Интеллектуальная собственность в играх: как защитить свои права?
Эксперты о защите авторских прав в игровой индустрии.
: официальный арт к игре tekken 7 / bandai namco holdings
Геймдев — самый быстрорастущий сектор индустрии развлечений. По оценкам экспертов из MY.GAMES, российский игровой рынок вырос на 35% в 2020 году — до 163,4 миллиарда рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2019-м. В другом исследовании компании, посвящённом портрету российского геймера, аналитики отмечали, что в России стали положительнее относиться к геймингу. В ходе опроса 33% респондентов ответили, что поддерживают это увлечение. В прошлом году положительно о видеоиграх отзывались только 25%. Индустрия продолжает активно расти, привлекая внимание всё большего количества людей.
Поскольку игровые компании постоянно стремятся к инновациям, чтобы выделиться на фоне других участников рынка, разработка чёткой и активной стратегии развития тайтла, а также последующая защита авторских прав на него имеет огромное значение для успеха проекта.
«Игра — это всегда плод интеллектуальных и творческих усилий. Усилий ровно столько, сколько людей трудится над тайтлом. Соответственно, все созданные при разработке игры элементы — объекты интеллектуальной собственности (ОИС), которые охраняются и регулируются законом как внутри страны, так и на международном уровне.
Чтобы корректно извлекать выгоду, не быть обворованным, беспроблемно продвигать себя и свою игру, а также не конфликтовать с теми, кто работает над тем же проектом, важно определять и закреплять эти ОИС в договорах и/или регистрировать каждый элемент на законодательном уровне. Только в таком случае каждый участник индустрии будет играть по общепринятым правилам, сможет беспрепятственно работать и чувствовать себя защищённым.
В цифровую эпоху правовые возможности, как и запреты по ОИС, растут. Поэтому их важность в игровой индустрии трудно переоценить — это буквально необходимость», — отметили юрисконсульты ООО «СКИЛБОКС» Анна Антонова и Ростислав Меликов.
В то время как традиционные гиганты отрасли обычно знакомы с понятием интеллектуальной собственности (ИС), многие более мелкие команды и инди-студии не знают о важности защиты своих бизнес-интересов. Однако все разработчики, независимо от размера команды, должны обладать базовым представлением о том, что такое интеллектуальная собственность и как защитить права на неё. Кроме того, регистрация прав на ИС добавляет ценности проекту и обеспечивает студии доверие потенциальных инвесторов.
Почему интеллектуальная собственность — это важно?
Студии вкладывают огромное количество усилий, времени и денег в свои проекты. Часто может потребоваться несколько лет, чтобы разработать и выпустить новую игру. Защита уникальных элементов вроде названия и персонажей имеет решающее значение для получения максимальной коммерческой выгоды от проекта. Это также мешает другим людям монетизировать чужие идеи, а разработчикам — копировать уникальных персонажей или выпускать игры с похожим сюжетом.
Кроме того, если студия захочет продать свою игру или себя одному из гигантов индустрии, наличие зарегистрированных прав на интеллектуальную собственность повысит стоимость сделки и сделает проекты такого разработчика более привлекательными для инвестиций. Доход студии также может быть увеличен за счёт продажи третьей стороне лицензий на право использования её интеллектуальной собственности.
Объекты интеллектуальной собственности
Главная цель ИС — зарегистрировать интеллектуальные права на какого-либо субъекта. Им может быть как индивидуальный разработчик, так и компания. Это помогает создать юридическую полноту владения проектом, что впоследствии поможет при построении взаимоотношений с инвесторами. Важно понимать, что и каким образом можно собрать.
«Сначала нам необходимо определить объекты интеллектуальной собственности, которые возникают при разработке игры.
Давайте выделим два вида ОИС:
Первый вид — ОИС, возникающие в процессе создания игры. Например, программный код самой игры, тексты, музыкальное сопровождение, изображения, видеоролики, которые используются в игре, модели персонажей, локаций и уровней, целые визуальные образы и их части. Это в большинстве случаев объекты авторского права, или «произведения» — так они именуются в Гражданском кодексе РФ. Такие виды ОИС не подлежат обязательной государственной регистрации, но для защиты прав можно запатентовать технические алгоритмы, которые используются в игре.
Второй вид — ОИС, регистрируемые не в целях коммерческого продвижения игры, а для создания бренда. Например, товарный знак. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы название и логотип игры, названия миров, имена персонажей, изображения персонажей или других игровых элементов. Яркими примерами служат «Человек-паук», новый виртуальный амбассадор Samsung по имени Сэм и вселенная Warhammer 40,000. К такому типу ОИС можно отнести и торговые марки — наименования тайтлов или игровых линеек.
Данные объекты необходимо регистрировать в государственных органах. В РФ это Роспатент. В других странах необходимо изучить национальное законодательство, прежде чем идти в нужную государственную структуру», — поясняют Антонова и Меликов.
При этом регистрация второго вида ОИС — дополнительно созданной интеллектуальной собственности — требует финансовых вложений и может быть роскошью для небольших инди-студий.
Виды интеллектуальной собственности в геймдеве
Самыми значимыми аспектами игровой индустрии с точки зрения юриспруденции считаются авторские права, патенты, товарные знаки и промышленный дизайн.
Авторское право
Авторское право охраняет результаты творчества, которые есть в любой видеоигре. При этом оно автоматически применяется к оригинальным литературным, музыкальным и художественным произведениям. Под действие авторского права в играх подпадают код, саундтрек, персонажи и сюжетная линия. Всё это защищено от копирования и дублирования в проектах других разработчиков.
Патентная защита
Патентная защита распространяется на аппаратные и технические решения. Этот вид интеллектуального права защищает техническую составляющую проекта. Благодаря ему ни один другой субъект не может вывести на рынок какой-либо продукт или процесс с техническими характеристиками, аналогичными продукту или процессу, охватываемому патентным правом.
В некоторых странах также можно защитить некоторые аспекты игровых движков, хотя индустрия обычно не одобряет такой шаг и считает его противоречащим общепринятому поведению в этом секторе. Многие разработчики полагают, что аспекты игрового движка должны быть доступны для использования широкой массе пользователей.
Торговая марка
Регистрация торговых марок может быть использована для защиты названий и логотипов игровых компаний и их продуктов. Торговая марка обеспечивает правовую охрану отличительного знака, используемого в коммерции для идентификации товаров или услуг. Под знаком в этом случае подразумевается логотип или другие символы, используемые для идентификации продукта.
Промышленный дизайн
Право на промышленный дизайн позволяет защитить уникальный внешний вид конкретного продукта. Оно не распространяется на техническую составляющую, под него подпадают только внешние характеристики — линии, контуры, цвета, форма, текстура и материалы изделия.
Автор имеет право на получение прибыли с продаж продукта, использующего его дизайн. Благодаря официальной регистрации промышленного дизайна его несанкционированное использование без согласия правообладателя становится невозможным. Таким образом, внешний вид локаций, персонажей, интерфейса и других составляющих игры можно защитить от копирования другими разработчиками.
Важно помнить, что законы разных стран содержат ряд исключений. Так, под авторское право не подпадают некоторые идеи, принципы, концепции, методы, процессы и системы. Из этого следует, что игровая механика не может быть зарегистрирована как ИС.
В судебной практике России видеоигры принято рассматривать как программы для ЭВМ. Однако развивается подход, который идентифицирует тайтлы как сложное произведение, включающее в себя мультимедийный продукт, обладающий целым комплексом уникальных произведений, подпадающих под авторское право.
Как разработчики могут защитить право на интеллектуальную собственность?
Для разработчиков игр первый шаг к защите своей интеллектуальной собственности — это понимание того, какими именно правами они могут обладать. Квалифицированный юрист, специализирующийся на ИС, сможет помочь оценить, какие составляющие проекта разработчик должен защитить и когда это стоит сделать. Профессионал учтёт бизнес-цели разработчика и то, какие основные активы ИС наиболее важны для их достижения и дальнейшей коммерциализации продукта.
«Необходимо помнить, что, если человек сам создаёт все виды ОИС для игры, при судебных разбирательствах он сможет доказать, что является единоличным собственником и автором этих ОИС. Если же он приобретает ОИС у третьих лиц, крайне важно заключить соответствующие договоры, которые доказывают переход права на обладание объектом.
На практике используются два вида договора, которые заключаются в письменной форме с прописанными в них условиями о вознаграждении: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.
В первом случае исключительное право на ОИС передаётся навсегда одной стороной (правообладателем) другой стороне (приобретателю). Лицензионный договор подразумевает, что право на использование предоставляется тем, кто владеет правом на ОИС (лицензиаром), другой стороне (лицензиату) на время и в предусмотренных договором пределах. Это значит, что человек или компания, получившая ОИС по лицензии, может использовать его только так, как прописано в договоре, и никак иначе.
Важно помнить, что договор должен чётко описывать ОИС: на какой срок, в каких пределах и как он может быть использован. Обязательно прописать в договоре территорию использования ОИС (территория всего мира и/или территория РФ) и сам вид лицензии. В свою очередь, лицензия бывает исключительной и неисключительной. В первом случае она предоставляет право использовать ОИС только одной компании-покупателю, а во втором — всем, кто приобретает её», — заключили юрисконсульты ООО «СКИЛБОКС».
Адвокат по торговым маркам Blaser Mills Law Аарон Вуд дополнил:
«Участники геймдев-рынка — от крупных разработчиков до инди-студий — должны понимать, что для создания фундаментального преимущества перед конкурентами, получения финансовой выгоды от игры и защиты уникальных идей регистрация ИС должна стоять на одном из приоритетных мест в их бизнес-стратегии. Потратив время на то, чтобы изучить основные формы интеллектуальной собственности, обратившись за помощью к квалифицированному юристу и обеспечив себе защиту при первой же возможности, разработчики могут использовать весь экономический потенциал своих творений и изначально обеспечить себе возможность позиционировать себя на рынке как серьёзная компания».
Создание стратегии, которая работает для конкретной игры, имеет решающее значение, и фактор времени крайне важен в этой сфере, так как каждый из видов интеллектуальной собственности необходимо зарегистрировать в определённый период разработки. Индустрия видеоигр постоянно развивается как творчески и технологически, так и коммерчески. Богатство инноваций, которые внедряются в каждой новой игре, требует регистрации ИС. Если вовремя не позаботиться об узаконивании всех необходимых товарных знаков, дизайна и других объектов, у разработчиков могут возникнуть проблемы с кражей контента или трудности с коммерциализацией проекта.