Топ игр серии Fallout
Что лучше — изометрические части с пошаговыми боями или трёхмерные версии, созданные студией Bethesda?
Скриншот: игра Fallout 4 / Bethesda Game Studios
11 апреля 2024 года в онлайн-кинотеатре Amazon Prime Video состоялась премьера сериала Fallout. И это отличный повод вспомнить самые важные части игровой серии — и выбрать лучшие из них. В этом топе редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает о шести играх из серии Fallout, на которые точно следует обратить внимание после просмотра нового постапокалиптического сериала.
Doom — 30 лет! Читайте наш большой спецпроект, приуроченный к юбилею важнейшего шутера в игровой индустрии.
В этом спецпроекте — масса крутой информации о разработке всех игр серии, о феномене первой Doom и о том, как она изменила геймдев, о людях, которые работали на франшизой, и культурных явлениях, которые окружали в момент выхода каждую из частей.
6 место
Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game
Год релиза: 1997
Оценка на Metacritic: 89 баллов
За основу проекта студия Interplay взяла совсем уж древнюю ролевую игру Wasteland 1988 года — там тоже были пустошь и мутанты. Одно время тогда ещё безымянная Fallout даже позиционировалось как прямое продолжение старинного хита. Затем разработка пошла своим путём, игра сменила несколько названий (например, был вариант Armageddon), но в итоге Брайан Фарго, исполнительный продюсер, выбрал окончательную версию — Fallout.
По сюжету главный герой должен спасти родное Убежище, где сломался водный чип. Ему нужно отыскать новый, пока всё население не умерло от жажды. И вот здесь открывается интересный нюанс. На поиск отводится 150 игровых дней, и если игрок не справляется в указанные сроки, кампания заканчивается: все в убежище умирают. То есть вы можете успешно выполнять квесты, прокачивать характеристики и обвешиваться лучшим снаряжением, но по истечении отведённого на выполнение задания времени наткнётесь на надпись Game Over. Решение спорное, но в мире Пустошей нет места слабакам.
Так чем же игра покорила пользователей? Для начала — высочайшим уровнем свободы, ведь изначально можно было идти на все четыре стороны, даже подсказок никаких особо не было. Позволялось исследовать руины цивилизации, выполнять квесты и наслаждаться отсутствием каких-либо рамок. А ещё — густой атмосферой постапокалипсиса, где романтика обезвоженных руин предстаёт во всей красе. Да и гибкая прокачка пришлась игрокам по душе. Изначально в Fallout планировали интегрировать систему GURPS из настольных игр, но разработчики не договорились с правообладателем и заменили её на собственную — S.P.E.C.I.A.L. И результат оказался замечательным.
5 место
Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
Год релиза: 2001
Оценка на Metacritic: 82 балла
В серии Fallout нашлось место и для пошаговой тактики, ведь система боя из оригинальной игры, основанная на ключевых элементах этого жанра, была тепло встречена пользователями. Brotherhood of Steel построили именно по этим принципам, и эта часть тоже стала успешной, добившись, пускай и ненадолго, почти такой же популярности, как и предыдущие две игры.
Отличий от них, впрочем, немало. Вместо свободных странствий нам предложили набор миссий. Вместо россыпи квестов — конкретную цель, выполнение которой откроет следующий уровень. Система прокачки здесь настолько же качественная: S.P.E.C.I.A.L. позволяет тонко настроить героя под свой стиль игры, да и прочие персонажи по-прежнему колоритны. Сюжет тоже неплох: там есть и разумный компьютер, и раскол в Братстве, и сумасшедшие паладины.
Однако играли в Brotherhood of Steel именно из-за боевой системы, дающей действительно широкий набор возможностей. Можно, к примеру, занять удобную позицию для стрельбы на верхних этажах или влезть в танк, чтобы давить противников гусеницами.
4 место
Fallout 2
Год релиза: 1998
Оценка на Metacritic: 86 баллов
Прямое продолжение первой игры сделали по проверенному рецепту: не стали трогать основу механики и при этом добавили в разы больше контента.
Главного героя отправляют на поиск чудесного генератора — и начинается настоящее эпическое приключение. Карта огромна и изобилует персонажами, событиями и квестами. Для удобства перемещения игрокам выдали авто, которое можно прокачивать. Диалоги стали более разветвлёнными, а персонажи получились ещё более колоритными — достаточно вспомнить супермутанта Маркуса. Количество пасхалок и всевозможных отсылок достигло совсем уж космических высот: здесь и «Скайнет», и разбитый челнок из Star Trek, и Железный Дровосек со своей маслёнкой.
Но главное во всём этом то, что на новый уровень вышла вариативность прохождения. Даже тренировочный храм можно пройти несколькими способами.
Не обошлось и без значительных нововведений: появилась система кармы, которую можно ухудшать или улучшать, меняя отношение окружающего мира к герою. К тому же во второй части разработчики успешно проработали недостатки первой. Например, теперь можно наконец отодвинуть в сторону NPC, заслонившего дверной проём.
3 место
Fallout 3
Год релиза: 2008
Оценка на Metacritic: 91 балл
После долгого перерыва, через 10 лет после выхода второй части, Fallout вернулась в исполнении уже другой студии, Bethesda. В этой части серии изменилось если не всё, то очень многое. Время продиктовало свои требования, поэтому появились упрощения: третью часть Fallout можно освоить быстро и безболезненно.
Геймплей имеет мало общего с предыдущими играми. Главным нововведением стала боевая система V.A.T.S. Она позволяет остановить время и сделать прицельный выстрел, тратя очки действия, — так стрелять куда эффективнее, и к тому же в этом случае герой палит по врагам в эффектном замедлении.
Помимо крутого экшена, Fallout 3 очень здорово реализовала процесс исследования пустошей. Движок не идеален, а анимация откровенно хромает, но дизайнеры локаций выложились на все сто. Бродить по обломкам цивилизации можно чуть ли не бесконечно, и игроку всегда попадается что-нибудь интересное. В лучших традициях Interplay разработчики Fallout 3 поместили в пустоши массу пасхалок. Можно, к примеру, наткнуться на разрушенный офис компании Bethesda. А ещё есть запомнившийся многим квест с ядерной бомбой. Словом, Fallout 3 успешно оживила и модернизировала знакомые механики, совершив небольшую революцию в рамках серии.
2 место
Fallout 4
Год релиза: 2015
Оценка на Metacritic: 84 балла
Четвёртая номерная игра серии предложила пару экспериментов, которые, хоть и с оговорками, но были признаны удачными. Стало гораздо больше стрельбы, и теперь можно даже не ставить экшен на тактическую паузу, как раньше, чтобы прицелиться. Также появился полноценный конструктор поселения — со зданиями, вышками, пулемётными турелями и ловушками.
Сюжет рассказывает о человеке, пролежавшем 200 лет в криогенной заморозке. После пробуждения главный герой отправляется на поиски сына, но это оказывается крайне непростой задачей. Местом действия на этот раз стал Бостон и его окрестности. Исчезла система кармы — её заменила реакция соратников на действия героя. Выросло количество пушек и деталей для них, а ещё появились коллекционные стволы.
Несмотря на многочисленные нововведения, Fallout 4 обладает всеми лучшими качествами серии. Здесь тоже заметна вариативность, да и уровень свободы действий здесь высокий — в лучших традициях серии, заложенных ещё в 1997 году. Даже ключевого персонажа можно пристрелить, если есть такое желание. В игре много контента: масса квестов и случайных находок, отсылок и пасхалок, а также незабываемых персонажей вроде роботов, которые поклялись защищать конституцию и живут на одноимённом фрегате. А ещё можно взять в напарники совершенно очаровательную собаку по кличке Псина.
1 место
Fallout: New Vegas
Год релиза: 2010
Оценка на Metacritic: 84 балла
В случае с New Vegas за разработку отвечала команда Obsidian Entertainment — талантливая студия, состоящая в том числе из людей, которые работали над первыми двумя частями Fallout.
В центре сюжета — незавидная участь простого курьера, который стал жертвой бандитского нападения. Теперь ему предстоит найти обидчиков и выяснить, в чём причина произошедшего. Получился эдакий детектив, что для серии не характерно.
New Vegas вышла уже после Fallout 3, перенёсшей серию из изометрии в трёхмерный мир, за которым можно было наблюдать от первого лица. Ключевые механики и даже интерфейс этой игре достались от революционной третьей части. Несмотря на это, New Vegas ощущается свежо и эффектно. Таких локаций, как блистающий неоном город Нью-Вегас, фанаты прежде не видели. Основное место действия также изменилось: теперь перед игроком простирается пустыня Мохаве.
Впрочем, точечные дополнения игровых механик были, и они пошли на пользу New Vegas. Появилась система репутации, влияющая на отношения с десятью фракциями. Стал доступен крафт предметов. Оружие теперь можно улучшать, прикручивая, например, к револьверам снайперские прицелы. А из старых игр серии вернулись некоторые подзабытые монстры вроде невидимых супермутантов.
New Vegas воспринимается как большой ролевой блокбастер. Вариативность на каждом шагу, квесты ручной работы, яркие персонажи и запоминающиеся локации, чёрный юмор и масса отсылок — всё на своих местах. На озвучку позвали голливудских звёзд — например, Мэттью Перри и Дэнни Трехо. А в саундтрек попали лучшие композиции середины ХХ века.