Обзор корейского слэшера Stellar Blade и ни слова о сексуализации
Недостатки есть, но достоинства перевешивают.
Скриншот: Stellar Blade / Shift Up
В наше время технически плохих релизов Stellar Blade заслуживает уважения уже за стабильные 60 FPS — в настройках с приоритетом производительности или баланса. Просадки частоты кадров практически нет даже в самых сложных для системы моментах. В случае с динамичными играми это очень важно — а в Stellar Blade динамика высокая.
Это довольно (но не слишком) хардкорный слэшер, боевая система которого основана на парировании. Примерно как Sekiro: Shadows Die Twice, только окно для парирования больше, а сама игра относится к поражениям щадяще. И да, выглядит она преимущественно замечательно.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Мать-сфера, дай мне сил
Stellar Blade — это постапокалиптический сай-фай. И даже несмотря на то что ближе финалу есть заигрывания с Evangelion, он на самом деле довольно заурядный. Вернее, авторы не смогли подать его интересно: все нюансы проговариваются в диалогах прямо и в лоб. А нюансов здесь немного.
Где-то рядом с Землёй обретается некая Мать-сфера, она отправляет на планету десантниц, одна из которых — главная героиня игры Ева. Вскоре она встречает парня Адама (да), который решает ей помогать. Второй напарник — Лили (нет, к Лилит отношения не имеет), тоже десантница, но в первую очередь инженер, драться не умеет.
Земля разрушена, по ней бродят биотивы — неприятные внешне мутанты в стиле Resident Evil, порой даже биомеханические. Перед Евой стоит задача уничтожить их, добравшись до прайм-биотива, а по дороге убить нескольких бета- и альфа-. Но Адам уговаривает её заглянуть в один из переживших апокалипсис городов — Ксион (почти Сион, ага). Этот город становится хабом, в который Ева постоянно возвращается, — там обитают торговцы и другие персонажи, которые дают сайд-квесты.
Сама Ева, прямо скажем, не самый интересный герой. За всё берётся смело, не задавая вопросов, по характеру прямая как палка. Типичный солдафон, перед которым поставили цель. Только в конце она даёт волю эмоциям, но там, знаете ли, и игра заканчивается уже. Поздновато для такого.
В этой истории есть некоторая интрига. Почему люди зачастую выглядят как киборги, чего на самом деле хочет Мать-сфера, кто такие биотивы… И рассказывать бы всё это через сайд-квесты, дополняя историю, но не получается. Бывают и интересные сайды, но они никак не расширяют историю: всё, что её касается, обязательно озвучат в сюжетном пафосном диалоге.
Ситуацию могли бы спасти записки, которые можно подбирать с трупов, но они здесь куцые и неинтересные — только вредят. Нашёл в тайнике труп, думаешь: ага, сейчас-то меня вознаградят за любознательность. Но в записке лишь несколько строчек о том, как человек умер. Разочаровывающий опыт. Чуть лучше те письма, что раскрывают лор, но они не дают интересного контекста.
Так что Stellar Blade не про сюжет. Хоть мир и любопытный, — особенно в части дизайна всего и вся, начиная с роботехники и заканчивая костюмами, — достойно раскрыть его не вышло. Но для простецкого эпического приключения хватает и того, что есть. И вот в эпичности игре не занимать — от кат-сцен иногда перехватывает дыхание, а история масштабна. О выживании всего человечества как-никак.
Главная проблема Stellar Blade заключается в том, что она плохо структурирована и неравномерна. Сначала часов пять вам придётся провести в частично затопленном сером городе Эйдос-7, где очень сложно ориентироваться. Окружение настолько блёклое, что приходится постоянно пользоваться сканером: иначе неясно, куда идти и что делать.
Зачем так сделали? Почему бы после небольшого вступления сразу не пустить игрока в Ксион, где есть и сюжетный контекст, и живые люди, и сайд-квесты. И выглядит он гораздо интереснее.
Ситуация омрачается ещё и тем, что Эйдос-7 запутанный, а карты местности нет. В Ксионе, уже после прохождения этой локации, выдают несколько сайд-квестов, для выполнения которых нужно вернуться в Эйдос-7. Но куда именно идти — неясно. Описание квеста куцее, карта отсутствует. Написано, что надо, скажем, в библиотеку, — но где она была? Куда телепортироваться? Разве такое вспомнишь, учитывая, что локация ещё и визуально скучная?
Тут и водные уровни есть. Ева сама регулярно говорит, мол, опять в воду нырять? Так зачем же вы тогда сделали эти водные скучные локации, если даже ваш персонаж против них.
А вот дальше интереснее. Из Ксиона Ева попадает в две большие открытые локации. Обе пустынные, и вторая не самая интересная, но по крайней мере они яркие. Их можно быстро пробежать, но тут и поизучать есть что.
На разных этапах сюжета появляется всё больше сайд-квестов, и их даже хочется выполнить. Там и мини-боссы есть, и возможность поменять причёску можно открыть, и опыта отсыпают щедро.
Остальные локации коридорные, но не особенно напрягают. Разве что акробатика и платформинг раздражают: Ева весьма неуклюжая, так что легко можно не рассчитать дальность прыжка и свалиться в яму. Но и игра всё-таки совсем не об этом.
Push My Devil Trigger
Соулслайком Stellar Blade не назвать, хотя его элементы есть. Во-первых, по локациям разбросаны лагеря снабжения. Отдохнув в таком, Ева восстанавливает все лечилки (их количество увеличивается при прокачке), но и биотивы на уровне возрождаются. Благо не все.
Во-вторых, в основе боевой системы лежит парирование. Умирает Ева быстро, даже если максимально вкачать здоровье и защиту. В блоке тоже особо не посидишь — небольшой урон всё равно проходит, да и у врагов есть неблокируемые атаки. Так что нужно вовремя парировать удары, отскакивать и вообще побольше двигаться.
Разумеется, все возможности Евы прокачиваются. Открываются новые приёмы и суперприёмы вроде суператак бета и альфа, на которые тратятся очки, что даются, например, за успешное парирование или уклонение.
Повышается сила атаки и количество лечилок, прокачивается дрон, с помощью которого можно атаковать издалека. В магазинах можно покупать припасы: снаряды для пушки, разного типа лечилки или специальные предметы для воскрешения (но воскреснуть на месте можно только один раз за бой).
Гаджеты и экзохребты отвечают за билдостроение. Можно сделать из Евы адепта дальнего боя или, скажем, рискового бойца, который всегда находится на грани между жизнью и смертью. Возможностей для самых разных стилей боя предостаточно.
Боевую систему авторы Stellar Blade отточили ничуть не меньше, чем технические составляющие игры. Если ты умираешь, то исключительно из-за собственной невнимательности. Ну а драться здесь чертовски приятно.
В игре изначально есть два уровня сложности: обычный и лёгкий. После первого прохождения становится доступен ещё и высокий уровень сложности. В лёгком режиме всё совсем просто — игра даже замедляет время и показывает, какую кнопку нажать, чтобы отпрыгнуть или парировать. Разумеется, весь потенциал боевой системы и прокачки тут не работает, так что лучше всё-таки играть на обычном.
Но и на нём игра не кажется сложной, ведь есть прокачка и детальная настройка билда. Да, вам всё ещё нужно будет считывать удары противников и вовремя парировать или отскакивать, но благодаря прокачке это можно серьёзно облегчить. Опыта игра отсыпает щедро, так что если вы хотя бы какие-то сайд-квесты будете выполнять (а вы ведь будете), то к финалу игры прокачаете если не всё, то почти всё.
В конце, во время сражений с чередой боссов, которых уже не получится просто затыкать бета-атакой, наконец-то начинает в полную силу работать прокачка и разные виды вооружения. Начинаешь использовать разные виды лечилок, ракеты и прочее оружие. Возможно, даже придётся пересобрать билд, использовав другие гаджеты и хребты.
Жаль, что до этого момента ни о чём таком не думаешь. Игра явно стала бы интереснее, если бы у боссов были бы разные стадии, где приходилось бы не только своевременно парировать и отскакивать, но и применять весь боевой потенциал Евы.
* * *
Вот и получается, что проблем в Stellar Blade только две: не очень хорошо раскрытый лор и визуальная скудность некоторых локаций. Но блёклые локации вообще почему-то частый гость в слэшерах — вспомнить хотя бы Metal Gear Rising: Revengeance и Devil May Cry 5.
В остальном это замечательная игра, которая отлично работает и приятно играется. И в итоге оставляет хорошие впечатления, даже несмотря на некоторые проблемы.
Одна из лучших игр 2024 года? Определённо.