Геймдев
#статьи

Где учиться на концепт-художника

Онлайн-курсы, художественная школа, частная практика и стажировки.

Иллюстрация: rawpixel.com / freepik / dmitro2009 / Amirsalar / Tithi Luadthong / Chaosamran_Studio / Shutterstock / Анна Рыжакова для Skillbox Media

Чтобы стать успешным концепт-художником, в первую очередь следует выбрать подходящий формат обучения. Такой, который позволит приобрести необходимые навыки и научиться соответствовать всем требованиям стремительно развивающейся игровой индустрии.

Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает о доступных формах обучения для тех, кто планирует заниматься созданием концепт-арта. Материал подготовлен при помощи концепт-художника и креативного директора BH Studio Антона Морозова.

Художественное образование

Навыки классического академического рисунка пригодятся любому художнику. Полезно будет начать заниматься ещё в школе, но при такой форме обучения могут возникнуть сложности с построением мотивации учащегося.

«Я учился несколько лет в детской художественной школе, куда ходил после обычной школы, мы занимались 2–3 раза в неделю. Главный плюс — рисовальная практика. В любом случае рисовать всегда эффективнее, чем не рисовать. Из этого опыта я вынес следующее: если нет внятной мотивации и понимания, зачем ты это делаешь, — толку не будет. Это главный минус детской школы рисунка: зачастую тебе не объясняют важных вещей о том, зачем этим заниматься.

Мне не особо нравилось ходить в художественную школу, но мотивация была „раз начал — не надо бросать“. Плюс инициатива родителей — найти для ребёнка занятие для саморазвития. В итоге я не окончил школу, потому что искренне не понимал, зачем тратить на это время».

Антон Морозов,
концепт-художник и креативный директор BH Studio

Что касается среднего и высшего профильного художественного образования, то в нём могут быть недостатки. Так, в профильных учебных заведениях некоторые аспекты объясняют слишком долго. Кроме того, преподаватели могут быть далеки от темы компьютерной графики и поверхностно понимать требования индустрии кино или геймдева. Словом, трудно начать работать концепт-художником, выпустившись из художественного вуза и не имея другого бэкграунда.

Изображение: Крейг Маллинс

Ещё один вариант при классическом художественном образовании — пойти на частные уроки. Правда, в этом случае может быть сложно найти хорошего преподавателя. По словам Антона Морозова, часто преподают студенты или люди, только что окончившие вуз. Лучше сначала посмотреть работы преподавателя — и, если его уровень вас устраивает, тогда имеет смысл учиться.

«В старших классах я понял, что мне нравится рисовать. Начал самостоятельную практику, больше всего нравились портреты. Понял, что нужно развивать навыки. Вернулся в художественную школу, где мне посоветовали частного преподавателя, у которого я взял несколько уроков по рисованию гипсовых голов. На этом всё закончилось, поскольку начался студенческий период, а учился я по другой специальности. В студенчестве понял, что хочу разрабатывать игры и сделать это своей основной профессией. Не стал бросать вуз, но параллельно искал курсы по компьютерной графике».

Антон Морозов,
концепт-художник и креативный директор BH Studio

Онлайн-курсы

Перед тем, как начинать учиться созданию концепт-арта на платформе онлайн-образования, вам стоит определиться, хотите вы учиться на длительном курсе или на интенсиве.

Долгосрочное обучение обеспечит полное погружение: вы разовьёте навыки рисования, а преподаватели подробно объяснят аспекты профессии. Среди минусов можно выделить довольно долгое обучение: придётся потратить месяцы и в некоторых случаях даже годы перед тем, как вы сможете выдавать коммерческий результат. Для максимального эффекта предстоит посвящать обучению много времени.

Так, курс Skillbox «Профессия Концепт-художник» длится восемь месяцев. За это время вы научитесь делать креативные наброски персонажей и создавать сцены для игр и кино, совмещая возможности 2D- и 3D-графики.

Концепт-арт: Рафаэля Лакоста для игры Assassin’s Creed Valhalla
Изображение: Raphael Lacoste / Assassin’s Creed Valhalla / Ubisoft

Обучение на интенсивах построено на изучении большого количества информации за короткий срок. Вам будет обеспечено полное погружение в профессию, но и придётся уделять учёбе даже больше времени, чем при долгосрочном обучении. Рисовать нужно будет очень много.

«Из плюсов интенсивного обучения выделю большие объёмы информации и понятную мотивацию. Также мне всегда нравилась атмосфера, созданная людьми вокруг: ученики хотят приобрести навыки, и это также работает на мотивацию. При онлайн-обучении преподаватели — люди из индустрии, и знакомство с ними — это дополнительные связи, которые пригодятся впоследствии».

Антон Морозов,
концепт-художник и креативный директор BH Studio

Стажировка в студии

Если вы уже обладаете минимальными навыками рисования, следует поискать стажировку в CG-студии. Плюсы — обучение на производстве: вы сможете задавать вопросы коллегам и работать с реальными задачами.

Из минусов — узкий набор задач, в рамках которых можно прокачивать навыки. Если вы, скажем, занимаетесь дизайном фантастических существ, но при этом хотите рисовать персонажей-людей, то последнее предстоит тренировать в свободное время.

Концепт-арт студии Massive Black для The Elder Scrolls
Изображение: The Elder Scrolls /Bethesda Game Studios / Massive Black

«У меня была поездка в Сан-Франциско на полгода в студию традиционного рисунка и живописи The Safehouse Atelier. Там же у меня была стажировка в студии Massive Black — они ветераны концепт-арта, работали над „Трансформерами“, серией Batman Arkham, рисовали промоарт для League of Legends. Это очень крутой опыт — когда смотришь, как рисует преподаватель, а потом его арт появляется в игре.

После возвращения я начал работать как концепт-художник в Mail.ru, совмещал с ролью дизайнера уровней. Понимал, что навыков до сих пор не хватает, и продолжал обучение в нескольких частных студиях в Москве. Затем ушёл на аутсорс и рисовал на фрилансе. Продолжал ходить на занятия, брал частные уроки».

Антон Морозов,
концепт-художник и креативный директор BH Studio

Самообразование

Для самостоятельного образования нужны компьютер, планшет и огромное желание. Если выбрали этот путь — сразу рисуйте на компьютере, размениваться на кисти и краски неэффективно. В первую очередь нужно поднять технический уровень — научиться рисовать линейно, в тоне и цвете. Композиция и дизайн — это уже другой уровень. Сначала вам нужно понять, как устроен процесс рисования, из каких этапов он состоит и каких результатов вы хотите добиться в итоге.

«Стоит сразу отметить, что изложенный ниже метод — моя личная разработка, я не уверен, что всем такой подход подойдёт. Но по моей практике, если соблюдать все условия — навыки рисования вырастут.

Самый эффективный способ самообразования — выбрать коммерчески востребованного художника на ArtStation, который вам очень нравится, на рисунки которого вы ориентируетесь. Важный момент: выбирайте художника в том направлении, в котором стремитесь научиться рисовать. Может быть, вы не достигнете уровня любимого мастера, зато, возможно, разработаете свой собственный подход. К тому же это отличная тренировка.

  • Сперва нужно полностью разобрать процесс рисования. Помимо работ на ArtStation, у художников часто выходят видеоуроки и стримы. В процессе обучения вы поймёте, какими кистями пользуется художник и какой последовательности действий он придерживается. Например, можно рисовать от пятна или сначала создать линейный рисунок.
  • Затем следует подойти к копиям. Сначала делается быстрая копия за два часа. Здесь важен тайминг: даже если результат будет не самым качественным, главное — успеть за отведённый срок. При регулярных тренировках вы почувствуете прогресс в ваших рисунках уже через неделю.
  • Следующее задание — длительная копия. Берёте работу автора и, используя его подход, делаете копию за две недели, тратя на это по два часа в день. За это время нужно максимально качественно повторить весь процесс создания арта.
  • Последнее задание следует подключать минимум через месяц после начала самостоятельной практики. На базе изученного нужно начать рисовать собственные работы».

Антон Морозов,
концепт-художник и креативный директор BH Studio

Описанные выше задачи — вовсе не этапы, сменяющие друг друга в процессе длительного обучения. Каждый из шагов следует выполнять друг за другом в рамках одного подхода, на каждое задание стоит тратить по два часа в день. Таким образом, эта система занимает по шесть часов ежедневно. Можно сделать график с одним выходным в неделю. Через полгода таких занятий вы добьётесь серьёзного прогресса, и тогда уже можно будет отходить от упражнений и тратить больше времени на личные работы и формирование портфолио.

Если у вас нет столько свободного времени, тренируйтесь по два часа в день, чередуя занятия. Рекомендуем заниматься не больше 6–8 часов в сутки. Подход «не есть и не спать, а только рисовать» не приведёт к результату — скорее это нанесёт урон психическому и физическому здоровью. Во всём нужен баланс.

Концепт-арт студии Massive Black для The Elder Scrolls
Изображение: The Elder Scrolls / Bethesda Game Studios / Massive Black

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована