Геймдев
#статьи

Серия игр Fallout: подробный гайд по известной постапокалиптической вселенной

Разбираемся в хронологии всех частей и рассказываем, в каком порядке в них играть.

Скриншот: игра «Fallout 76» / Bethesda Softworks

2024 год выдался очень хорошим для Fallout. Несмотря на то, что новой крупной части серии пока не появилось, вокруг франшизы произошло немало интересного. В апреле в онлайн-кинотеатре Amazon Prime Video состоялась премьера сериала Fallout — успешного и получившего признание от игроков и критиков. В июле для четвёртой части вышел масштабный фанатский мод Fallout: London, сравнимый по количеству контента с официальными номерными играми. А онлайновая Fallout 76, которую весьма сдержанно приняли на релизе из-за багов, окончательно расцвела, обзавелась несколькими важными апдейтами и получила множество восторженных отзывов в Steam.

Кажется, что лучшего момента для знакомства с серией — или же для возвращения в пустоши после долгого отсутствия — попросту не найти. Поэтому мы и решили сделать этот гайд: новичкам он поможет разобраться, как подступиться к масштабной франшизе, а опытным игрокам напомнит самое важное, что следует знать о Fallout.

Содержание

Что такое Fallout

Fallout — популярная серия ролевых игр, события которых происходят в мире после ядерной войны, а именно — в постапокалиптической Америке. Первая часть Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game, вышедшая в 1997 году, познакомила игроков с мрачным образом Южной Калифорнии, превратившейся в радиоактивную пустошь. Главный герой этой игры — выходец из убежища, один из потомков людей, которые десятки лет скрывались в подземных бункерах с момента ядерной катастрофы. Персонаж получает важное задание — отыскать новый чип для починки системы водоснабжения убежища — и впервые отправляется наружу, в опасный и неизведанный мир.

Несмотря на то что события первой части происходят в 2161 году, игра выполнена в стилистике атомпанка с сильным влиянием ретрофутуризма, в основе которого лежат ключевые элементы антуража 1950-х годов в Америке. До апокалипсиса США пошли по альтернативному пути развития, который во многих деталях отличается от реального, и сохранили не только эстетику того времени, но также некоторые технологии и культурные особенности. Именно этот уникальный сеттинг, родившийся из сочетания множества упомянутых элементов, стал основным для всех игр в серии, а также для сериала от Amazon.

Пожалуй, важнейший элемент предвоенного мира Fallout — продолжительное противостояние США и Китая, напоминающее холодную войну, которая в конечном итоге переросла в ядерную катастрофу. В играх предполагается, что Китай нанёс первый удар, однако полная картина остаётся неясной — не исключено, что в действительности атомная война началась при других обстоятельствах.

Изображение: официальный арт к игре Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game / Black Isle Studios

Во всех частях Fallout игроки исследуют мир от лица своего персонажа, который в большинстве случаев предстаёт очередным выходцем из убежища. По этой причине информация о состоянии других регионов, особенно за пределами Северной Америки, крайне ограничена. Впрочем, Fallout 3 в дополнении Operation: Anchorage раскрывает больше информации о судьбе Аляски и рассказывает о противостоянии США и Китая до ядерной войны. А уже упомянутый фанатский мод Fallout: London позволяет увидеть, что в результате катастрофы стало с британской столицей.

Несмотря на то, что центральная тема серии — последствия ядерной войны — выглядит мрачно, сами игры полны сатиры и шуток, которые удивительным образом выглядят крайне уместно. Fallout ближе к «Безумному Максу», чем к драме о выживании в духе The Last of Us. Большинство локаций, будь то Калифорния из первых двух частей Fallout, Вашингтон из Fallout 3, Бостон из Fallout 4 или Нью-Вегас из Fallout: New Vegas также вызывают ассоциации со старыми вестернами. О предвоенном мире, кроме полуразрушенных городов, напоминают и всяческие записки и газетные вырезки: игроки часто находят фрагменты политической и корпоративной пропаганды, которая объясняет устройство мира до катастрофы.

Также мир Fallout и быт людей после ядерной войны строятся на идее о том, что даже после ядерного апокалипсиса человеческая природа практически не изменилась. Здесь есть и бандиты, угрожающие поселениям, и остатки правительственных или военных организаций, стремящиеся контролировать технологии и территории. Нередко игроки могут выбрать сторону в многочисленных конфликтах между фракциями, и этот выбор определяет развитие сюжета.

Хронология событий в мире Fallout

Довоенный период (1945–2077):

  • 1945 год: завершается Вторая мировая война — именно в этот момент история мира Fallout начинает расходиться с реальной.
  • 2020-е годы: начинается глобальный энергетический кризис из-за истощения ископаемых ресурсов.
  • 2052 год: по всему миру начинаются локальные конфликты за ресурсы.
  • 2066 год: США аннексируют Канаду в ходе противостояния за оставшиеся природные ресурсы.
  • 2066–2077 годы: начинается война США и Китая за контроль над нефтяными месторождениями на Аляске.
  • 2077 год: происходит глобальный ядерный конфликт, уничтоживший большую часть цивилизации за два часа.

Послевоенный период (2077–2296):

  • 2100-е годы: жители убежищ начинают выходить на поверхность, основывая поселения (события Fallout 76).
  • 2161 год: житель Убежища 13 отправляется на поиски водного чипа (события первой части Fallout).
  • 2186 год: на западном побережье США возникает Новая Калифорнийская Республика — одна из главных фракций в мире Fallout, члены которой пытались построить первое послевоенное государство.
  • 2241 год: некий Избранный, потомок выходца из Убежища 13 и обитатель деревни Арройо, отправляется на поиска устройства GECK, способного превратить Пустошь в земли с растительностью (события Fallout 2).
  • 2277 год: выходец из Убежища 101 отправляется на поиски своего отца и решает судьбу послевоенного Вашингтона (события Fallout 3).
  • 2281 год: некий курьер оказывается в центре ожесточённой борьбы за власть в Нью-Вегасе — и в итоге играет ключевую роль в судьбе города (события Fallout: New Vegas).
  • 2287 год: на восточном побережье США выходец из Убежища 111 вступает в противостояние с Институтом — тайной организацией, контролирующей передовые технологии (события Fallout 4).
  • 2296 год: девушка по имени Люси, прежде живущая в Убежище 33, выходит на поверхность, чтобы найти похищенного отца, и в результате становится участницей войны за новый источник энергии в Калифорнии (события сериала по Fallout).
Изображение: официальный арт к игре Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game / Black Isle Studios

Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game

Год выхода: 1997

За основу проекта студия Interplay взяла совсем уж древнюю ролевую игру Wasteland 1988 года — там тоже были пустошь и мутанты. Одно время тогда ещё безымянная Fallout даже позиционировалось как прямое продолжение старинного хита. Затем разработка пошла своим путём, игра сменила несколько названий (например, был вариант Armageddon), но в итоге Брайан Фарго, исполнительный продюсер, выбрал окончательную версию — Fallout.

По сюжету главный герой должен спасти родное Убежище, где сломался водный чип. Ему нужно отыскать новый, пока всё население не умерло от жажды. И вот здесь открывается интересный нюанс. На поиск отводится 150 игровых дней, и если игрок не справляется в указанные сроки, то кампания заканчивается: все в убежище умирают. То есть вы можете успешно выполнять квесты, прокачивать характеристики и обвешиваться лучшим снаряжением, но по истечении отведённого на выполнение задания времени наткнётесь на надпись Game Over. Решение спорное, но в мире Пустошей нет места слабакам.

Так чем же игра покорила пользователей? Для начала — высочайшим уровнем свободы, ведь изначально можно было идти на все четыре стороны, даже подсказок никаких особо не было. Позволялось исследовать руины цивилизации, выполнять квесты и наслаждаться отсутствием каких-либо рамок. А ещё — густой атмосферой постапокалипсиса, где романтика обезвоженных руин предстаёт во всей красе. Да и гибкая прокачка пришлась игрокам по душе. Изначально в Fallout планировали интегрировать систему GURPS из настольных игр, но разработчики не договорились с правообладателем и заменили её на собственную — S.P.E.C.I.A.L. И результат оказался замечательным.

Скриншот: игра Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game / Black Isle Studios

Fallout 2

Год релиза: 1998

Прямое продолжение первой игры сделали по проверенному рецепту: не стали трогать основу механики и при этом добавили в разы больше контента.

Главного героя отправляют на поиск чудесного генератора — и начинается настоящее эпическое приключение. Карта огромна и изобилует персонажами, событиями и квестами. Для удобства перемещения игрокам выдали авто, которое можно прокачивать. Диалоги стали более разветвлёнными, а персонажи получились ещё более колоритными — достаточно вспомнить супермутанта Маркуса. Количество пасхалок и всевозможных отсылок достигло совсем уж космических высот: здесь и «Скайнет», и разбитый челнок из Star Trek, и Железный Дровосек со своей маслёнкой.

Но главное во всём этом то, что на новый уровень вышла вариативность прохождения. Даже тренировочный храм можно пройти несколькими способами.

Не обошлось и без значительных нововведений: появилась система кармы, которую можно ухудшать или улучшать, меняя отношение окружающего мира к герою. К тому же во второй части разработчики успешно проработали недостатки первой. Например, теперь можно наконец отодвинуть в сторону NPC, заслонившего дверной проём.

Скриншот: игра Fallout 2 / Black Isle Studios

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel

Год релиза: 2001

В серии Fallout нашлось место и для пошаговой тактики, ведь система боя из оригинальной игры, основанная на ключевых элементах этого жанра, была тепло встречена пользователями. Brotherhood of Steel построили именно по этим принципам, и эта часть тоже стала успешной, добившись, пускай и ненадолго, почти такой же популярности, как и предыдущие две Fallout.

Отличий от них, впрочем, немало. Вместо свободных странствий нам предложили набор миссий. Вместо россыпи квестов — конкретную цель, выполнение которой откроет следующий уровень. Система прокачки здесь настолько же качественная: S.P.E.C.I.A.L. позволяет тонко настроить героя под свой стиль игры, да и прочие персонажи по-прежнему колоритны. Сюжет тоже неплох: там есть и разумный компьютер, и раскол в Братстве, и сумасшедшие паладины.

Однако играли в Brotherhood of Steel именно из-за боевой системы, дающей действительно широкий набор возможностей. Можно, к примеру, занять удобную позицию для стрельбы на верхних этажах или влезть в танк, чтобы давить противников гусеницами.

Скриншот: игра Fallout Tactics: Brotherhood of Steel / 14° East

Fallout 3

Год релиза: 2008

После долгого перерыва, через десять лет после выхода второй части, Fallout вернулась в исполнении уже другой студии, Bethesda. В этой игре серии изменилось если не всё, то очень многое. Время продиктовало свои требования, поэтому появились упрощения: третью часть Fallout можно освоить быстро и безболезненно.

Геймплей имеет мало общего с предыдущими играми. Главным нововведением стала боевая система V.A.T.S. Она позволяет остановить время и сделать прицельный выстрел, тратя очки действия, — так стрелять куда эффективнее, и к тому же в этом случае герой палит по врагам в эффектном замедлении.

Помимо крутого экшена, Fallout 3 очень здорово реализовала процесс исследования пустошей. Движок не идеален, а анимация откровенно хромает, но дизайнеры локаций выложились на все сто. Бродить по обломкам цивилизации можно чуть ли не бесконечно, и игроку всегда попадается что-нибудь интересное. В лучших традициях Interplay разработчики Fallout 3 поместили в пустоши массу пасхалок. Можно, к примеру, наткнуться на разрушенный офис компании Bethesda. А ещё есть запомнившийся многим квест с ядерной бомбой. Словом, Fallout 3 успешно оживила и модернизировала знакомые механики, совершив небольшую революцию в рамках серии.

Скриншот: игра Fallout 3 / Bethesda Game Studios

Fallout: New Vegas

Год релиза: 2010

В случае с New Vegas за разработку отвечала команда Obsidian Entertainment — талантливая студия, состоящая в том числе из людей, которые работали над первыми двумя частями Fallout.

В центре сюжета — незавидная участь простого курьера, который стал жертвой бандитского нападения. Теперь ему предстоит найти обидчиков и выяснить, в чём причина произошедшего. Получился эдакий детектив, что для серии не характерно.

New Vegas вышла уже после Fallout 3, перенёсшей серию из изометрии в трёхмерный мир, за которым можно было наблюдать от первого лица. Так что ключевые механики и даже интерфейс этой игре достались от революционной третьей части. Несмотря на это, New Vegas ощущается свежо и эффектно. Таких локаций, как блистающий неоном город Нью-Вегас, фанаты прежде не видели. Основное место действия также изменилось: теперь перед игроком простирается пустыня Мохаве.

Впрочем, точечные дополнения игровых механик были, и они пошли на пользу New Vegas. Появилась система репутации, влияющая на отношения с десятью фракциями. Стал доступен крафт предметов. Оружие теперь можно улучшать, прикручивая, например, к револьверам снайперские прицелы. А из старых игр серии вернулись некоторые подзабытые монстры вроде невидимых супермутантов.

New Vegas воспринимается как большой ролевой блокбастер. Вариативность на каждом шагу, квесты ручной работы, яркие персонажи и запоминающиеся локации, чёрный юмор и масса отсылок — всё на своих местах. На озвучку позвали голливудских звёзд — например, Мэттью Перри и Дэнни Трехо. А в саундтрек попали лучшие композиции середины ХХ века.

Скриншот: игра Fallout: New Vegas / Obsidian Entertainment

Fallout 4

Год релиза: 2015

Четвёртая номерная игра серии предложила пару экспериментов, которые, хоть и с оговорками, но были признаны удачными. Стало гораздо больше стрельбы, и теперь можно даже не ставить экшен на тактическую паузу, чтобы прицелиться. Также появился полноценный конструктор поселения — со зданиями, вышками, пулемётными турелями и ловушками.

Сюжет рассказывает о человеке, пролежавшем 200 лет в криогенной заморозке. После пробуждения главный герой отправляется на поиски сына, но это оказывается крайне непростой задачей. Местом действия на этот раз стал Бостон и его окрестности. Исчезла система кармы — её заменила реакция соратников на действия героя. Выросло количество пушек и деталей для них, а ещё появились коллекционные стволы.

Несмотря на многочисленные нововведения, Fallout 4 обладает всеми лучшими качествами серии. Здесь тоже заметна вариативность, да и уровень свободы действий здесь высокий — в лучших традициях серии, заложенных ещё в 1997 году. Даже ключевого персонажа можно пристрелить, если есть такое желание. В игре много контента: масса квестов и случайных находок, отсылок и пасхалок, а также незабываемых персонажей вроде роботов, которые поклялись защищать конституцию и живут на одноимённом фрегате. А ещё можно взять в напарники совершенно очаровательную собаку по кличке Псина.

Скриншот: игра Fallout 4 / Bethesda Game Studios

Fallout 76

Год релиза: 2018

Единственная онлайновая часть постапокалиптической серии. События Fallout 76 происходят на территории Западной Виргинии, а персонажи, которых игроки создают в начале сюжетной кампании, — одни из первых людей, выбравшихся на поверхность после ядерной войны. Им предстоит объединиться, чтобы постараться восстановить довоенный быт, построить новые поселения и разгадать тайну опасной инфекции, появившейся в округе.

Впрочем, несмотря на мультиплеерные элементы, в Fallout 76 вполне можно играть и в одиночку. Сюжетная кампания здесь работает так же, как и в других частях серии, предлагая множество центральных и побочных квестов. К ним, правда, добавляются различные сезонные и ограниченные по времени события, в которых принимают участие и другие игроки.

Fallout 76 прошла непростой путь. У игры была проблемная разработка, а после релиза она получила множество плохих отзывов как от критиков, так и от игроков из-за багов, сомнительных дизайнерских решений, пустого мира, в котором не было ни единого NPC, и других проблем. Со временем, впрочем, ситуация стала прямо противоположной: разработчики взялись всячески улучшать Fallout 76, создали несколько крупных дополнений, выпустили множество обновлений и в результате добились того, что отзывы фанатов сменились с негативных на позитивные.

Скриншот: игра Fallout 76 / Bethesda Game Studios

Сериал по мотивам Fallout

Первый сезон сериала Fallout вышел 11 апреля 2024 года. У руля во время производства были Джонатан Нолан и Лиза Джой, создатели «Мира Дикого Запада», а компания Bethesda, у которой находятся права на вселенную, пристально следила за процессом, чтобы адаптация соответствовала играм. На площадке неоднократно появлялся и сам Тодд Говард: руководитель разработки Fallout 3 и Fallout 4 работал над сериалом в качестве продюсера.

События происходят в 2296 году. Место действия — развалины Лос-Анджелеса и ближайшая калифорнийская округа. В центре сюжета — сразу три персонажа, пути которых раз за разом сходятся и расходятся в рамках одной большой истории, итогом которой становится борьба за бесконечную энергию и, следовательно, власть над пустошью.

Сериал получил преимущественно позитивные отзывы и был продлён на второй сезон вскоре после премьеры.

Изображение: официальный арт сериала Fallout / Prime Video

В каком порядке играть в Fallout

Пожалуй, лучший вариант — начать с Fallout 3. Это хорошая точка входа в серию благодаря довольно детализированной графике и понятному современному игроку дизайну мира и квестов. К тому же она успешно знакомит с основными механиками трёхмерных частей и атмосферой постапокалиптического мира.

После этого можно переходить к Fallout: New Vegas, которая во многом очень походит на третью часть, но в то же время предлагает более глубокий сюжет, большее разнообразие в квестах и проработанную ролевую систему. New Vegas считается одной из лучших частей серии.

Затем можно обратиться к Fallout 4, где акцент сделан на строительстве поселений и более динамичных сражениях, близких к тому, что можно увидеть в классических шутерах от первого лица. И если после этого вам захочется продолжить приключения в постапокалиптической пустоши, обратите внимание сперва на Fallout 76, обладающую онлайновыми элементами, а затем и на первые две части серии — культовую классику, которая хоть и может показаться чрезмерно хардкорной, но всё же способна подарить массу положительных эмоций.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована