Геймдев
#статьи

Как Baldur’s Gate 3 использовала механики Dungeons & Dragons и что нового изобрела

А также почему Baldur’s Gate 3 — отличная точка входа в D&D.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Настольная ролевая Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») пришла в Россию вместе с интернетом. Игроки выкладывали на форумах свои переводы правил и до хрипоты спорили, как правильно играть. Вокруг увлечения сложился флёр элитарности: не готов заморочиться? Руки прочь от D&D! Но интернет менялся, а игра становилась доступнее. В 2006 году вышло первое русское издание, а в 2008-м и 2014-м — улучшенные версии правил. К тому же D&D потихоньку выходила в мейнстрим: изначально гиковское хобби заинтересовало широкую аудиторию.

Но порог вхождения оставался высоким. Во-первых, нужно прочитать огромную книгу правил и разобраться, как и что устроено. Во-вторых, найти человека, который готов сыграть с новичком. Вышедшая в августе 2023 года Baldur’s Gate 3 этот порог существенно снизила. Это далеко не первая видеоигра, созданная на основе D&D-механик, но она завоевала огромную популярность. В том числе — среди геймеров, которые раньше о Dungeons & Dragons даже не слышали.

Изображение: промоматериалы D&D Dungeon Master’s Guide / Wizards

Хотя Baldur’s Gate 3 помогает освоить базовые механики, нельзя сказать, что она превратит вас в знатока D&D. Когда студия Larian переносила настольные правила в компьютерный формат, в них пришлось внести несколько изменений.

В этом тексте мы расскажем, что такое D&D, как оригинальные механики выглядят в Baldur’s Gate 3 и почему «Подземелья и драконы» — классная игра, в которую действительно стоит сыграть.

Содержание

Что такое Dungeons & Dragons

Дебора Энн Уолл — актриса, известная по роли Карен Пейдж в сериале «Сорвиголова», — большая поклонница D&D. Однажды коллега Джон Бернтал спросил её, в чём особенность этой игры, и вместо долгих объяснений Дебора предложила сыграть в неё прямо сейчас.

«Представь: у тебя на спине лук и колчан со стрелами. Под рукой — верный кинжал. Ты крадёшься через лес. Вокруг темно, хоть глаз выколи, и лунный свет едва пробивается сквозь плотную листву.

Неподалёку ты слышишь треск. Кто-то наступил на ветку… Кто-то огромный.

Что ты делаешь?»

Вопрос на миг ставит Джона в тупик. Ведь в компьютерных играх действия ограничены: у геймера ровно столько опций, сколько заложили разработчики. Джон никогда не играл в D&D и не знает, какие варианты ему доступны. Впрочем… кажется, Дебора что-то говорила про оружие?

«Я первым делом вынимаю свой лук», — отвечает Джон Бернтал.

«В темноте ты замечаешь блеск чьих-то глаз, — продолжает Дебора. — Существо подбирается ближе… И перед тобой предстаёт медвесыч — здоровенный монстр с головой совы и телом медведя. Он раскрывает огромный клюв и, глядя на тебя, издаёт пронзительный крик!»

Затем Дебора улыбается: «Что ты делаешь?»

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Судя по видеоигровому опыту, здесь всё очевидно. Убиваешь врага, забираешь лут, кто убил больше всех, тот и победил. Но D&D — не компьютерная игра, поэтому опции игрока не сводятся к заранее запрограммированному набору. Действие в Dungeons & Dragons происходит в воображении — поэтому делать можно всё, что придёт в голову.

Например, необязательно вступать в бой. Джон Бернтал может обойти медвесыча по широкой дуге, чтобы избежать кровопролития. Или попробовать приручить — тогда монстр будет сопровождать его в дальнейших приключениях. Может быть, медвесычу нужна помощь, потому что браконьеры разорили его гнездо и украли детёныша… А может, он просто проголодался — и Джон выглядит вполне аппетитно.

Но кто определяет, как себя ведёт игровое окружение? Ведь если есть такие игроки, как Бернтал, которые взаимодействуют с воображаемым миром, то должен быть и ведущий — такой, как Дебора. В D&D-контексте человека на этой роли называют мастером игры, или мастером подземелий (англ. Dungeon Master, DM). Он задаёт сценарий игры — то есть описывает, что происходит вокруг игроков и какой эффект имеют их действия.

Мастер обычно прячет свои записи и действия за специальной шторкой. Придётся ему доверять, иначе магии не случится
Скриншот: Dungeon Dudes / Youtube

Словом, D&D — это нарративная ролевая игра, в которой ты вместе с друзьями фантазируешь о совместных приключениях, а мастер описывает ваши похождения. История может получиться как уморительной, так и трагичной; закончиться как хеппи-эндом, так и смертью персонажей. Вы можете примкнуть к злу — или, наоборот, завербовать злодея на свою сторону. В общем, полная свобода действий.

«[Dungeons & Dragons] — это самое близкое к тем временам, когда тебе было семь лет и ты на детской площадке на ходу сочинял игры и истории».

Дебора Энн Уолл,
подкаст Real ones

Но хаотичного потока фантазий недостаточно: нужно игрофицировать процесс, чтобы он был интереснее. D&D — это набор правил, которые помогают «надеть» любое действие игрока на каркас механик. Здесь главный инструмент — это броски кубиков: они создают препятствия, которые игрок должен преодолеть. Например, он бросает кубики, чтобы определить, насколько хорошо персонаж атаковал монстра или обезвредил ловушку в подземелье. Если провалить бросок, это повлечёт за собой увлекательные последствия: допустим, ловушка сдетонирует и взрывом разбудит голема, который охраняет сокровища.

Также у каждого персонажа есть набор умений, которые дают ему бонусы к броску и увеличивают шанс на успех. Поэтому, если команда хочет убедить голема отпустить всех с миром, лучше доверить это дело искусному болтуну. А агрессивного, но туповатого варвара держать подальше: бросок убеждения дастся ему плохо, зато бросок атаки — намного лучше!

Игровые механики Dungeons & Dragons изложены в книгах правил. Они издаются с 1974 года. Правила постоянно меняются и дописываются, чтобы качество игры росло. Сегодня насчитывается пять версий — релиз последней был в 2014 году, и на сентябрь 2024-го запланированы дополнения, которые ещё больше усовершенствуют игровой процесс.

Главная книга называется «Книга игрока». Мастеру-ведущему дополнительно нужно «Руководство мастера подземелий». Кроме основной книги выпущено множество дополнений, которые добавляют новые заклинания, классы, монстров и другой контент. Например, трагическое падение города Эльтурель легло в основу приключения «Врата Балдура: Нисхождение в Авернус». Это готовый сценарий, по которому можно провести D&D-кампанию для своих друзей. Его события стали приквелом к сюжету Baldur’s Gate 3.

Почему в последнее время D&D так популярна

Dungeons & Dragons упоминалась в разных медиа, от «Футурамы» до «Теории большого взрыва». Большой вклад в известность игры вложил сериал «Очень странные дела». Он тщательно воссоздаёт атмосферу американского городка из 1980-х, и здесь невозможно обойтись без D&D — как раз на этот период пришёлся бум её популярности. В свободное время герои сериала сражаются против воображаемых D&D-монстров, а затем переносят стратегии из игры в реальный мир, чтобы победить чудовищ Изнанки.

Монстров Изнанки герои, к слову, называют в честь монстров из D&D
Кадр: сериал «Очень странные дела» / Netflix

«Очень странные дела» прекрасно передали увлекательность D&D. Каждая игровая сессия у героев — взрыв эмоций, адреналин, веселье и крики наперебой. Неудивительно, что зрители, которые не знали о D&D или не интересовались игрой, загорелись идеей попробовать.

После сериала взлетели тематические интернет-проекты, такие как Critical Role, где известные актёры озвучки играют в D&D. Кстати, среди постоянного состава — Эшли Джонсон, голос Элли в игре The Last of Us. О популярности Critical Role можно судить по единственному факту: первая кампания легла в основу мультсериала «Легенда о Vox Machina». Представьте: вот так поиграете с друзьями в настолку, а по мотивам ваших посиделок целый сериал снимут!

Наконец, интерес к D&D подогрели ковидные карантины. Люди вынужденно сидели по домам и скучали по общению, а настольные ролевые — это как раз хобби, для которого нужна компания. Конечно, традиционно в D&D играют вживую, но современные инструменты позволяют перенести сессию в интернет. Поэтому в период пандемии сложилось много онлайн-комьюнити, где игроки из разных городов и стран знакомились, общались и вместе играли в D&D.

Здесь-то и появилась Baldur’s Gate 3 — и оседлала тренд растущей популярности. Игра вышла 3 августа 2023 года и собрала огромную базу фанатов. Геймеры подробнее погрузились в красочный мир Dungeons & Dragons, а новички ознакомились с механиками, которые лежат в сердце любого D&D-проекта.

Харизматичный вампир Астарион так полюбился игрокам, что теперь его часто отыгрывают и в D&D
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Действие Baldur’s Gate 3 разворачивается в Забытых Королевствах — это самый популярный сеттинг D&D. Он часто появляется в медиа: наиболее известны комедийный фильм 2023 года «Честь среди воров» и романы Роберта Сальваторе о воине-дроу Дзирте До’Урдене.

Поскольку Baldur’s Gate 3 стала частью D&D-вселенной, в игре встречаются локации и персонажи из лора Забытых Королевств. Например, родной город Гейла — Вотердип — служит местом действия в книжном цикле «Песни и Мечи» писательницы Элейн Каннингем. А забавный приключенец и писатель Воло (тот самый, который выколол вашему герою глаз) впервые появился в D&D-материалах аж в 1990 году.

Как механики из D&D раскрылись в игре Baldur’s Gate 3

Помимо сеттинга, разработчики позаимствовали и правила D&D. В этом поле они, конечно, не первопроходцы: механики Dungeons & Dragons легли в основу многих тайтлов. Например, до Baldur’s Gate 3 вышли первая и вторая части — оттуда в новую игру перекочевали Саревок, Джахейра и Минск. Не меньше известны Icewind Dale и Planescape: Torment.

В целом, влияние D&D можно заметить почти в любой RPG. Причина в том, что механики игры удобно использовать для геймдизайна. За 50 лет, а именно столько «живёт» Dungeons & Dragons, их отточили и обкатали несколько поколений игроков. Они проверены практикой и временем — остаётся только облечь их в строчки кода.

И хотя D&D-правила в компьютерном формате выглядят иначе, чем в настольном, их суть остаётся прежней. Сравним, как они работают в оригинальной «Книге игрока» и в Baldur’s Gate 3.

Создание персонажа


Расы

Определяют, к какому биологическому виду относится персонаж, и дают бонусы к характеристикам. Например, полуорки крупные и сильные — эта раса даёт +2 к значению силы и +1 к телосложению. А тифлингам их дьявольское происхождение подарило устойчивость к огню: пламя наносит им только половину урона.

В игре Baldur’s Gate 3 доступно 11 рас. Все из них, кроме гитьянки, появляются в «Книге игрока». Но существуют также дополнительные материалы вроде «Морденкайнен представляет: Монстры Мультивселенной», которые расширяют набор рас для настольной игры. Поэтому в D&D доступны опции, которых нет в Baldur’s Gate 3, — например, вы можете играть за человека-льва, минотавра и даже сгусток плазмы.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios
Скриншот: DnD.su / Skillbox Media

Классы и подклассы

Задают специализацию персонажа и определяют умения, которые он может использовать в игре. К примеру, плуты — мастера взлома и стелса, а барды сплетают чары с помощью музыки.

Каждый класс разделяется на подклассы. Это специализации, которые дают персонажу больше уникальных способностей и помогают его кастомизировать. Вернёмся к плутам: вор может изящно обчистить карманы стражников, а мистический ловкач добавляет изначально немагическому классу несколько заклинаний.

Baldur’s Gate 3 предлагает 12 классов для игры — они идентичны тем, что есть в «Книге игрока». А вот некоторые подклассы позаимствованы из других источников: круг спор у друида — это новинка, которой нет в основной книге правил. Видимо, решение добавить его продиктовано тем, что сюжет заводит игрока в колонию грибов.

Существует лишь один класс, который не появился в Baldur’s Gate 3, — изобретатель. Он был введён в дополнении «Котёл Таши со всякой всячиной». Впрочем, за D&D-столом он появляется редко: некоторые мастера считают, что он слишком технологичный и поэтому не подходит для фэнтези-мира.

Базовые характеристики и навыки

У каждого персонажа есть шесть характеристик: сила, телосложение, ловкость, интеллект, мудрость и харизма. Их значение определяет, насколько умело герой применяет свои классовые способности.

Создавая персонажа в Baldur’s Gate 3, игрок распределяет очки по характеристикам в зависимости от их важности. Очевидно, что воину нужна Сила — так он сможет носить громоздкое оружие и больно бить врагов. А вот класс барда не обойдётся без высокой харизмы: они — льстецы, дамские угодники, способные договориться с кем угодно.

Базовые характеристики также делятся на навыки. Например, в мудрость входят навыки медицины и проницательности, а в интеллект — навыки расследования и истории. При создании персонажа игроки выбирают, какими навыками персонаж владеет лучше, чем другими, — тогда к ним будет прибавляться бонус.

Распределение навыков — один из этапов создания персонажа в Baldur’s Gate 3
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Единственная характеристика, у которой нет навыков, это телосложение. Зато она влияет на число хитов: чем выше телосложение, тем больше очков здоровья. Это значение определяет максимальное количество урона, которое способен получить персонаж. Если хиты падают до нуля, персонаж теряет сознание и выбывает из конфликта. Здоровье отнимают вражеские атаки, яды, огонь, падения с высоты и другие вредоносные явления. А прибавить его можно лечением или отдыхом.

По мере повышения уровня персонаж увеличивает свой максимум хитов, а также усиливает имеющиеся способности или открывает новые. Причём в Baldur’s Gate 3 новые очки здоровья всегда имеют фиксированное значение, а в D&D этот показатель можно определить броском кубика.

В «Книге игрока» приведён путь каждого класса от первого до максимального двадцатого уровня. Например, при создании персонажа можно заранее посмотреть, чем отличается развитие чародея от волшебника, и выбрать интересный для себя вариант.

Заклинания

Половина классов в D&D и Baldur’s Gate 3 — спеллкастеры: бард, волшебник, друид, жрец, колдун и чародей. С первого уровня им доступен список заклинаний, которые они могут использовать в игре.

Но заклинаний в игре много, а возможности персонажа ограничены: друид третьего уровня не сможет владеть магией столь же продвинуто, как друид десятого. Поэтому на начальных уровнях заклинания довольно слабые. Но по мере левелапа спеллкастеры получают доступ к более сильным способностям.

Чтобы сотворить магию, нужно использовать ячейку заклинания. Их число на игровой день ограничено. Чем выше уровень персонажа, тем больше у него ячеек заклинаний. Также ячейки отличаются по мощности: условно говоря, на шестом уровне волшебник Гейл может наложить четыре слабых заклинания, три средних и три сильных. А вот паладин до такого количества ячеек дойдёт лишь на 12-м уровне.

Чем выше ячейка, тем сильнее заклинание. Когда ячейки закончатся, спеллкастер больше не сможет использовать магию. Исключение — заговоры: это простые заклинания, которым не требуются ячейки
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Взаимодействие с миром


Проверки навыков

Персонажи в D&D постоянно взаимодействуют с окружением: например, паладин запугивает злодея, чтобы тот отпустил пленника, друид исследует яд с целью определить его состав и свойства и так далее.

Чтобы понять, насколько успешным было взаимодействие, нужно совершить проверку навыка — то есть бросить кубики. В Baldur’s Gate 3 механика проверок реализована в диалогах. Когда игрок взаимодействует с NPC, ему попадаются диалоговые опции, которые позволяют сделать бросок. Например, проверка истории поможет вспомнить интересный факт об упомянутом в разговоре человеке, а проницательности — понять, врёт ли собеседник.

На экране проверки отражены все бонусы, которые применяются к броску кубика. Можно добавить дополнительные усиления: например, заговор Указание от Шэдоухарт даёт от +1 до +4
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Для проверки навыков используется 20-гранный кубик. После броска к выпавшему значению нужно прибавить модификаторы от характеристик, навыков и снаряжения. Итоговый результат должен быть выше сложности проверки или равен ей — тогда считается, что действие выполнено успешно.

В Baldur’s Gate 3 сложность заранее «вшита» в проверку — при создании игры разработчики сами определили, какие шаги игроку будут даваться труднее, а какие проще. Например, на скриншоте выше команда влезла на охраняемую территорию, и Стальной Страж собирается выдворить героев прочь. Чтобы остаться, нужно притвориться патрульным — для этого персонаж совершает проверку обмана сложностью 22. Но поскольку он очень хорош в обмане, одни только бонусы дают ему +20 к проверке. Для успеха на двадцатигранном кубе должно выпасть два и больше.

В D&D сложность проверки определяет мастер игры. К примеру, для барного гуляки будет нетрудно на спор осушить кружку пива — и мастер установит сложность 10, она считается лёгкой. Но если гуляке специально поставили ядовитое адское пойло, от одних испарений которого можно ослепнуть, мастер задаст сложность 30. Перебросить этот порог почти невозможно.

Чем выше уровень персонажа, тем больше у него бонусов к навыкам, поэтому сложность 30 на 15-м уровне выглядит подъёмнее, чем на третьем
Скриншот: DnD.su / Skillbox Media

Пассивные проверки

Когда игрок кидает кости, это значит, что его персонаж в курсе ситуации и пытается активно на неё повлиять. Но как быть, если элементы окружения скрыты от его внимания? Например, в помещении засел монстр и готовится напасть. Если мастер запросит активную проверку внимательности, это уничтожит эффект неожиданности: игрок заподозрит неладное. В итоге засада провалится.

Для таких ситуаций в D&D есть механика пассивных проверок. Мастер может прибегнуть к ней, чтобы втайне от игрока определить, что произойдёт раньше: монстр выдаст себя или нападёт. Кубики бросать не нужно: вместо этого мастер берёт фиксированное значение — 10 — и прибавляет к нему все бонусы персонажа.

Пассивные проверки реализованы и в Baldur’s Gate 3. Правда, вместо фиксированного числа игра использует активные броски — просто не показывает окно проверки, чтобы не прерывать геймплей. Чаще всего персонажи делают пассивную проверку внимательности, чтобы заметить ловушки или клад.

Критическая удача и неудача

Если на двадцатиграннике во время проверки выпала единица — это считается критическим провалом, а если двадцатка — критическим успехом. Эти значения сильнее любых модификаторов и сложностей. Другими словами, единица остаётся абсолютной неудачей, даже если бонусы помогли персонажу перешагнуть порог. И наоборот: двадцатка означает полный триумф, даже если сложность нереально высока.

Интересный факт

в Baldur’s Gate 3 есть проверка со сложностью 99 — она нужна, чтобы поработить нетерийский мозг. Но разработчики подчеркнули, насколько это непосильная задача: эту проверку можно пройти, только если произойдёт чудо и на кубе выпадет чистая двадцатка.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Кстати, в Baldur’s Gate 3 не реализована одна забавная механика: критические провалы и успехи в D&D имеют нарративное значение. Игрок не просто проходит или проваливает проверку — с ним случается что-то уникальное. Например, если плут пытается вскрыть замок кинжалом, при обычном провале он сломает оружие — а при критической единице ещё и отчекрыжит себе пару пальцев.

В D&D-сообществе истории о единицах и двадцатках — излюбленный жанр фольклора. Игроки любят делиться ими на тематических форумах:

«Команда сражалась с гоблинами, но один игрок (волшебник) застрял на другом конце помещения вдали от остальных.

Волшебник: Раз уж я убил этого гоблина, я хочу оторвать его руку и швырнуть в другого гоблина. У него там как раз остался один хитпоинт.

Мастер: Хорошо. Но ты же понимаешь, что находишься на расстоянии более 30 футов? Чтобы всё получилось, тебе придётся выбросить довольно высо…

Волшебник: *критический успех*

Мастер: *глубокий вздох* Ты со всей силы швыряешь отрубленную руку в другого гоблина. Она описывает в воздухе дугу и залепляет гоблину такую смачную пощёчину, что тот мигом дохнет».

пользователь BirdDoesAKickflip, Reddit

Преимущества и помехи

Если персонаж совершает действие, которое даётся ему особенно хорошо, он может получить преимущество. Тогда игрок бросает два кубика и берёт более высокий результат. С помехой наоборот: когда есть факторы, которые мешают выполнить задачу успешно, из двух кубиков игрок берёт результат пониже.

Например, если герой выглядит устрашающе, он может получить преимущество на проверку запугивания. А если запугать противника пытается полурослик в смешной шапке, кубики нужно бросать с помехой. Но за D&D-столом всякое бывает: что, если этот же полурослик скажет что-то жуткое, от чего у противника кровь застынет в жилах? Тогда преимущество нейтрализует помеху, и игрок совершит обычную проверку — то есть бросит один кубик.

Последнее слово здесь за мастером подземелья: он — главный модератор игры. И хотя в Baldur’s Gate 3 механика преимуществ и помех осталась такой же, код игры лишает её гибкости. У игроков не получится повлиять на ситуацию убедительностью своего ролевого отыгрыша. Придётся выбирать из заранее предусмотренных вариантов.

Кубиков в D&D много, но в большинстве ситуаций используется двадцатигранник
Изображение: Timothy Dykes / Unsplash

Вдохновение

Персонаж, который получил вдохновение, может один раз перебросить кубик. Вдохновения не накапливаются: оно или есть, или нет. В игре Baldur’s Gate 3 эта механика реализована через предыстории героев: к примеру, Астарион получает вдохновение, когда делает что-то хитрое, злодейское или поистине плутовское. В окне проверки также есть специальное окошко, где показано число неиспользованных вдохновений.

Максимальное число вдохновений в игре — четыре, потому что на одного персонажа может быть только одно вдохновение. Если вы сократите команду до двух-трёх персонажей, максимум вдохновений тоже уменьшится
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

В обычной D&D-сессии мастер раздаёт вдохновения по своему усмотрению. Можно наградить игрока за классную стратегию, игровую активность или, например, за то, что он помнит про слабости своего персонажа и не пытается быть всесильным.

Состояния

Некоторые взаимодействия с миром накладывают на персонажа условия, которые временно изменяют механику его игры. К примеру, если герой попал в ядовитое облако, то может получить состояние «отравление» — оно даёт помеху на броски атак и проверки навыков. В D&D и Baldur’s Gate 3 список состояний примерно идентичен.

Короткий и долгий отдых

Персонажи не всесильны — им нужно отдыхать, чтобы восстанавливать очки здоровья и потраченные ресурсы. Короткий отдых позволяет вернуть часть хитов, а долгий полностью восстанавливает ресурсы героя — начиная с ячеек заклинаний и заканчивая классовыми способностями.

В игре Baldur’s Gate 3 у команды есть два кратких отдыха. Они прибавляют к оставшимся очкам здоровья фиксированное значение — половину от полного HP. А вот в D&D механика реализована иначе: у игрока есть кости хитов, но их число ограничено. Чтобы определить, сколько очков восстановится за краткий отдых, нужно бросить кости хитов из своего запаса. Сколько в сумме выпало на кубах, столько и прибавится к здоровью.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Если игрок израсходовал все кости хитов, то ему остаётся лишь долгий отдых — D&D разрешает совершать его только раз в 24 часа. Зато Baldur’s Gate 3 время не засекает, можно встать на длительный привал хоть два раза подряд. Чтобы игроки не торчали в лагере постоянно, эффективность долгого отдыха привязана к припасам. Если их не хватает, персонажи восстанавливают только часть хитов и ячеек — в D&D эта механика целиком отсутствует.

Наконец, Baldur’s Gate 3 использует длительный отдых, чтобы продвинуть сюжет. Игрок может взаимодействовать с сопартийцами, узнавать их личные истории, крутить романы. Также по ночам происходят облавы и таинственные убийства. В D&D это редкость: обычно мастер пропускает время до утра, и команда с новыми силами продолжает зачищать подземелья. Но мастер мастеру рознь — каждый по-своему решает, как строить игру.

Боевые ситуации


Пошаговый бой и инициатива

Во время боя участники ходят по очереди. В свой ход каждый может совершить действия, которые зависят от его класса, навыков и экипировки. Пошаговость вносит элемент стратегии: игроки начинают планировать хитрые комбинации, объединять усилия.

Порядок хода определяется броском инициативы. В начале боя каждый участник бросает кубик и прибавляет к результату модификатор ловкости. Первым ходит персонаж или противник с самым высоким значением инициативы, за ним — второй по инициативе и так далее. Когда все походили, объявляется новый раунд.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Для бросков инициативы в D&D используется кубик с 20 гранями, а в Baldur’s Gate 3 — с четырьмя. Четырёхгранник позволяет сразу нескольким персонажам выбросить одинаковые или близкие значения. Если союзники идут друг за другом в порядке инициативы, ход становится общим. Тогда персонажи действуют в любом порядке, а игрок может переключаться между ними в процессе хода.

В D&D принцип иной: если игрокам выпадают одинаковые значения инициативы, они сами договариваются, в каком порядке ходить. Но передать ход на середине не получится: нужно завершить его.

Экономика действий

Во время боя участник может совершить три типа воздействий за свой ход:

  • основное действие,
  • бонусное действие,
  • реакция.

Основное действие — это способность, которая даёт наибольший эффект: атака или создание заклинания. Бонусное — это вторичное умение, которое немного помогает персонажу в бою. Например, варвар Карлах тратит его, чтобы войти в ярость. Наконец, реакция — это действие, совершаемое во время чужого хода. Чаще всего её тратят на провоцированную атаку: когда враг хочет от вас отойти, вы можете разок его треснуть, даже если ваша очередь ещё не пришла.

Задача игрока — использовать все свои действия и реакции стратегически. Поэтому эта механика получила прозвище «экономика действий»: участники боя должны рассчитать, как выгоднее всего потратить свои ограниченные ресурсы.

Поклонники D&D хвалили разработчиков Baldur’s Gate 3 за то, как точно они передали эту часть правил. Впрочем, для быстроты геймплея были внесены несущественные изменения. К примеру, в Baldur’s Gate 3 толкнуть противника и выпить зелье — бонусные действия, а в D&D — полные действия. Поэтому в оригинальной настолке боёвка может затягиваться сильнее.

В Baldur’s Gate 3 основные действия помечены зелёным кружком, бонусные — оранжевым треугольником
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Оружие, доспехи, артефакты

Оружие персонажей зависит от класса: например, у волшебника Гейла это магический посох, а у воина Лаэзель — двуручный меч. Аналогично доспехи: чтобы сохранять мобильность, плуты используют лёгкую броню. Паладины чаще находятся в центре битвы, поэтому надевают тяжёлые громоздкие латы.

Волшебник не умеет сражаться оружием воина, а плуту не подойдёт кираса паладина. Поэтому как в D D, так и в Baldur’s Gate 3 важно выбирать правильное снаряжение, которое подходит по классу. Иначе персонаж получит огромные штрафы. Например, если перепутать оружие, то броски атаки будут слабее — и вы с меньшей вероятностью попадёте по противнику. А если надеть неправильные доспехи, то у героя будет помеха при проверках силы и ловкости — и он не сможет накладывать заклинания.

Скорость передвижения

Во время боя персонажи не стоят на месте — они двигаются по полю, чтобы подойти к противникам или, наоборот, отбежать подальше. Показатель скорости определяет, сколько футов или метров персонаж может пройти за свой ход. Этот показатель зависит от расы, класса, экипировки и других факторов и обычно колеблется в пределах 25–40 футов.

Именно поэтому, когда вы в Baldur’s Gate 3 перемещаете героя по боевому полю, игра всегда подсказывает вам расстояние. Более того: она сама просчитывает кратчайший маршрут, который огибает препятствия; движение идёт по свободной линии. В D&D же используется линейка с квадратными или шестигранными ячейками и ходить можно только по соседним клеткам.

Броски на попадание и урон

Эффективность атаки определяется так: игрок кидает кубик-двадцатигранник и добавляет к нему модификаторы. Чтобы попасть по противнику, нужно перебить его класс доспеха своим броском.

Чем выше класс доспеха, тем сложнее попасть по персонажу атакой. Показатель складывается из характеристик доспеха, ловкости героя, а также бонусов — их дают защитные заклинания и снаряжение.

Если бросок атаки не перебил класс доспеха, считается, что персонаж промахнулся. А в случае попадания игрок переходит к урону: для этого нужно бросить кубики, которые соответствуют выбранному заклинанию или оружию.

В Baldur’s Gate 3 эта механика полностью сохранена — с той лишь разницей, что игра бросает кубики за вас.

Смерть

Принцип в настольной и в компьютерной игре одинаковый: когда хиты персонажа опускаются до нуля, он теряет сознание. В этом состоянии он не может действовать — вместо этого в свой ход он совершает спасброски от смерти. Нужно набрать три удачи, чтобы персонаж очнулся. Если персонаж набирает три провала, то умирает.

Впрочем, есть отличие: в оригинальной D&D-механике хиты персонажа могут уйти в минус. Если число в минусе превышает максимум здоровья, персонаж сразу умирает, минуя этап спасбросков. Но в Baldur’s Gate 3 эта механика упрощена: даже если персонаж получил ненормальный урон, он всё равно будет делать спасброски от смерти.

К счастью, в игре есть персонаж, который поможет вам воскресить союзника
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Следуя видеоигровому опыту, мы знаем: смерть — это нестрашно. Достаточно перезапустить игру с последнего сохранения. Но в D&D гибель героя может стать настоящей трагедией. Ведь в настольной игре всё случается раз и навсегда: если партия сыграна, то она сыграна, и её никак не перепишешь.

Конечно, существуют разные заклинания и другие способы оживить персонажа. Например, в Baldur’s Gate 3 можно применить свитки возрождения или обратиться к специальному NPC. Но в D&D воскрешать гораздо труднее — особенно на низких уровнях. Иногда проще распрощаться со старым героем и создать нового, чтобы команда не теряла время. А почему именно — читайте в следующем разделе.

Чем опыт игры в D&D отличается от Baldur’s Gate 3

Хотя Baldur’s Gate 3 основана на правилах пятой редакции Dungeons & Dragons, она существенно отличается от оригинала. Поклонники составили справочник изменений основных механик — он на английском языке, — а также проанализировали расхождения в расах, классах, заклинаниях и чертах.

Но мы не будем приводить полный список различий — лучше расскажем, какой новый опыт вам даст D&D по сравнению с Baldur’s Gate 3.

Вы играете с мастером — главным сценаристом приключения

Запуская Baldur’s Gate 3, вы погружаетесь в историю, которую придумали и написали сценаристы студии Larian — Адам Смит и его коллеги. А за игровым D&D-столом авторство переходит к мастеру подземелий. Он целиком продумывает сюжет приключения, локации и персонажей, с которыми будут взаимодействовать игроки. Некоторые мастера предпочитают взять готовый мир (те же Забытые Королевства), а другие придумывают собственные сеттинги.

Мастер может перенести вас в эпоху стимпанка, зомби-апокалипсис или даже в современный мир. Но тогда нужно немного переделать внешний вид классов, чтобы он соответствовал сеттингу. Например, кампания The Unsleeping City от ютуб-проекта Dimension 20 — это фантазия на тему волшебного Нью-Йорка. Один из игровых персонажей — позитивный парень-пожарный с классом паладина. Но поскольку тематика рыцарства далека от современной Америки, игрок изменил детали: силу паладина этому персонажу даёт не божественная клятва, а священное бремя гражданского долга. Не зря он посвятил жизнь защите горожан!

Паладин-пожарный Рики Мацуи — настоящий герой Нью Йорка
Изображение: сериал Dimension 20 / Dropout.tv / Dimension 20 / YouTube

Перед началом игры мастер может спросить игроков, какую предысторию они придумали своим героям, какое развитие хотели бы увидеть. Это нужно, чтобы подстроить сюжет под пожелания участников. Допустим, если вы заявите, что семью вашего героя убили гоблины, хороший мастер обязательно использует этот мотив в игре: рано или поздно вы столкнётесь с убийцами и сможете отомстить.

Такой персонализации просто невозможно достичь в видеоигре. Ведь Baldur’s Gate 3 — это приключение, которое сценаристы разработали для миллионов игроков. А ваша D&D-кампания — это приключение, которое мастер придумывает специально для вас.

У вас больше контроля над историей персонажа

Вы не только подберёте предысторию своему герою, но и обдумаете его прошлое. Можно написать хоть три страницы биографии — некоторые мастера подземелий это вполне поощряют. Ещё вы можете придумать фамильяра — существо, которое сопровождает вашего героя и помогает в бою. Отыгрывать его будет ведущий. Варианты безграничны: это может быть как ручной ворон, так и говорящая голова, которую ваш герой стащил из лаборатории безумного учёного.

Ещё один приятный бонус — возможность придумать членов семьи, друзей и прочие контакты в окружении вашего героя. Например, если вы играете одного из близнецов, то с некоторой вероятностью наткнётесь в игре на второго. А ещё можно заявить, что у персонажа есть злейший враг. Тогда, конечно, он будет время от времени строить козни вашей команде.

D&D — это весёлый угар в дружеской компании

Некоторые мастера придумывают сюжеты круче, чем в Голливуде. Их истории полны ярких персонажей, ужасных трагедий и тонких политических интриг. Но в Dungeons & Dragons необязательно создавать эпос на уровне Джорджа Мартина. Для многих это прежде всего возможность незатейливо повеселиться под кружку пива и поприкалываться с друзьями.

Помните сцену с медведем, которую Larian показали на презентации Baldur’s Gate 3? Она разошлась по всему TikTok, и соцсеть даже забанила аккаунт студии за нарушение правил. Как ни странно, такой абсурд полностью соответствует духу Dungeons & Dragons. У каждого мастера подземелий есть в закромах история об игроке-барде, который попал в логово к ужасному монстру — и вместо того, чтобы сражаться, попытался его соблазнить.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Свобода действий стимулирует игроков придумывать креативные решения. И самые уморительные из них иногда приходят к успеху — если так распорядятся кубики. Вот забавная история с сайта Tumblr:

Я попыталась ударить злодея двуручной кувалдой, но промахнулась и угодила по полу. Кидаю кубики на урон против пола, потому что почему бы и нет. Выбросила очень высоко — напольная плитка вся вдребезги.

Свободным действием сгребаю осколки рукой и засовываю себе в рот. Буквально жую плитку в попытке напугать врага.

Мой противник в ужасе. У меня бонус +2 к атаке против него в следующий ход.

Пользователь cattgirl

Можно играть вживую, с картами и фигурками

Сегодня, в эпоху онлайна, бывает особенно приятно собраться вживую со своими друзьями и поделать что-нибудь вместе. Потрогать стол, пощупать фишки от настольных игр, перебрать карты. Взаимодействие с реальными объектами стимулирует мозг, уставший от всего виртуального. А D&D — как раз хобби, которое может сопровождаться физическими атрибутами.

Например, иногда бои в D&D становятся такими замороченными, что приходится рисовать карту местности и расставлять по ней фигурки. Вместо фигурок сгодятся хоть монетки, хоть желейные конфеты (кто убил монстра, тот его и съел!). Но некоторые энтузиасты покупают настоящие модельки или печатают собственные на 3D-принтере.

Обычно модельки одноцветные. Из-за этого возникло отдельное хобби — покраска миниатюр. Ещё можно заняться рисованием карт или созданием диорам — трёхмерных локаций, где будут проходить сражения. Высший пилотаж — это когда диорамы могут двигаться: например, старинный замок постепенно разрушается, и мастер с каждым раундом убирает кусочки пола.

Смерть в D&D — это по-настоящему страшно

Воскрешать в Baldur’s Gate 3 проще, чем в D&D: с начала игры у каждого игрового персонажа есть соответствующие свитки. Также их несложно найти у торговцев. Поэтому смерть не ощущается конечной точкой: есть десятки вариантов, как исправить ошибку.

А вот в D&D придётся немало потрудиться, чтобы вернуть погибшего героя к жизни. Хорошо, когда в команде есть жрец хотя бы пятого или паладин хотя бы девятого уровня. Если они владеют заклинанием возрождения и не затратили нужную ячейку, они поднимут на ноги персонажа, который мёртв меньше минуты. Но это самый позитивный расклад.

Может быть такое, что команда опоздала с возрождением. Тогда нужен жрец или бард минимум 13-го уровня: у них есть заклинание «Воскрешение». А друид, начиная с девятого уровня, способен применить Реинкарнацию — погибший возродится в другом теле.

Но что делать, если таких персонажей нет в команде? Придётся искать нужных NPC в игровом мире. Но заниматься этим предстоит сопартийцам: игрок с погибшим героем не сможет к ним присоединиться и какое-то время будет сидеть без дела. Поэтому, если проблему невозможно решить на месте, некоторые предпочитают просто сменить персонажа. А с предыдущим прощаются окончательно.

Персонаж не ограничен 12 уровнями

В D&D максимальный левел — 20-й. А вот в Baldur’s Gate 3 невозможно прокачаться дальше 12-го. Из-за этого видеоигра недодаёт часть игрового опыта: например, герои не могут получить заклинания седьмого уровня и выше. Пример такого заклинания — это пресловутое Воскрешение. А Телепортация позволяет команде перенестись в нужную им локацию, если они хорошо её изучили.

Хотя игроки не могут использовать чары выше шестого уровня, в Baldur’s Gate 3 встречается заклинание Исполнение желаний. Оно буквально позволяет персонажу загадать что угодно. Именно это заклинание использует Влаакит в яслях Иллек, если ваш персонаж проявляет к ней неуважение. Гитьянки почитают её за божественную силу, но этот момент подтверждает: Влаакит вовсе не богиня, а бессмертный лич, который захватил власть и подчинил себе народ гитов.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Правда, после десятого уровня игровой баланс машет ручкой

Начиная с десятого уровня, персонажи превращаются в настоящих супергероев. Они способны решать судьбы не только стран, но и всего мира. Но в D&D редко играют на таких высоких уровнях. Большинство кампаний сосредоточены между третьим и седьмым.

Одна из главных причин: игра просто не сбалансирована на уровнях выше десятого. Мастеру гораздо сложнее подбирать монстров для боевых столкновений. Во-первых, мощь персонажей возрастает настолько, что мобы уже не способны как следует их встряхнуть. Во-вторых, у игроков появляется больше разных способностей — из-за этого становится сложнее предугадать действия команды и спланировать сессию.

Экономика действий в D&D более суровая

Чтобы геймплей в Baldur’s Gate 3 шёл гладко и не фрустрировал игрока, разработчики облегчили экономику действий. К примеру, во время хода персонажи свободно переключаются между оружием ближнего и дальнего боя. Поэтому Лаэзель может провести первую атаку мечом, вторую — арбалетом, а затем снова переключиться на оружие ближнего боя — чтобы сохранить возможность спровоцированной атаки.

Если бы Лаэзель играла в D&D, ей бы пришлось бросить меч и потратить действие на то, чтобы вооружиться арбалетом. Который нужно ещё и перезаряжать: если у оружия есть параметр «Перезарядка», значит, оно стреляет только один раз за раунд.

Ещё одно отличие — в D&D атака бонусным оружием возможна, только если персонаж до этого провёл атаку основным. А вот в Baldur’s Gate 3 Астарион может потратить действие на что угодно кроме атаки, а потом всё равно тыкнуть противника кинжалом во второй руке.

Наконец, самое суровое правило оригинальных механик — тратить можно только одну ячейку заклинаний за ход. Например, у Гейла не получится сбежать от скопления врагов Туманным шагом (бонусное действие), а потом шарахнуть их кучу-малу Огненным шаром (основное действие). Придётся выбрать что-то одно. Зато Baldur’s Gate 3 позволяет тратить две ячейки заклинаний за ход.

Рандом кубиков беспощаден, но вам будет весело

В Baldur’s Gate 3 представлена опция «кармический кубик» — она помогает игроку избежать полного рандома, при котором возможна череда низких бросков. Однако эта опция влияет на все броски, в том числе на броски врагов. Благодаря ей боевые ситуации ускоряются и становятся смертоноснее: атаки с большей вероятностью попадут в цель, нанесут больше урона.

А вот в D&D не обойтись без смеха и слёз, когда игрок несколько раз подряд выбрасывает единицу. Иногда это может произойти в сюжетных моментах, где вам важно преуспеть. Например, если персонаж критически провалит бросок против чар коварного бога, он может навсегда застрять под его влиянием. А вдруг божество хочет уничтожить весь мир? Придётся подыгрывать ему и всеми силами приближать армагеддон. По крайней мере, пока сопартийцы не придумают, как излечить безумца.

Фото: MurrLove / Shutterstock

Вас ждут новые механики

Чтобы оптимизировать игровой процесс, Baldur’s Gate 3 исключила некоторые механики. Например, на самом деле персонажи могут владеть не только навыками, но и ремесленными инструментами, языками, транспортными средствами. Ещё в видеоигре нет механики захвата и действия «уклонение». Первое позволяет удерживать схваченное существо на месте, то есть снизить его скорость до нуля, а второе даёт нападающим помеху на броски атаки.

Также в Baldur’s Gate 3 невозможно заготовить действие. Оно работает так — в бою, вместо того чтобы атаковать или создать заклинание прямо сейчас, персонаж говорит: «Я сделаю X, когда произойдёт Y». Например, воину не хватает скорости передвижения, чтобы дойти до врага и треснуть его мечом, поэтому он подходит как можно ближе и заготавливает атаку: «Я нападу, когда противник окажется в радиусе моего удара».

Когда подходит очередь врага, он приближается к воину. Тут-то ему и прилетает: заготовленное действие позволяет игроку вклиниться в чужой ход, как только условие будет выполнено.

Почему перенести механики без изменений — не вариант

Игроков поразила точность, с которой Baldur’s Gate 3 передаёт D&D-опыт. Но разработчики из Larian и сами большие поклонники Dungeons & Dragons — они с 2014 года пытались создать игру на основе любимых механик. Их цель — сделать так, чтобы Baldur’s Gate 3 максимально соответствовала оригинальным правилам.

D&D невероятно популярна, особенно сейчас, и становится популярнее с каждым годом. Мы хотели, чтобы игрокам было комфортно. Чтобы они чувствовали себя так, словно им уже знакома суть заклинаний, классов или экономики действий.

Ник Печенин,
ведущий системный дизайнер Baldur’s Gate 3

С другой стороны, некоторые механики, рассчитанные на настольную игру, плохо выглядят в видеоформате. Например, в D&D бои обычно проходят в двумерном пространстве. Боевые зоны ориентированы горизонтально: иногда в них нужно разместить целую армию, поэтому локации становятся очень широкими. Чтобы перенести бой в вертикальную плоскость, надо строить диорамы, подвешивать фигурки в воздухе, а это дорого и сложно. Куда проще нарисовать карту на листке бумаги и двигать по ней монетки или жетоны.

Когда бой переходит в воздух, мастер подземелий Бреннан Ли Маллиган использует специальные телескопические подставки
Скриншот: Dimension 20 / YouTube

А вот Baldur’s Gate 3 добавила в игровой опыт трёхмерность — и перенесла действие в вертикальную плоскость. Враги летают, прячутся в башнях и обстреливают игрока с вершины холма. Бой может может проходить в воздухе и учитывать разные уровни высоты, поэтому локациям не нужно быть огромными.

Но оригинальный радиус заклинаний и дальнобойных атак был рассчитан на широкие двухмерные зоны. Из-за этого разработчикам пришлось его уменьшить — чаще всего до 60 футов.

Поскольку в игре появилась вертикальность, прыжки и толчки стали использоваться гораздо активнее, чем в D&D. Ведь первое позволяет забраться на позицию повыше, а второе — столкнуть врага с высоты, чтобы падение нанесло ему урон. Это увеличило значение силы как характеристики в Baldur’s Gate 3.

Наконец, есть ещё одна механика, которую вы не встретите в D&D: преимущество высокой позиции. Если персонаж находится минимум на десять футов выше цели, то получает бонус +2 к броску дистанционной атаки. Так что игроку полезно забираться повыше перед тем, как начать бой.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Как Baldur’s Gate 3 повлияла на хайп вокруг Dungeons & Dragons

После Baldur’s Gate 3 многие захотели попробовать силы в настольной D&D. Мастера подземелий отметили всплеск интереса, связанный с выходом видеоигры: новые игроки часто берут персонажей из Baldur’s Gate 3, просят играть в знакомых по сюжету локациям. Приготовьтесь, что вашим сопартийцем может стать Астарион или очередное дитя Баала. Да и сами не стесняйтесь: если герои вам полюбились, почему бы не вернуться в их шкуру?

Хорошая новость: сегодня Baldur’s Gate 3 — это, вероятно, самый быстрый способ изучить основы Dungeons & Dragons. Для сравнения: раньше игрокам приходилось зачитывать 300-страничное руководство. Механик в нём так много, что могло пройти несколько сессий, прежде чем человек начинал хоть немного ориентироваться в игре. Теперь же достаточно запустить Baldur’s Gate 3 — и через пару часов вы освоите базовые правила. Обучение аккуратно и ненавязчиво вплетено в игровой процесс. Так что после видеоигры вы будете чувствовать себя за столом гораздо увереннее.

Также Baldur’s Gate 3 вдохновила новое поколение разработчиков. Всё больше студий адаптируют игровые механики D&D для собственных проектов. Например, St.Celest — независимая команда из трёх человек, которая делает свой детективный квест в стиле пиксель-арта. Из D&D они позаимствовали прокачку, которая влияет на все этапы прохождения: герой может быть ловким бойцом-тугодумом или харизматичным слабаком. Нелинейная система диалогов, напоминающая таковую в Baldur’s Gate 3, позволяет игроку выйти на свою уникальную концовку.

[Основатель студии] относился к D&D холодно и скептически. А когда поиграл в Baldur’s Gate 3, стал одержим этой игровой системой. Разнообразие билдов, комбинации артефактов и нелинейный сюжет вдохновили его начать работу над собственным инди-проектом. Получается, игра не просто привлекла его к Dungeons & Dragons, но и приблизила к становлению крутым разработчиком.

Сергей Хабаров,
нарративный дизайнер студии St.Celest

Другая инди-студия Inglenook Games работает над детективом Witchmarsh’s Goal — она обещает выпустить «Baldur’s Gate 3 с платформингом». В геймплее много внимания уделено диалогам и взаимодействию с NPC. Проверки навыков помогают допрашивать подозреваемых и вызнавать их секреты.

Словом, Baldur’s Gate 3 привлекла ещё больше интереса к Dungeons & Dragons — игре, которая уже 50 лет помогает людям творить и веселиться вместе с друзьями. И судя по колоссальному приливу новых игроков, актуальность D&D-проектов будет только расти.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована