Геймдев
#статьи

К 15-летию Nintendo Wii. История одной из самых успешных и инновационных консолей в истории

Рассказываем о культовой платформе, сумевшей сплотить прожжённых геймеров и казуальную аудиторию.

В этом году отметит своё пятнадцатилетие Nintendo Wii — одна из самых успешных и необычных консолей в истории. Она выделялась необычным контроллером Wii Remote — он одним из первых предложил аудитории взаимодействовать с игрой в том числе с помощью движения. Wii — одна из немногих платформ, которая будоражила и хардкорных фанатов Nintendo, и тех, кто до этого предпочитал проводить досуг не за играми.

Wii принято считать консолью седьмого поколения, к которому относят PlayStation 3 и Xbox 360. При этом странная по дизайну и концепции платформа Nintendo никогда не позиционировалась как конкурент устройств Sony и Microsoft. Уже тогда большая N шла по собственному и непонятному для большинства пути. В итоге Wii продалась бóльшим тиражом, чем PS3 и Xbox 360, хотя статистику немного «подпортила» казуальная аудитория, очарованная тем, что предлагала старейшая японская компания.

Wii не располагала мощной начинкой — она примерно в два раза мощнее Nintendo GameCube. Компания осознанно не стала превращать Wii в очередного технического монстра, сделав упор на уникальное взаимодействие платформы с игроками. Знаменитый геймдизайнер и крёстный отец практически всех известных игровых серий Nintendo Сигэру Миямото участвовал в разработке концепции Wii. В середине 2000-х он утверждал, что мощность не главное. По его мнению, на рынке не могут гармонично сосуществовать разные платформы с передовой начинкой.

«Мощные консоли — словно свирепые динозавры. Они могут только бороться друг с другом, и это ускорит их вымирание», — говорил Сигэру Миямото.

Миямото хотел устроить в индустрии революцию, даже первое название платформы было не Wii, а Nintendo Revolution. Сигэру поддерживал и президент Nintendo Сатору Ивата. Благодаря взаимопониманию и чётко поставленной цели, компании удалось оставить большой след в массовой культуре и расширить аудиторию. В этом ей помог один пытливый гайдзин.

Сигэру Миямото (справа) и Сатору Ивата (слева). Фото: inside-games.jp

Уникальный контроллер

Идея и первая технология управления движением принадлежат не японцам, а калифорнийскому изобретателю Тому Куинну. Однажды он летел на своём небольшом самолёте, и у него зародилась мысль о создании нового способа управления воздушным транспортом — не с помощью механического воздействия, а более простым и удобным движением.

Через десять лет, в 1999 году, он запатентовал первый прототип своего контроллера. И, поняв, что в воздухоплавании эта технология не приживётся, решил продать своё изобретение кому-нибудь из развлекательной индустрии.

Том Куинн. Фото: Twitter

Сначала Куинн пошёл со своей идеей к команде Xbox, которая в начале 2000-х только начала набирать обороты и укреплять бренд. Сотрудники компании идею, по словам изобретателя, грубо высмеяли, сказав, что если и решат сделать что-то подобное, то только сами.

«Они были очень грубы со мной. После встречи один из сотрудников Microsoft подошёл ко мне и извинился от лица компании. Он сказал, что так не должно быть и что Microsoft следует сотрудничать с потенциальными партнёрами», — вспоминает ту встречу Том Куинн.

Потом Том решил поговорить с Sony, которая в те годы уже была знаменита на весь мир. Куинн общался с легендарным инженером Sony Кеном Кутараги.

«Мы встретились в маленькой комнате с большим проектором. Кутараги пришёл, представился, сел и… закрыл глаза, как только я начал свою презентацию. Когда я закончил, он их открыл. Я спросил его, есть ли у него вопросы, а он лишь сказал: „Сможете сделать всё это за 50 центов?“ Я засмеялся и объяснил, почему это невозможно. В итоге вновь получил отказ», — вспоминает Куинн.

Кен Кутараги. Фото: Kentaro Takahashi / Bloomberg

После встречи с двумя гигантами Куинн пошёл разговаривать с третьим китом индустрии — с Nintendo. Том очень долго совещался с представителями компании, которые в итоге дали изобретателю зелёный свет, заключив с Томом контракт.

«Оглядываясь назад, понимаешь, насколько были слепы Sony и Microsoft. Они только увлечённо втаптывали друг друга в грязь», — отметил Куинн.

Позже Sony и Microsoft попробовали укрепить свои позиции с помощью моушн-девайсов PlayStation Move для PS3 и Kinect для Xbox 360. Их устройства, впрочем, оказались недостаточно востребованными.

Wii Remote же с первого взгляда кажется странным устройством, но именно оно позволило войти в мир видеоигр тем, кто до этого в игры не играл. Взрослые люди раньше боялись геймпадов — к ним было сложно привыкнуть. А Wii Remote оказался понятен массовой аудитории потому, что был гораздо дружелюбнее к игрокам. Сенсорная панель считывала каждый взмах контроллера, состоящего из основы, Wiimote, и так называемого нунчака, который напоминает микроверсию штурвала самолёта. Человек у экрана быстро привыкал к моушн-управлению. В руках пользователя Wii Remote превращался в лук, из которого нужно стрелять по мишеням, или в клюшку для гольфа, или в перчатку для боулинга, или в меч.

Контроллер Wii Remote. Фото: Storepaperoomates

Контроллер признали и хардкорные геймеры. Например, Wii Remote с помощью специального руля Wii Wheel позволял интуитивно управлять картом в знаменитой аркадной гонке Mario Kart Wii. Да и в вышедшей The Legend of Zelda: Twilight Princess фанаты серии были довольны — теперь нужно было не просто жать на кнопки, а махать контроллером, чтобы Линк на экране делал взмахи мечом.

Интересный факт: Twilight Princess изначально вышла под закат жизненного цикла Nintendo GameCube, но затем игру портировали на набирающую обороты Wii. Главный герой Линк по лору The Legend of Zelda — левша, а большинство геймеров — правши. Поэтому Wii-версия «Сумеречной принцессы» — полностью отзеркаленная, и меч Линк в версии для Wii держит в правой руке. Почему разработчики не отзеркалили только героя — большая загадка.

Помимо самого Wii Remote и присоединяющегося к нему нунчака, Nintendo создала несколько других не менее инновационных и любопытных аксессуаров. Например, Wii Balance Board, напоминающий напольные весы и состоящий из четырёх частей, которые реагируют на перенос центра тяжести игрока.

Представляя аудитории Wii Balance Board, президент американского подразделения Реджинальд «Реджи» Фис-Эме (сейчас уже не работает в компании) произнёс фразу «моё тело готово», которая моментально трансформировалась в узнаваемый мем.

Видео с этим эпичным моментом

Wii Remote совместим с набором Wii Fit, с помощью которого можно заниматься йогой, фитнесом и другими спортивными забавами. Wii Fit очень понравился казуальной аудитории.

Стандартный Wii Remote не всегда считывал движения игроков идеально. Nintendo, зная про это, позднее выпустила устройство Wii MotionPlus, расширяющее возможности стандартного Remote, — оно позволяет точнее захватывать сложные движения благодаря встроенному гироскопу. Но уже в 2009 году большая N представила полноценный контроллер Wii Remote Plus.

Также Nintendo, прислушавшись к хардкорной аудитории, создала Wii Classic Controller — классический контроллер для Wii.

Привлекательность во всём

Nintendo позиционировала Wii так, что её захотели купить все — и дети, и подростки, и взрослые, и даже пожилые люди. Устройство стоило дешевле конкурентов — на старте в США за него просили 250 долларов, тогда как Xbox 360 стоила 300 долларов, а PS3 — целых 500 долларов. В 2009 году большая N снизила стоимость Wii до 200 долларов, что позволило компании в очередной раз поднять и без того хорошие продажи платформы и игр для неё.

Nintendo сделала всё возможное, чтобы у владельцев Wii был широкий выбор проектов всех жанров. На консоли вышло несколько игр для вечеринок: Wii Sports, Mario Kart, Mario Party и другие проекты, которые предлагали семьям и весёлым компаниям совместные развлечения перед экраном.

Трейлер Wii Sports

Wii Sports вообще стала блокбастером, разошедшимся по миру почти 80-миллионным тиражом. Но тут нужно учитывать одну деталь: в Европе и Америке этот сборник из нескольких спортивных дисциплин клали в коробки вместе с консолью. Да и полноценной видеоигрой Sports можно назвать с большой натяжкой.

В Wii Sports представлены несколько видов спорта: теннис, боулинг, бейсбол и бокс. Аудитория в то время искренне поражалась, как Wii Remote считывается игрой: взмахнул контроллером, и на экране спортсмен повторил движение бейсбольной битой. В то время это воспринималось как чудо.

Обратная совместимость

Wii оказалась важной консолью и для хардкорных геймеров, и для фанатов эксклюзивов Nintendo. На старте они получили портированную The Legend of Zelda: Twilight Princess и мрачный космический экшен Metroid Prime 3: Corruption, а также Virtual Console, благодаря которой на Wii стали доступны классические игры с GameCube и других платформ прошлого поколения Nintendo.

Кроме того, на Wii можно поиграть в The Legend of Zelda: The Wind Waker, изначально вышедшую на GameCube. Эта игра считается одной из лучших в серии благодаря изобретательному геймплею, яркому арт-дизайну и качественной сел-шейдинг графике. Игра получила премию BAFTA 2004 в номинации «Лучшая приключенческая игра». В первых ревизиях были даже встроенные порты для геймпадов от GameCube — специально для фанатов.

Трейлер The Legend of Zelda: The Wind Waker

Эксклюзивы Nintendo для хардкорных игроков

Nintendo озолотилась и благодаря новым эксклюзивам. Упомянутая выше Mario Kart Wii 2008 года разошлась общим тиражом в 37 миллионов копий. Игру хвалили за понятный и проработанный игровой процесс. Её даже внесли в книгу «1001 видеоигра, в которые вы должны поиграть, прежде чем умереть».

Нельзя не вспомнить и две части Super Mario Galaxy, которые тоже отлично продались и получили массу хвалебных отзывов от критиков и игроков. Эти 3D-платформеры предлагают десятки разнообразных уровней с огромным количеством необычных и проработанных механик, которых могло бы хватить на несколько десятков приличных игр.

Трейлер Super Mario Galaxy

Большая N не забыла и о своих классических жанрах — на Wii вышла двухмерная Super Mario Bros. Wii, в которой разработчики возвели 2D-платформинг в ещё более серьёзное и высокое искусство. Super Mario Bros. Wii подкупала и кооперативным режимом.

На Wii блистал знаменитый Донки Конг в новой именной и хардкорной игре Donkey Kong Country Returns. А в Kirby’s Extra Epic Yarn Кирби попал в мир ниток и пряжи — эта игра показала, что жанр платформеров разнообразнее, чем могут себе представить многие геймеры.

Также Nintendo создала для Wii успешный файтинг Super Smash Bros. Brawl, в котором представлено двадцать персонажей из игровых вселенных Nintendo, а также знаменитый синий ёж Соник и легендарный Солид Снейк из Metal Gear Solid.

В 2011 году на Wii нагрянула The Legend of Zelda: Skyward Sword. Отчасти именно ради этого приключения большой N пришлось выпустить улучшенный Wii Remote под названием Wii Remote Plus, потому что в игре довольно сложная боевая система. А тем, у кого была старая ревизия контроллера, приходилось докупать улучшающую управление насадку MotionPlus. Ремастер этой игры в июле выйдет на Nintendo Switch, где приключение получит улучшенное разрешение и более удобное управление, в том числе классическое кнопочное.

Трейлер Skyward Sword

О Wii не забыли и сторонние разработчики. Создатель и идейный вдохновитель серии Final Fantasy Хиронобу Сакагути со своей командой выпустил на Wii JRPG The Last Story. В эпоху Wii о себе громко заявили и разработчики из Monolith Soft, которые в 2010 году сделали для консоли масштабное ролевое приключение Xenoblade Chronicles (в Европе игра вышла в 2011-м) — его фанаты жанра назвали одной из лучших ролевых игр в истории. В итоге Monolith Soft стала членом семьи Nintendo: студия помогла команде Эйдзи Аонумы сделать открытый мир в первой The Legend of Zelda: Breath of The Wild, а сейчас она привлечена к работе над продолжением.

Трейлер Xenoblade Chronicles

Кроме того, на Wii отметилась культовая студия PlatinumGames, выпустившая на консоль Nintendo кровавый и при этом увлекательный слэшер MadWorld.

Мультиплатформа

Поначалу крупные игровые студии не обращали внимания на Wii из-за слабого железа консоли. Но со временем на платформу заглянули практически все известные миру игровые серии, в том числе Call of Duty. Компания Activision выпустила на Wii Modern Warfare и Modern Warfare 3, а также Black Ops и World at War. Все выглядят на технически слабенькой приставке Nintendo гораздо хуже, чем где-либо, но боевики стали очень популярным среди владельцев консоли благодаря грамотно реализованному моушн-управлению.

Ролик с Wii-версиями Call of Duty: Modern Warfare 3

А в Star Wars: The Force Unleashed дали возможность помахать мечом джедая. Позже на Wii издали эксклюзивный файтинг Star Wars: The Clone Wars — Lightsaber Duels. В нём игроки могли примерить на себя роль не только джедаев, но и ситхов.

Кроме того, многим понравилась Resident Evil 4 Wii Edition, которую называли одной из лучших версий игры. Целиться и стрелять с помощью Wii Remote там очень удобно.

Трейлер Resident Evil 4 Wii Edition

На Nintendo Wii вышло очень много качественных и революционных игр, которые покорили и хардкорных игроков, и тех, кто до этого не играл. Сама концепция консоли в глазах общественности и экспертов поначалу казалась безумной, но в итоге именно благодаря вере в своё дело и смелости в экспериментах Nintendo смогла сделать Wii крайне популярной.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована