«Кот в мешке»: что такое лутбокс и что с ним делать
Разбираемся в механике лутбоксов и рассказываем, можно ли ввести их в игру так, чтобы никакого не обидеть.
Лутбоксы уже давно обсуждают за пределами игровой индустрии. Упоминания этого термина можно встретить в политике, на телешоу и новостных порталах. В нескольких странах даже возникли инициативы по регулированию этого вида монетизации в видеоиграх.
Что же такое лутбокс? Вызывает ли покупка подобного рода паков зависимость? Можно ли приравнивать игры с лутбоксами к азартным играм? С чего началось активное обсуждение этой темы? И как использовать такую систему монетизации, не нарушая закон?
Что такое лутбокс? Структура и истоки термина
Термин «лутбокс» образован сложением английских слов loot (внутриигровые ценности) и box (коробка, ящик, контейнер). Первые лутбоксы появились в видеоиграх в 2011 году. Принцип действия был позаимствован у японских слот-автоматов — их система строится следующим образом: игрок опускает в машину жетон (монету определённого номинала) и получает случайный приз. Покупка виртуальной коробки подразумевает такой же алгоритм: игрок может получить предметы разной ценности и разного назначения — меняющие внешность или дизайн оружия, а также дающие преимущества в рамках геймплея.
Преодолеть психологический барьер перед покупкой лутбокса проще, чем купить конкретный предмет за большие деньги. Логика простая: лучше получить шанс на выпадение ценного предмета всего за два доллара, чем сам предмет стоимостью 10 долларов. Именно низкая цена лутбокса вместе с шансом на приобретение более ценного игрового предмета стимулирует игрока.
Алгоритм, правда, устанавливает самую низкую вероятность выпадения для наиболее ценных наград. Но игрок не чувствует себя обманутым — он в любом случае получает что-то, пусть и не то, что хотел. К тому же сохраняется надежда, что «в следующий раз уж точно повезёт». Таким образом, когда игроки покупают лутбоксы, издатели понимают, что аудитория готова вносить деньги за элемент азарта.
Один из самых знаменитых в мире примеров лутбокса за пределами видеоигр — шоколадное яйцо «Kinder Сюрприз», обещающее ребёнку стопроцентную награду. Нейробиологи называют такой приз «дофаминовой бомбочкой».
«Вы знаете, почему детям так нравятся пасхальные яйца? Потому что у них есть сюрпризы внутри… Тогда знаете, что мы должны сделать? Давайте дарить им Пасху каждый день».
Микеле Ферреро,
владелец концерна Ferrero
Можно ли приравнять игры с лутбоксами к азартным играм?
Именно это вопрос и вызвал многочисленные споры. Разработчики тщательно прорабатывают анимацию того, как лутбокс открывается (красочные эффекты дарят чувство праздника), предоставляют игрокам бесплатные попытки, чтобы максимально увлечь процессом, — всё должно быть красиво, вызывать позитивные эмоции.
Но если у компании Blizzard из лутбоксов выпадают только косметические предметы, которые не дают преимуществ в бою, то в Middle-earth: Shadow of War или Star Wars: Battlefront II до определённого момента всё было иначе: там выпадающие предметы влияли непосредственно на геймплей. Создатели двух этих игр после скандалов и недовольства со стороны фанатов исправили ситуацию и изменили правила работы лутбоксов, но факт остаётся фактом. Сегодня в некоторых играх следует платить за шанс получить более мощное оружие. Разумеется, такой подход справедливым для всех игроков не назовёшь — и до сравнений с «однорукими бандитами», как кажется, не так уж далеко.
Два исследователя из Университета Мэсси в Новой Зеландии и Университета Тасмании в Австралии попытались объективно ответить на вопрос о том, следует ли рассматривать лутбоксы как форму азартных игр. В своём комментарии они утверждают, что двух разных взглядов на механику не существует. По их словам, «лутбоксы имеют поразительное сходство с реальными азартными играми».
В самых разных видеоиграх предлагаются предметы за платную игровую валюту. Это способ компенсировать огромные затраты на разработку. Такие микротранзакции не новинка. Но «коробки с добычей» уникальны тем, что разработчик может контролировать наполнение виртуального «приза».
Случайный выбор награды даёт игрокам стимул снова и снова испытывать удачу в поисках желанного предмета или усиления, что, в свою очередь, обеспечивает игровой компании стабильные платежи.
«Такая структура вознаграждения называется графиком подкрепления с переменным соотношением и лежит в основе многих форм азартных игр», — говорят Аарон Драммонд из школы психологии Университета Мэсси и Джеймс Зауэр с факультета психологии Университета Тасмании.
В рамках своего исследования учёные проанализировали наполнение нескольких «коробок» из ряда популярных видеоигр, среди которых были Call of Duty: WWII, Star Wars: Battlefront II, FIFA 18 и Injustice 2. При этом рейтинги отобранных игр, выданные организацией ESRB, предусматривают доступность для подростков в возрасте до 17 лет. Также вызывает тревогу, что 10 из 22 игр на момент исследования соответствовали пяти критериям, которые учёные использовали, чтобы отличить игровое поведение от других форм принятия риска. Вот эти критерии:
- Наличие обмена деньгами или ценными товарами.
- Неизвестное грядущее событие определяет обмен.
- Случайность определяет исход.
- Неучастие позволяет избежать убытков.
- Победители выигрывают за счёт проигравших.
Сейчас лутбоксы находятся в поле зрения правительств ряда стран.
«Учитывая, что эти особенности аналогичны тем, что лежат в основе традиционных форм азартных игр, Комиссия по азартным играм Бельгии, а также регулирующие органы Австралии и США изучают, можно ли считать лутбоксы формой азартных игр, — говорят исследователи. — Но в настоящее время нет единого мнения о том, следует ли называть такие смоделированные формы азартных игр незаконными игорными операциями».
Управление по азартным играм Нидерландов ясно дало понять, что лутбоксы могут нарушить закон. Министр юстиции Бельгии требует их полного запрета. Американские штаты Миннесота и Гавайи продвигают законопроекты, подчёркивающие незаконность лутбоксов. Вашингтон также занимается этим вопросом. Австралийские штаты тоже знают о проблеме и утверждают, что проводят расследование.
Несмотря на всё это, рандомизированные внутриигровые покупки, похоже, не исчезнут в ближайшее время, а это означает, что необходимо последовательное обсуждение того, как они влияют на поведение игроков разного возраста. С учётом того, что Всемирная организация здравоохранения добавила зависимость от компьютерных игр в последнее издание своего сборника болезней ICD-11, вопрос о том, как и когда игры подвергают опасности несовершеннолетних, становится актуальным как никогда.
Термин «лутбокс-зависимость» и запрет механики «гача» в Японии
Самая известная на данный момент механика призовой коробки называется «гача». Суть её в том, что игрок может получить желаемый предмет, собрав его элементы по отдельности. При этом части не имеют ценности, важен именно собранный объект.
Невероятный успех гача-модели в Puzzle & Dragons привёл к тому, что в Японии систему признали азартной игрой. К маю 2012 года Агентство по делам потребителей Японии наложило запрет на так называемую «полную гача» (kompu gatcha), при которой предопределённый набор предметов, получаемых посредством лутбоксов, может быть преобразован в более редкий и, следовательно, более дорогой предмет. На данный момент это первая и единственная официально запрещённая механика лутбоксов в мире.
Можно ли отнести лутбоксы к азартным играм в России? Вопрос крайне спорный. В статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» представлено определение термина «азартная игра». Там говорится, что это «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры». Однако понятие включает в себя также определения «ставка» и «выигрыш», а точнее — возможность его отсутствия. Именно это не позволяет лутбоксам породниться с казино.
В некоторых странах Азии лутбоксы уже регулируются законами об азартных играх. Так, в Китае разработчики обязаны раскрывать шанс выпадения той или иной вещи, если в игре есть система лутбоксов. В Европе и США ситуация пока обстоит иначе: рейтинговые агентства ESRB и PEGI не относят лутбоксы к азартным играм, поскольку, в отличие от ситуации с игровыми автоматами, здесь игроку гарантируется выигрыш за внесённые деньги.
Существует ли зависимость от лутбоксов?
В конце ноября 2018 года пользователь Reddit под ником Kensgold написал открытое письмо компании Electronic Arts. В интервью изданию Kotaku он рассказал, что за три года потратил на лутбоксы порядка 13 тысяч долларов: Kensgold учился в школе и подрабатывал официантом, а всю зарплату тратил в играх. В какой-то момент ему даже пришлось устроиться на вторую работу, чтобы иметь возможность тратить на лутбоксы ещё больше денег. Избавиться от своей зависимости и начать нормальную жизнь молодому человеку удалось только с помощью психоаналитика.
Рут, 39-летняя жительница Лондона, закрыла свои кредитные линии. Она написала в свой банк отказ от овердрафта и удалила с телефона все игры, где можно тратить деньги на лутбоксы. Она объяснила, что зависимость крайне непросто заметить: она остаётся неочевидной до тех пор, пока не станет слишком поздно.
«Это стало моей тайной, — рассказала она. — В этих играх очень легко потерять из виду то, что вы потратили. Были времена, когда траты были совершенно бесконтрольными. Я была в компульсивной спирали, говорила себе, что если я буду продолжать настаивать, то получу то, чего хочу. Когда я впервые рассказала об этом своему мужу, у меня уже был огромный счёт по кредитной карте.
Так много материалов о зависимости в интернете посвящено более традиционным её формам. Когда в СМИ говорят об „игровой зависимости“, обычно речь идёт о детях, тратящих деньги на игры. То, что я не пойду в казино, не означает, что я не имею дела с зависимостью. Думаю, что я верхушка огромного айсберга. Полагаю, есть множество людей, таких же как я, которые не могут выразить это словами».
Чтобы понять, о чём именно говорят люди, ставшие зависимыми, стоит объяснить понятие «аддикция». Психолог Мария Вронская даёт такой комментарий:
«Аддикция — потребность человека в определённой деятельности, которая возникает у зависимой личности при невозможности справиться с эмоцией или ситуацией, которую сложно перенести. Зависимое действие помогает на некоторое время вырваться из реальности. Действие оставляет в сознании положительный опыт — на какое-то время человеку становится хорошо после совершения зависимого действия. Зависимость появляется тогда, когда человек понимает: это действие на какое-то время сделало его реальность более сносной. Тогда человек усиленно стремится повторить его снова и снова».
Как сделать в игре лутбоксы и никого не обидеть?
Итак, вы пришли к выводу, что вашей игре необходимы лутбоксы, тем более что игроки не против и жанр позволяет. На что стоит обратить внимание при интеграции такой механики в игру?
- Избегайте создания структуры ставок, дающей шанс на выигрыш или проигрыш.
- Сделайте так, чтобы валюту для покупки лутбоксов можно было заработать во время игры.
- Старайтесь заранее показывать игрокам, что они получат в ящике с добычей: косметику, оружие и так далее.
- Если в лутбоксе может выпасть предмет, который уже есть у игрока, позвольте игрокам использовать дубликат с пользой, чтобы ящики с добычей всегда приносили удовлетворение.
- Запретите обменивать предметы, полученные в лутбоксах, чтобы свести к минимуму ощущение того, что определённые предметы более ценны.
- Подумайте о внедрении родительского контроля за покупками лутбоксов.
- Озаботьтесь подробным описанием механики лутбоксов, чтобы игроки чётко понимали, что они покупают и для какой цели.
- Создайте систему защиты от неавторизованных вторичных рынков, где виртуальные предметы из вашей игры могут продаваться нелегально и по завышенной цене.
Лутбоксы сейчас — один из основных способов заработка в случае с популярными игровыми сериями, важный источник дохода для разработчиков. Они также позволяют игрокам выражать свою индивидуальность в игровом процессе, если речь идёт об уникальных косметических предметах, и поддерживать создателей их любимой игры.
Однако лутбоксы могут привести к зависимости. Из-за этого одни компании вовсе отказались от механики лутбоксов в своих играх, другие же сделали систему гораздо прозрачнее и понятнее, чем прежде. Кроме того, правительства некоторых стран пытаются урегулировать вопрос с точки зрения законодательства. И пока конкретных мер по ограничению механики не принято, остаётся аккуратно пользоваться возможностями, которые предлагают некоторые современные видеоигры.