Гайд по Mortal Kombat 1: как драться красиво и не нажимать все кнопки подряд
Если противник говорит вам в онлайне: «Ну поплачь», нужно утереть слёзы и храбро ответить: «Давай, нападай!»
Скриншот: Mortal Kombat 1 / NetherRealm
В Mortal Kombat 1 гораздо больше изменений по сравнению с предыдущей частью, чем может показаться на первый взгляд. Здесь и комбо в воздухе, и система камео с брейкерами, и много чего ещё.
В этом тексте мы разберёмся, что нового появилось, и дадим несколько советов, которые будут полезны новичкам. Без специфической лексики не обойтись, но не волнуйтесь: мы всё объясним. Профи после этого текста вы не станете, но, возможно, он облегчит понимание игры и файтингов в принципе.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Как и куда покупать игру, да и стоит ли вообще
Mortal Kombat 1 — это прямое продолжение 11-й части, а заодно и мягкий перезапуск вселенной. Такое уже случалось в Mortal Kombat (2011), и вот сейчас произошло снова. Лю Кан, обретя силу бога, переписал судьбы всех героев и историю целых царств — однако это, конечно, не помогло в борьбе против зла. Зло нашло выход.
Сюжетная кампания игры длится примерно четыре часа — по сути, это красивое зрелищное кино с редкими вставками боя. Что интересно, сюжет раскроется лучше, если вы знакомы с эрой 3D-файтингов серии Mortal Kombat. Если не знакомы, то советуем перед прохождением посмотреть ролики с пересказом сюжета на YouTube или прочитать наш материал об этом по ссылке ниже.
Помимо привычной сюжетной кампании, башен и онлайна, есть ещё режим «Вторжения» — но он вышел странным. Это череда разного рода испытаний, между которыми игрок перемещается по глобальной карте, как фишка в настольной игре.
Единственный плюс режима в том, что профиль там прокачивается быстро, а это нужно, чтобы открывать изначально скрытых камео-бойцов. В остальном «Вторжения» — бессмысленная тягомотина, где классические бои ещё и разбавляются испытаниями силы (долбить одну кнопку), неловкой аркадой (перепрыгивать летящие шарики) и прочими механиками, которые кажутся абсолютно лишними.
Увы, в России Mortal Kombat 1 официально не продаётся — придётся покупать на аккаунт какой-либо другой страны. Поддержка русского языка в MK1, впрочем, есть. И не забудьте, что в случае с PlayStation и Xbox понадобится подписка на онлайн-сервис (если вы планируете играть онлайн, конечно).
Кроме того, в России и Беларуси не работает игра по сети. Как и в случае с другими своими играми, Warner Bros. отключила сеть в Mortal Kombat 1. Не поможет и покупка игры на аккаунте другой страны вроде Турции и Польши. Также не будет работать режим «Вторжения», и скрытых изначально персонажей тоже открыть не получится. То есть останется только сюжетная кампания и локальная игра с не всеми персонажами.
Общие советы по Mortal Kombat 1
Если у вас есть выбор, на каком геймпаде играть, выбирайте DualSense, поберегите руки. Геймпад Xbox, конечно, хорош, но его крестовина совершенно не предназначена для файтингов, где нужно последовательно, быстро и чётко нажимать на кнопки.
У Mortal Kombat достаточно низкий порог входа, так что смело включайте игру на вечеринках. Главное объяснить присутствующим, что у всех героев спецприёмы делаются по одинаковой схеме: это две или три кнопки движения + какая-либо кнопка удара. Например, ←, →, одна из кнопок удара; ↓, →, кнопка удара и так далее. Бой всегда можно поставить на паузу и посмотреть, как делаются приёмы.
Самый банальный совет, которому почему-то редко кто следует, — пройдите обучение. Все этапы. Даже если вы уверены, что умеете играть в Mortal Kombat, — всё равно пройдите, так как в игре много чего изменилось со времён прошлой части.
«Вторжения» не помогут вам в обучении бою. Там обучают механикам, которые актуальны только в самом этом режиме. Эти познания в онлайне будут абсолютно бесполезны.
Система камео, которую добавили в MK1, делает игру очень разнообразной и способствует творческому подходу. Камео-персонажи, которых предлагается выбирать в дополнение к основному герою, обладают разными способностями, так что синергию между ними и героями из основного ростера можно искать очень долго. Не пренебрегайте этой возможностью и пробуйте разные связки: камео очень важны.
Как драться, чтобы тебя все боялись
Термины, которые пригодятся нам дальше
Фреймы и фреймдата. Главное, что стоит знать в случае с файтингами, — что время здесь делится на кадры анимации, они же фреймы. Каждый удар, блок или любое другое действие занимает несколько фреймов. И при столкновении двух героев, которые, предположим, нанесут удары одновременно, пройдёт тот удар, который занимает меньше фреймов.
Метр. Полоска энергии, которая тратится на усиление приёмов и другие важные приёмы. В случае с MK она делится на три фрагмента, которые называются барами. Например, на усиление удара требуется один бар метра, а на брейкер — три. Копится шкала с течением боя.
Рекавер (восстановление). После каждого удара есть несколько кадров восстановления, когда персонаж не может делать что-либо ещё. Это удачное время для того, чтобы вмазать ему как следует. У каждого удара рекавер разный, что определяет рискованность этого удара. Чем дольше восстановление, тем рискованнее удар.
Паниш (наказание). Проводится в тот момент, когда персонаж восстанавливается после атаки. То есть если противник провёл рискованный удар и не попал, то у вас есть несколько фреймов, чтобы успеть вставить ему быстрый удар и начать комбинацию. Это и будет паниш.
Зонинг и прожектайлы. Тут всё просто — снаряд, который выпускает боец, называется прожектайлом. И если этот боец старается держаться подальше и больно в вас стрелять, то он зонер. Так, например, Шан Цзун — в большей степени зонер, а Джонни Кейдж вообще не зонер. Правда, всё меняют камео, но об этом позже.
Брейкер. Прерывание вражеской комбинации, на что тратится три бара метра энергии.
Стартер. Атака, после которой можно сделать комбо. Как правило, она быстрая и занимает мало фреймов, но бывает по-разному.
Кэнсел (отмена). Прерывание рекавера движения другим движением. Прерывать можно как атаки (но не все), так и, например, дэш — рывок к противнику или от него.
Джаггл (жонглирование). В MK1 появились комбо в воздухе, но это не то же самое, что жонглирование. В последнем случае противник начинает падать и теряет возможность что-либо сделать, кроме брейкера. Если вы не даёте ему упасть на землю (где с ним уже ничего не сделаешь), проводя комбинации, то вы им жонглируете.
Оверхед. Атаки делятся на средние, низкие, высокие и оверхеды. Средние блокируются обычным блоком или нижним, низкие — только нижним, а оверхеды (то есть удары сверху) — обычным и верхним.
Миксап. Техника, при которой боец пытается запутать противника, миксуя в комбо низкие атаки, оверхеды и броски. Один из самых понятных примеров в MK1 — Смоук, абсолютный миксапер. Угадать, какой блок против него поставить, не так-то просто.
Выберите себе мейна, одного героя, которого будете учить. Попробуйте в режиме башен всех, кто приглянулся, а потом возьмите одного и отправляйтесь на тренировку. Бытует мнение, что в онлайне файтингов все какие-то злые, но на самом деле это не так: просто они нормально потренировались на мейне, а вы нет.
Рейтинговые бои в онлайне устроены не так, как в MK11 — здесь персонажа нужно выбрать до сражения. То есть, как, например, в Street Fighter. Поменять его можно, только вернувшись в меню, — прямо между боями изменить можно только камео. Это повышает ставки и заставляет подходить к выбору мейна более обдуманно.
Первым делом важно освоить блок. Он бывает обычным, нижним и верхним (последний — это нововведение MK1). Обычный и верхний не защитят от нижних ударов вроде подсечки, так что если вы не знаете, что именно собирается делать противник, — ставьте нижний. Он спасает от всех атак, кроме оверхеда — удара сверху по голове. От оверхеда и удара с воздуха помогает, соответственно, верхний блок. Причём у многих героев в комбо увязываются как разные удары, так и оверхеды. Умение быстро менять вид блока вам очень пригодится при игре против какого-нибудь Джонни Кейджа или Смоука — одного из лучших миксаперов в игре.
В комбинациях есть дыры, которыми можно и нужно пользоваться. Главным образом в этом деле помогает идеальный (Flawless) блок. Если нажать кнопку блока чётко перед атакой, то можно выиграть несколько фреймов для паниша. Похожим образом сработает верхний блок: если вы заблокируете им оверхед или удар с прыжка — будет время сунуть во вражескую комбинацию быстрый удар и наказать противника.
Из-за системы камео, которая открывает игроку множество комбинаций бойцов, баланс игры пока что поломан. Топовый файтер SonicFox уже нашёл несколько связок, которые при грамотном использовании сносят половину жизни противника. Например, Лю Кан с Кун Лао в роли камео. Пользуйтесь, пока не починили.
Подойдите к камео вдумчиво — это важная часть игры, и, только добившись хорошей синергии между основным бойцом и камео, вы сможете играть эффективно. Благодаря быстрой телепортации Мотаро и Кун Лао можно, например, делать эффектные комбо. Фрост умеет замораживать, Сектор подрывает бомбу, которую ещё и можно задержать, устроив ловушку, Сарина кидает бумеранги, которые наносят урон четыре раза… В общем, как мы писали выше, простор для творчества огромный.
Из угла выбраться сложнее, чем в MK11, — учитывайте это и не позволяйте себя туда загнать. Раньше можно было воспользоваться окружением и одной кнопкой переместиться в центр локации, но теперь нельзя. Вырваться помогают брейкеры и некоторые способности вроде телепорта — как у героев из основного ростера, так и у камео.
Брейкеры в MK1 необычайно важны, так как комбо порой бывают длинные, особенно учитывая связки с камео. Чтобы сделать брейкер, нужно нажать «вперёд + блок», подгадав момент между ударами в комбинации. Проблема в том, что брейкер тратит полный метр, так что часто делать его не получится.
Старайтесь не ронять подброшенного в воздух противника. В таком состоянии он наиболее уязвим, и это шанс устроить ему жонглирование. Хорошо, если вы начали комбо, но даже если нет — всё равно надавайте ему всем чем можно, пока он не упал. Причём у многих персонажей есть возможность подбросить его вверх ещё раз. Помогает с этим и камео — например, Сектор в связке с Ли Мей.
Если противник упал — не подходите слишком близко и готовьтесь. Скорее всего, он либо встанет в блоке, либо сделает вейкап-атаку, либо попробует провести захват. В таких случаях полезно будет встретить его самым быстрым ударом и затем выйти на комбо. Впрочем, это работает и наоборот. Когда вы встаёте — делайте вейкап-атаку, блок, захват или быстрый панч. Тут придётся угадывать, что лучше.
Пользуйтесь вейкап-атаками. Это отличный способ быстро встать и перехватить инициативу. Чтобы провести вейкап, нужно сделать атаку сразу после падения, когда персонаж начинает вставать. Но есть и другая сторона медали: иногда лучше задержаться на земле, тем самым обманув противника, который уже ударил. Вейкап в таком случае, правда, уже не получится.
Следите за метром и тратьте его обдуманно. Он используется в основном для усиления спецприёмов. Например, он очень полезен при вейкапе: его можно потратить, чтобы не просто резко встать и вдарить, но ещё и получить в это время броню, которая не позволит врагу сделать комбо или уложить вас назад на пол. Чего уж говорить о брейкере, который в Mortal Kombat 1 жизненно необходим.
Для сближения с противником есть множество приёмов, включая способности камео. Если вы будете прыгать к противнику, как в старые добрые времена, то, вероятно, нарвётесь на апперкот или ещё чего похуже. И вообще, прыжки без причины — признак дурачины.
Если вы встретились с противником-зонером — не расстраивайтесь, используйте телепорты, защиту (вроде водяного шара у Рейна), чтобы быстро сблизиться, или атаки с наступлением в промежутках между выстрелами. Плюс тут могут помочь камео-бойцы: они принимают атаки на себя, но не только. Мотаро, например, ставит щит от прожектайлов и при этом идёт вперёд, что очень удобно при игре против зонера.
Кэнселы очень полезны. Освоить их на ранних этапах непросто, но вы постарайтесь. Специальный раздел обучения поможет вам понять, как это вообще устроено, но затем нужно будет много практиковаться. Зато, отменяя удары и рывки, резко проводя другие движения, вы сможете лучше контролировать бой.
Fatal Blow — это не просто зрелищно, но ещё и полезно. В MK 2011-го на него тратилась шкала энергии, но в последних играх серии он бесплатный. Вы можете провести его тогда, когда у вас остаётся мало здоровья, но помните: это всегда очень опасно, особенно если попадёте в блок, так как рекавер потом будет большой.
От вражеской телепортации поможет блок и стартер следом. Если к вам телепортируется Скорпион, это провернуть проще простого. Но бывают и случаи потяжелее: миксап-телепорт того же Смоука не так просто угадать — он может сделать как оверхед, так и удар снизу.
А теперь главный совет! Не бойтесь онлайна. Ничего страшного не произойдёт, даже если вы проиграете 10 сессий подряд. Mortal Kombat — это всего лишь игра, и создана она ради фана. Очень важно уметь как выигрывать, так и проигрывать. Просто тренируйте своего мейна — и всё обязательно получится. И когда начнёт получаться — вы получите очень много позитивных эмоций.
За консультации и фактчекинг благодарим Genickus Jkl, который ведёт новостной паблик о файтингах в VK и ютуб-канал.