Более крупные конторы в геймдеве работают как конвейер: там и рутина, и много ограничений. В стартапе же много энергии и позитива: ты именно часть команды, а не винтик в механизме. Здесь я проникся корпоративной разработкой, когда ты стараешься писать не только функциональный, но ещё чистый и красивый код, чтобы коллегам было комфортнее ревьюить его и взаимодействовать с ним.
— Чем конкретно ты занимаешься?
— Я разработчик клиентской части: исправляю баги, отвечаю за настройки UI-дизайна, внедряю новые фичи и возможности в игры.
— Как ты вообще себя чувствуешь в геймдеве?
— Я стал больше вовлекаться в процесс. Когда ты чувствуешь, что занимаешься своим делом, то с удовольствием идёшь в офис. За четыре месяца здесь у меня не возникало даже мысли, что «ой, опять утро, надо на работу… а так не хочется».
— Некоторые студенты бросают курс, как только находят работу. Дальше учёба уже не кажется такой важной. А у тебя как с этим?
— Конечно, я хочу закончить. Даже задумался над тем, чтобы после этого курса взять продвинутые модули по C# для повышения квалификации. Если есть работа, это не значит, что всё, больше не надо учиться. Наоборот: ты видишь вокруг себя специалистов, которые знают намного больше, чем ты. Они мотивируют тебя расти и учиться дальше.
Блиц
— Чем тебя увлекла разработка игр?
— Я люблю решать нестандартные логические задачи, нравится именно сам процесс.
— Программирование — это творчество?
— 50 на 50. Здесь определённо есть место творчеству и креативному подходу к поиску решений, но ты не всегда работаешь так. Довольно часто задачи решаются по конкретным шаблонам.
— Что посоветуешь почитать новичку в геймдеве?
— Полезно прочитать «Чистый код» Роберта Мартина и изучить паттерны разработки.