Кто такой художник компьютерной графики — и как им стать
Рассказываем, как устроена профессия.
Фото: Oliver Rossi / Getty Images
CG-художник — ремесло крайне востребованное. Возможно, никогда ещё у человека, который хочет связать свою профессиональную деятельность с рисованием, не было столько возможностей и путей для построения карьеры — на цифровую графику сейчас большой спрос.
Редакция Skillbox Media решила разобраться в тонкостях профессии. В этом нам помогли Кирилл Резниченко, CEO RainStyle games, и Антон Морозов, креативный директор BH Studio.
Основы профессии
Компьютерная графика, или CG (computer graphics), — технология создания изображений на компьютере. Сюда входят 2D, 3D, обработка фотографий, анимация, интерфейсы.
«CG-художниками можно назвать широкий круг людей: тех, кто создаёт анимации, рисует мультфильмы или видеоигры, разрабатывает 3D-модели для кино и так далее. Базово, CG-художник — специалист, который рисует при помощи компьютера. Компьютерная графика — изображение на плоскости, мониторе; даже когда мы говорим о 3D, то всё равно видим плоскую картинку. Графика полностью виртуальная».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Где применяется компьютерная графика
Цифровая графика может быть применима ко многим сферам, будь то реклама, веб-разработка, иллюстрации, интерфейсы, создание визуала для оформления мероприятий или, например, книг.
«По своей сути CG — новая обширная отрасль, которая решает те или иные проблемы. Область применения крайне широкая, вот несколько примеров:
- сфера развлечений — разработка видеоигр, кино и анимации;
- прототипирование, связанное с промышленностью и производством;
- архитектура;
- медицина — производство протезов, например с помощью 3D-сканера можно сделать слепок зуба».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games
С чего начинают путь в CG
У каждого своя история, но чаще всего в CG идут люди, которые с детства рисуют, играют, смотрят мультфильмы и кино. Со временем увлечения перерастают в желание стать частью индустрии. Однажды люди узнают, что то, что им нравится, можно создавать самим, — так и начинается изучение профессии.
«Я не из тех людей, которые всё детство рисовали. В моей жизни была художественная школа, из которой я ушёл. На старших курсах университета решил, что хочу делать игры. Есть много направлений — меня заинтересовало художественное. Начал учиться на CG-художника, осваивал Photoshop, 3ds Max, Autodesk Mudbox, который был конкурентом ZBrush, но сейчас непопулярен. Потом перешёл на геймдизайн и через пару лет переключился опять на художника».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Современный человек много времени проводит в виртуальном пространстве, будь то игры, фильмы, анимация, сайты и приложения — и это всё рисуют CG-художники. Если вы привыкли критически оценивать такой контент, если время от времени вам приходит в голову мысль: «Этот элемент можно было сделать лучше», а вместе с ней — конкретные идеи, то вполне возможно, что вам стоит начать изучать компьютерную графику.
«Чтобы стать CG-художником, нужно учиться: найти уроки в интернете, записаться на курсы Skillbox или пойти в университет. Всё зависит от возможностей и желания. Я начинал в 3D-графике, когда интернет был в зачатках, со свистящим модемом. В нём было невозможно найти какую-то информацию, статьи или уроки. Многое мы смотрели в книгах, сами разбирались, смотрели, как это работает, общались на форумах.
Сейчас всё проще, поскольку много информации, базовые простые уроки изучать можно самому. Работа с преподавателем будет продуктивнее, поскольку учитель поможет вам отсеять лишнее и встать на рельсы обучения — это будет быстрее. По сути, так работает любая сфера, CG — не исключение».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games
CG — относительно новая сфера, которая сформировала много рабочих мест и разных специализаций. Современная индустрия развлечений, в частности, даёт творческим людям возможность выбрать профессию по душе.
«Если брать среднестатистического концепт-художника, путь такой: рисовал с детства, любил игры, в итоге выбрал концепт-арт профессией. С одной стороны, тема актуальная, интересная, двигает изобразительное искусство; с другой — возможность зарабатывать. Ведь если говорить о классических художниках, рисующих карандашами и маслом, — их рынок довольно непростой, там сложно стартовать и есть свои подводные камни. Просто попасть туда, начать рисовать и зарабатывать — крайне трудно».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Изучайте индустрию и окружающий мир, смотрите на работы других художников, выбирайте, что вам нравится. Если вы решились стартовать в CG — необходимо понять, что вы хотите изображать и какую специализацию выбрать.
«Я 1989 года рождения, мы попали в графику, когда в нашей стране ничего по ней не было, да и в мире практически ничего. Большинство моих сверстников — самоучки. Я писал туториалы, поскольку в интернете их не было; помню урок про то, как сделать книгу в Maya. Разница с настоящим временем в следующем: если мне нужно сейчас смоделировать кружку, то я точно найду урок на английском языке и, возможно, на русском.
Когда я начинал — учился на практике: брал несколько настоящих кружек, изучал детали. Знаю множество людей, которые исследовали предмет, вникали в суть, форму, даже в процесс его создания — и потом переносили в 3D. Сейчас многие из них занимают высокие должности в крупных компаниях».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games
Какие качества нужны CG-художнику
Конечно, для успешной карьеры современного цифрового художника пригодятся и те навыки, которыми владели мастера изобразительного искусства прошлых веков.
«Я выбрал направление концепт-арта, потому учил академическую основу. Рисунок, композиция, живопись — основные инструменты работы художника».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
С другой стороны, существует ли врождённая предрасположенность к рисованию, без которой войти в профессию нельзя? Или любой желающий сможет освоить CG? Краткий ответ: шансы на успех есть у каждого. Яркий пример — таджикский художник Джама Джурабаев.
В девяностых Джурабаев бежал в Турцию от гражданской войны в родном Таджикистане. Там он учился в университете на компьютерного инженера и работал администратором интернет-клуба. Ещё во время учёбы начал самостоятельно осваивать графический дизайн — в итоге Джаме поступило предложение от топовой анимационной студии The Moving Picture Company (MPC), и он построил карьеру в киноиндустрии. Сейчас в его портфолио работы для фильмов Гая Ричи и Стивена Спилберга, студий Marvel и Lucasfilm.
«У меня работал человек, который 25 лет посвятил работе на стройке. [Когда он] понял, что ещё лет десять — и у него начнутся проблемы со здоровьем, решил расширять свои умственные возможности, пришёл в графику и добился успехов. Самое важное — желание и любовь к тому, что делаешь. Если учиться тому, что вам не нравится, результата не будет. Главное — захотеть и понять, к чему лежит душа.
Дальше идёт упорный труд, но, если выбор сделан правильно, то сложностей с этим не возникнет. Со временем придёт мастерство».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games