Геймдев
#новости

Games Industry: дефицит полупроводников продлил жизнь Xbox One и PlayStation 4

Аналитики считают, что производительность этого поколения консолей останется стандартом ещё на несколько лет.

Редактор Games Industry Роб Фэйхи в своей новой статье проанализировал ситуацию на современном консольном рынке. Он объяснил, почему Nintendo Switch, Xbox Series S и PS4 будут пользоваться спросом ещё как минимум четыре года, а также рассказал, как сосуществование прошлого и нынешнего поколений консолей отражается на разработке новых игр и поддержке старых. Публикуем его основные тезисы.

Жизненный цикл консолей постепенно увеличивается. Эту тенденцию можно проследить на примере игровых устройств Sony. Первая PlayStation вышла в Японии в декабре 1994-го, а премьера PlayStation 2 состоялась в марте 2000-го — прошло около пяти с половиной лет. PlayStation 3 поступила в продажу в ноябре 2006 года, а PlayStation 4 вышла в ноябре 2013-го — это уже семь лет между одним поколением и другим.

Параллельно с ростом интервала между выходом новых консолей растёт актуальность старых устройств даже после выпуска преемника. Ранее разработчики поддерживали приставки прошлого поколения около двух лет после релиза преемника, теперь же платформы предыдущего поколения сохраняют актуальность гораздо дольше.

В 2022 году практически все эксклюзивы Sony выходят и на PS4, и на PS5. Это относится к Horizon: Forbidden West и автосимулятору Gran Turismo 7. Кроме того, в этом году обладатели PS4 и PS5 получат God of War: Ragnarök — продолжение истории бога войны Кратоса и его сына Атрея.

Видеосравнение версии Horizon: Forbidden West для PlayStation 5 с версиями для базовой PlayStation 4 и PlayStation 4 Pro

То же касается и нового поколения консолей Xbox. Большинство новых игр, выходящих на Series S и Series X, также доступны для предыдущего поколения — Xbox One.

При этом игроки, которые купили консоль нового поколения в конце 2020 года, по прошествии полутора лет так и не увидели достаточного количества полноценных игр нового поколения. Для пользователей это не очень приятный факт, а для разработчиков — ещё одна головная боль, потому что им приходится тратить дополнительное время и ресурсы на поддержку и адаптацию популярных и новых игр на платформах нынешнего и прошлого поколений.

Это дорогостоящий и длительный процесс, он ограничивает многие технические и дизайнерские решения. С этими ограничениями приходится мириться авторам современных игр: им нужно делать идентичную функциональность в версиях игры для обоих поколений. Также разработчикам приходится идти на этот компромисс потому, что владельцев PlayStation 4 и Xbox One куда больше, чем владельцев новых консолей.

Кроме того, переход на новое поколение происходит болезненно. Главная причина — пандемия COVID-19, которая спровоцировала проблемы с логистикой и производством. К тому же более года во всём мире дефицит полупроводников. Многие аналитики утверждают, что связанный с ними кризис продлится минимум до 2023 года.

Поколение PlayStation 4 и Xbox One продолжает составлять значительную часть консольного рынка, PlayStation 5 и Xbox Series X по-прежнему сложно приобрести, то есть полноценный переход на новое поколение всё ещё не завершён.

PlayStation 5 и Xbox Series X.
Изображение: Games Industry

Из-за проблем с доступом к PlayStation 5 и Xbox Series X в выигрыше оказалась не только PlayStation 4, но и консоли, которые остаются вне поколений, — Nintendo Switch, продажи которой перевалили за 100 млн копий, и Xbox Series S, которая пользуется огромной популярностью.

Трейлер Xbox Series S

PlayStation 4, Nintendo Switch и Xbox Series S сильно отличаются друг от друга, благодаря своей уникальности они и пользуются спросом. Switch — первая в мире гибридная платформа, Xbox Series S — недорогая и при маленьких размерах предлагает игрокам и некстген-игры, и быстрый SSD‑накопитель, и современную системную архитектуру, а также обширную библиотеку хитов прошлых лет. PlayStation 4, в свою очередь, продолжает хорошо продаваться благодаря большой библиотеке эксклюзивов и доступу к новым играм. Именно эти три консоли сейчас доминируют на консольном рынке. Ситуация изменится, когда PlayStation 5 и Xbox Series X станут более доступными.

Влияние PlayStation 4 на рынок сложно переоценить: аналитики давно сошлись на том, что консоль точно не исчезла бы с полок, даже если Sony не испытывала бы проблем с поставками PlayStation 5. А из-за нехватки полупроводников и других комплектующих издателям и разработчикам нужно поддерживать свои игры на старом железе гораздо дольше, чем они привыкли.

Nintendo, предвидя такой ход событий, приняла решение не гнаться за технологиями при создании Switch и другие консолей.

У Microsoft есть мощная консоль Xbox Series X, которую, как и PlayStation 5, крайне сложно найти в свободной продаже. При этом компания заявляла, что верит в поколения, но её видение отличается от пути Sony. Глава маркетингового отдела Xbox Аарон Гринберг ещё в 2016 году говорил, что компания больше не хочет разделять консоли на поколения. Она продолжит выпускать новые игры даже на Xbox One и будет поддерживать на старых приставках сервис GamePass. Он намекнул, что главный вектор развития — движение к сосуществованию систем разного уровня мощности.

А Фил Спенсер ещё летом говорил, что Microsoft разработала Xbox Series X/S в расчёте на то, что эта консоль будет актуальной много лет. По его словам, игровое подразделение компании даже не думает выпускать условную Xbox Series X Pro.

Xbox One
Изображение: Wikimedia Commons

Sony выпуском PlayStation 4 Pro в 2016 году в определённой степени признала, что чёткое деление на поколения постепенно отходит на второй план. Технологии развиваются быстрее, чем приставки отживают своё, поэтому техническое обновление платформ в середине их существования может стать нормой.

На самом деле дефицит полупроводников связан с пандемией COVID-19 только частично. Эксперты сходятся во мнении, что рынок продолжит испытывать проблемы с доступностью к материалам для наращивания объёма производства консолей ещё несколько лет. Из-за этого PlayStation 4 и другие консоли прошлого поколения не потеряют актуальность как минимум четыре года.

Менее мощные устройства продолжат удерживать значительную долю рынка и будут составлять уменьшающуюся, но всё ещё значительную долю продаж новых игр. О том, как это будет выглядеть, мы можем судить по недавним данным о продажах AAA-игр: например, на долю PS4 пришлось 40% проданных Horizon: Forbidden West — это значимая игра для PS5, которая существует на рынке второй год. Консоль Sony прошлого поколения при этом сейчас более доступна — она дешевле и её проще найти в свободной продаже. На ней точно появится новая часть FIFA и ряд других спортивных симуляторов, а также шутеры вроде Overwatch 2.

Впрочем, связанные с дефицитом консолей изменения в игровой индустрии не так негативны, как может показаться. Увеличенный жизненный цикл игровых платформ удешевляет и упрощает разработку кроссген-эксклюзивов. При этом создатели мультиплатформенных игр могут столкнуться с необходимостью адаптировать свои проекты под несколько платформ разных поколений — поэтому им сложнее полностью реализовать свои геймдизайнерские и технические задумки в новых играх.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована