Геймдев
#статьи

Развернутый анализ мирового рынка игр для PC и консолей за 2020 год

Всё, что пережила игровая индустрия, — в одном материале.

2020-й — не совсем обычный год для индустрии. Пандемия COVID-19 вдохновила миллионы людей начать играть в видеоигры — и заодно взглянуть на них под совершенно новым углом. Одни неожиданно заинтересовались консольными тайтлами, другие предпочли PC для погружения в цифровые миры.

К тому же, несмотря на пандемию, 2020 год выдался богатым на события в геймдеве. Самые важные из них издание Gamesundustry.biz отразило в отчёте, посвящённом игровой индустрии. Эксперты охватили сразу пять рынков: США, Европу, Великобританию, Японию и Австралию.

Игровой рынок США

Фото: Free-Photos / Pixabay

Продажи игр в США достигли новых масштабов в 2020 году. Их общий объём составил 56,9 млрд долларов, что на 27% больше, чем в 2019-м.

86% (48,9 млрд долларов) приходится на игровой контент — тайтлы, DLC, подписки на консольные, облачные и мобильные сервисы, а также на портативные, PC- и VR-платформы. В сумме продажи софта увеличились на 26% по сравнению с 2019 годом.

Call of Duty: Black Ops Cold War стала самой продаваемой игрой 2020 года. На втором месте прошлогодняя часть этой франшизы, Modern Warfare. Уже 12 лет подряд линейка Call of Duty занимает лидирующие позиции в игровом рейтинге США. А вот Animal Crossing: New Horizons, ещё одна крайне популярная игра, расположилась на третьей строчке рейтинга.

The Last of Us: Part 2 стала самой продаваемой игрой для PlayStation в США и третьей по продажам игрой Sony в регионе за всё время, уступив только Marvel’s Spider-Man и God of War, вышедшим в 2018-м.

Однако самый резкий скачок произошёл не в сегменте софта, а в сегменте «железа». Доходы с продаж консолей достигли 5,3 млрд долларов в прошлом году, что на 35% больше, чем в 2019-м (3,9 млрд). Одной из самых продаваемых стала Nintendo Switch, её опережают лишь PlayStation 5 (по рейтингу) и PlayStation 4 (по тиражу).

Расходы на игровые аксессуары увеличились на 21% — до 2,6 млрд долларов. Геймпад от PlayStation 5, DualSense Wireless Controller, — топ-устройство по продажам в 2020 году, а Turtle Beach Ear Force Recon 70 Gaming Headset Black для Xbox — самая продаваемая игровая гарнитура.

Потребительские расходы на «железо» и аксессуары для PC в США достигли 4,5 млрд долларов в 2020 году. Это на 62% выше, чем в 2019-м, и в два раза больше, чем в 2017-м.

Онлайн-продажи компьютерных игр также возросли на 19% — и составили 7,5 млрд долларов. Объём продаж аксессуаров для PC увеличился на 81% по сравнению с объёмом продаж в аналогичный период предыдущего года, а объём продаж комплектующих для PC — на 57%.

Продажи всех видов компьютерных комплектующих и аксессуаров повысились в два раза. С наибольшим отрывом лидируют гарнитуры, мониторы и клавиатуры — вероятнее всего, из-за перехода на удалёнку.

40% американцев играли в игры на PC в 2020 году — это на 4% больше, чем в 2019-м. Пользователи, которые играли в PC-игры ранее, в 2020 году стали проводить в них на 14% больше времени.

Стефан Бейкер, эксперт в области высоких технологий в аналитической компании NPD, утверждает, что 2020 год стал «историческим», и прогнозирует рост продаж «железа» и аксессуаров для PC на 3% в 2021 году.

Топ-20 консольных/PC-игр 2020 года в США:

*Без учёта онлайн-продаж

Игровой рынок Великобритании

Фото: derwiki / Pixabay

В Великобритании за последний год было продано почти 43 млн игр, 3 млн консолей и около 10 млн аксессуаров для PC.

Объём продаж в розницу и онлайн достиг отметки 42,7 млн игр — это на 34% больше, чем в 2019 году. Большая часть из них (24,5 млн) были проданы онлайн — на 74% больше, чем в 2019-м.

FIFA 21 стала самой продаваемой игрой года, её общий тираж достиг почти 2,2 млн копий. Этот результат превышает показатели Call of Duty: Black Ops Cold War — 1,42 млн экземпляров.

Копий игры Call of Duty: Black Ops Cold War 2020 года было продано меньше, чем копий её предшественника — Call of Duty: Modern Warfare 2019-го. Однако геймеры приобретали больше игр этой линейки в 2020-м. За высокий спрос стоит благодарить Modern Warfare. В результате 2020-й стал для серии на 13% прибыльнее, чем предыдущий год. Call of Duty: Modern Warfare заняла пятое место в топе игр 2020-го с общим числом продаж в 897 тысяч копий за 12 месяцев.

Очевидной популярностью пользуется «цифра». Две трети игр, проданных в Великобритании в прошлом году (67%), были куплены в Xbox Live, PSN, Nintendo eShop и Steam. В 2019 году этот показатель равнялся 52%.

Несмотря ограничительные меры и режим самоизоляции, розничный рынок видеоигр остаётся чрезвычайно прибыльным. Более того, он вырос за прошлый год. 18,2 млн игр было продано в розницу, что на 2% выше показателя 2019 года. А если добавить к этому продажи консолей и аксессуаров для PC, то общая выручка составит 2,2 млрд долларов — на 28% больше, чем в 2019 году.

Самым успешным издателем физических экземпляров игр стала Nintendo. За 2020 год она продала 20,5% от общего объёма, на втором месте расположилась EA c 12,4%. Самый крупный издатель в «цифре» — Ubisoft, её доля продаж на рынке в 2020 году составила 18%. На втором месте — снова EA c 15% рынка.

Что касается продаж консольных игр, то PS4 стала самой популярной консолью года. Именно для неё было куплено 39,6% игр от общего количества. Отсутствие данных о цифровых продажах игр для Switch не даёт увидеть полную картину, но в рознице её доля рынка — 35,1%.

Если говорить о самих консолях, то в 2020 году было продано 3,16 млн экземпляров, включая портативные. Это на 29,4% больше, чем в 2019 году.

Звание «консоль года» можно смело присудить Switch. Продажи приставки от Nintendo выросли на 52,2%. Второе место заняла PlayStation 5, а PS4 расположилась на третьей строчке.

На рынке аксессуаров для PC в Великобритании было продано более 9,6 млн контроллеров, гарнитур, мерча и периферии — на 16,4% больше, чем в 2019 году. Наиболее популярными аксессуарами стали беспроводной контроллер DualShock 4 и геймпад от Xbox One.

Топ-20 консольных/PC-игр 2020 года в Великобритании:

Европейский игровой рынок

Фото: Capri23auto / Pixabay

В странах Европы было продано 123,7 млн копий игр, что на 19% превышает показатели 2019 года. 58,7 млн были приобретены в «цифре», и это на 47% больше, чем годом ранее. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией COVID-19, и закрытие розничных магазинов, на рынках континентальной Европы было продано 65 млн копий игр на физических носителях. Это превосходит результат 2019 года на 0,8%.

Чтобы получить более точные данные о распределении долей рынка между физическими носителями и «цифрой», необходимо исключить из расчётов страны, в которых не отслеживаются продажи игр на физических носителях и их цифровых версий. Лишними будут и такие компании, как Nintendo, Bethesda и CD Projekt, так как они не предоставляют данные о продажах «цифры». Получается, что 59% игр были реализованы в виде цифровых версий, в то время как оставшиеся продажи пришлись на физические носители. В 2019 году доля продаж «цифры» составляла менее 48%.

Учитывая популярность футбола в Европе, нет ничего удивительного в том, что FIFA 21 заняла первую строчку в списке самых продаваемых игр и обогнала Grand Theft Auto V, занявшую второе место. В списке самых продаваемых игр встречаются и проекты, которые были выпущены до 2020 года, — в топ-10 FIFA 20, Red Dead Redemption 2, Mario Kart 8 Deluxe и Call of Duty: Modern Warfare.

Следующей в списке новинкой после FIFA 21 стала Animal Crossing: New Horizons, занявшая третье место. Компания Nintendo не предоставляет данные о продажах цифровых версий своих игр, поэтому вполне возможно, что она могла бы занять более высокую позицию в списке.

Почти во всех странах, по которым доступны данные о продажах игр на физических носителях и их цифровых версий, первое место заняла FIFA 21: такая ситуация наблюдается в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Испании, Швеции и Швейцарии. Единственным исключением стала Финляндия, где первую строчку рейтинга заняла NHL 21.

Крупнейшим издателем игр на физических носителях в Европе стала компания Nintendo с долей рынка более 28%. Это более чем в два раза превышает показатели компании EA, расположившейся на втором месте. На первом месте по продажам цифровых версий игр оказалась компания Ubisoft, которая завоевала почти 18% рынка и обогнала занявшую второе место EA.

Что касается консолей, то PS4 лидирует по продажам цифровых версий игр — у неё 52% рынка. Второе место в списке занимают PC с долей 27%. Стоит отметить, что большинство издателей из анализа известны преимущественно благодаря своим релизам для консолей.

PS4 всё ещё лидер по продажам игр на физических носителях с долей рынка 43%, хотя отрыв от Nintendo Switch с её 41% крайне невелик. В некоторых европейских странах — например, во Франции и Германии — Switch удалось забраться на первое место в рейтинге, в то время как в Италии и Испании сильны позиции PS4.

Что касается жанров, то самыми популярными в 2020 году стали экшены, доля которых составила 27% от общего объёма продаж, что на 30% больше, чем годом ранее. Этому способствовали хорошие продажи Grand Theft Auto, Assassin’s Creed и Super Mario. Шутеры заняли второе место, но по сравнению с 2019 годом продажи упали на 4%. Это вызвано тем, что число выпущенных игр в этом жанре сократилось. Call of Duty и Rainbow Six стали самыми успешными представителями жанра в 2021 году.

Наиболее значительный рост продемонстрировали стратегии, продажи которых по сравнению с 2019 годом выросли на 57%. Это связано в первую очередь с успехом Animal Crossing: New Horizons от Nintendo.

32% игр, проданных на вышеуказанных рынках, имеют возрастное ограничение 18+, что сравнимо с результатом 2019 года.

При подсчётах объёма продаж консолей учитывались данные по странам Бенилюкса, Франции, Швейцарии, странам Северной Европы, Испании и Италии. На этих рынках было продано 5,59 млн игровых устройств, что на 1,9% меньше, чем годом ранее.

Самой продаваемой консолью года уверенно стала Nintendo Switch. Продажи консоли от японской компании резко выросли более чем на 22% по сравнению с предыдущим годом и почти в три раза превысили продажи PS4, занявшей второе место. Показатели PS4 упали на 42% в 2019 году, что абсолютно не удивительно, если учесть, что в ноябре на полках появилось новое поколение PlayStation. PS5 стала третьей по объёмам продаж, за ней в списке значатся консоли Xbox Series S и Xbox Series X, а также Xbox One.

Несмотря на то что число проданных консолей уменьшилось по сравнению с количеством в предыдущем году, выручка всё же выросла на 12% — до 1,7 млрд евро. Этому способствовали более высокие цены на новые консоли.

Switch господствовала на территории всей континентальной Европы, за исключением стран Северной Европы. В Дании и Финляндии самой продаваемой консолью стала PS4, а в Швеции наибольшую популярность завоевала PS5.

18,4 млн аксессуаров (контроллеры, гарнитуры и другие дополнительные устройства) было продано на рынках стран Бенилюкса, стран Северной Европы, Франции, Испании и Италии.

Контроллер DualShock 4 от PS4 с большим отрывом стал самым продаваемым аксессуаром, что на фоне популярности консоли в регионе никого не удивляет. Несмотря на предстоящее появление PS5, спрос на DualShock 4 вырос на 5%. Продажи контроллеров Switch Joy-Con выросли на 32% по сравнению с предыдущим годом, но даже с учётом роста продукт не поднялся выше второго места. Контроллер для Xbox One занял третье место — падение продаж по сравнению с предыдущим годом составило 37%. Конечно, геймпад для Xbox One был вытеснен с рынка контроллером для Xbox Series (который совместим с консолями предыдущего поколения), но совокупный объём продаж обоих устройств компенсирует падение. Выручка от продажи аксессуаров составила 820 млн евро, что на 14% выше, чем годом ранее.

Топ-20 консольных/PC-игр 2020 года в Европе:

*Без учёта онлайн-продаж

Игровой рынок Японии

Фото: Walkerskk / Pixabay

Почти 6 млн консолей Nintendo Switch было продано в Японии в прошлом году. Это на 30% превосходит результат 2019 года.

Компания Nintendo доминировала на рынке, на Switch пришлось 87% от всех проданных за прошлый год консолей. В общей сложности было продано 6,85 млн устройств. Стандартная версия Switch разошлась тиражом в 3,9 млн единиц, а версия Switch Lite — в количестве чуть более 2 млн экземпляров.

Консоль от Nintendo значительно опередила PS4, которая в прошлом году продалась в количестве чуть более 543 тысяч единиц. PS5 была продана количеством более 255 тысяч единиц.

Объём японского рынка игр превысил 3,5 млрд долларов, что на 12,5% больше, чем в 2019 году. Наибольший рост продемонстрировали консоли, объём продаж которых вырос на 16,4% — до 1,8 млрд долларов, в то время как продажи игр на физических носителях увеличились на 9% — до 1,75 млрд.

Нет ничего удивительного, что Animal Crossing: New Horizons стала самой продающейся игрой на физических носителях за год. Её продажи с момента запуска в марте составили 6,4 млн копий. Она значительно опередила Ring Fit Adventure, занявшую второе место с 1,6 млн проданных копий. Ring Fit Adventure фактически была выпущена в 2019-м, но в прошлом году она сумела добраться лишь до десятого места с 500 тысячами проданных копий.

Третье место заняла цифровая настольная игра Momotaro Dentetsu: Showa Heisei Reiwa mo Teiban! Это первая новинка серии за четыре года. Она разошлась тиражом в 1,23 млн копий в первые шесть недель продаж.

Топ-20 консольных/PC-игр 2020 года в Японии:

Игровой рынок Австралии

Фото: pattyjansen / Pixabay

Продажи видеоигр в Австралии подскочили на 35% в 2020 году. За год было продано 15,8 млн игр на физических носителях и в «цифре».

В отличие от других рынков, в Австралии доминирующим сегментом стал сегмент игр на физических носителях, их продажи составили 8,5 млн копий — на 15% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако сегмент цифровых версий игр растёт более быстрыми темпами. В 2020 году в Xbox Live, PSN, Steam и Nintendo Eshop было продано 7,3 млн копий игр, что на 68% больше, чем в 2019 году.

Разумеется, сравнения неравноценны, так как некоторые издатели — в частности, Nintendo — не предоставляют данных по продажам цифровых версий игр. Таким образом, чтобы лучше разобраться в трансформации рынка, надо исключить показатели этих компаний из расчётов. В результате получается, что 58% продаж отслеживаемых издателей пришлись на цифровые версии игр, — это отличается от результатов 2019 года, когда большая часть игр (55%) продавалась на физических носителях.

Несмотря на то, что сейчас на рынке преобладают цифровые версии игр, стоит отметить, что сегмент игр на физических носителях сохраняет уверенные позиции — рост наблюдается в сегментах программного обеспечения, консолей и аксессуаров.

Самой продаваемой игрой в Австралии стала Animal Crossing: New Horizons. На втором месте с небольшим отставанием от первого расположилась Grand Theft Auto V, выпущенная в 2013 году. Объём продаж GTA V вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом.

На пятом месте расположилась Mario Kart 8: Deluxe, её продажи в 2020 году (только физические носители) выросли на 88% по сравнению с продажами 2019-го. Скорее всего, условия карантина во время пандемии COVID-19 положительно сказались на популярности старых игр.

Самым успешным издателем года (игры на физических носителях и их цифровые версии) стала компания Nintendo (доля рынка — 16%). Если считать только игры на физических носителях, то эта цифра подпрыгнет до 29%. В сегменте цифровых версий игр лидером стала компания Ubisoft с долей рынка 17%.

Активнее всего в Австралии в прошлом году рос рынок консолей. В 2020-м было продано 1,2 млн приставок (включая портативные), что на 49% больше, чем годом ранее.

Разумеется, этому способствовал старт продаж новых консолей, но настоящий успех опять выпал на долю Nintendo. Продажи Nintendo Switch в 2020 году подскочили на 88% по сравнению с предыдущим годом. PS4 заняла второе место, её продажи упали на 22%. PS5 дебютировала на третьем месте. Xbox One расположилась на четвёртом — её продажи упали на 42%. Это неудивительно: падение вполне естественно для устаревших консолей перед выходом в продажу устройств нового поколения.

В 2020 году было официально продано 1,17 млн контроллеров, что лишь на 2% превосходит результат 2019 года. Контроллер DualShock 4 для PS4 занял первую строчку, несмотря на небольшое падение продаж (на 14%) по сравнению с предыдущим. На втором месте обосновались контроллеры Nintendo Switch Joy-Con (продажи выросли на 110%), на третьем — контроллер для Xbox One (продажи упали на 6%). Стоит отметить, что корпорация эффективно заменила контроллеры для Xbox One на новые контроллеры для приставок Xbox Series S и Xbox Series X. Более того, новые устройства совместимы и с предыдущим поколением.

Топ-20 консольных/PC-игр 2020 года в Австралии:

*Без учёта онлайн-продаж

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована