Balatro — 6-е место в топе игр 2024 года
Солитер нашего времени.
Иллюстрация: игра Balatro / LocalThunk / Denis Gorlach / Shutterstock / Polina Vari для Skillbox Media
Пожалуй, Balatro стала самым громким инди-релизом года: миллионы проданных копий, номинации на все престижные премии, любовь игроков и разработчиков, благодаря которой в рогалике появились карты с персонажами Cyberpunk 2077, The Binding of Isaac, Vampire Survivors и других популярных игр.
LocalThunk, разработчик-одиночка, делал её в свободное время и не рассчитывал на подобный успех. По его словам, о масштабе своего проекта он задумался только за день до релиза, когда журналисты стали массово выставлять высокие оценки. В итоге Balatro попала и в наш топ игр 2024 года, совсем немного не дотянув до первой пятёрки.
Читайте также:
Balatro — универсальная игра. В неё можно играть долгими часами и в свободные пятиминутки. В ней одинаково интересно искать комбинации карт и знатокам декбилдеров, и людям, которые обычно не играют в видеоигры, — настолько низкий у Balatro порог входа. Дружелюбие, вариативность и аддиктивность — вот три кита, которые вынесли проект LocalThunk на вершину вала инди-релизов в этом году.
В основе геймплея лежит поиск и розыгрыш покерных комбинаций (флешей, стритов, сетов и так далее), которые приносят очки согласно ценности каждой карты. Уровни игры ставят планку очков всё выше и выше — и для её достижения приходится использовать дополнительные карты-мультипликаторы, среди которых уникальные джокеры, карты Таро и карты планет. С их помощью можно расширять или уменьшать стандартную колоду из 52 карт, преобразовывать уже имеющиеся карты, а также использовать умения джокеров — вроде возможности пропустить одну карту в комбинации и всё равно получить очки.
После выхода Slay the Spire, которую высоко оценили и критики, и игроки, большинство новых карточных рогаликов в той или иной мере пытались сохранить её «золотую формулу». Порой это приводило к удачным находкам и дополнениям, порой — к спорным решениям и отсутствию баланса.
LocalThunk пошёл другим путём — и отказался от битв с врагами, наличия героев и полосок жизни. Главный герой Balatro — это ваша колода, которую при должных старании и изобретательности можно изменить до неузнаваемости. Огромное количество карт вкупе с их необычным возможностями предоставляет такой простор для творчества, который невозможен в той логике декбилдеров, которую ввела в моду Slay the Spire.
Свою роль в популярности игры сыграла и её стилистическая открытость. Хотя изображение в Balatro стилизовано под VHS-плёнку, а игровое пространство мимикрирует под ломберный стол казино, игра способна впитывать в себя любую стилистику.
Это становится понятным, если взглянуть на её разнообразных джокеров. Неудивительно, что в итоге в ней нашлось место и Геральту из Ривии, и дайверу Дэйву — получается целая мультивселенная.
Проект LocalThunk работает на максимально широкую аудиторию: это и фанаты рогаликов, и любители карточного коллекционирования, и «зашитые» азартные игроки, и просто люди, играющие в игры от случая к случаю на мобильном телефоне. Каждый найдёт в Balatro изюминку для себя. Разобраться в ней не составляет труда, но, чтобы стать мастером, придётся потратить немало часов, вникая во все тонкости синергии различных карт и колод. Правило «easy to learn, hard to master» одинаково справедливо для всех увлекательных игр, в которые играют тысячелетиями, — от шахмат до маджонга. Не уверены, что Balatro останется с нами на тысячу лет, но в этом году это точно самая сильная заявка.
Как признаётся LocalThunk, сильнее всего на Balatro повлияла игра Luck be a Landlord — явно не первый проект, о котором мы вспоминаем, когда слышим о жанре карточных рогаликов. Но даже если вы сравните обе игры, они не так уж похожи между собой: Luck be a Landlord предлагает вращать ручку слот-машины в поиске выигрышных комбинаций, никаких карт в ней нет. LocalThunk увидел потенциал в почти непрерывном игровом процессе и взял из игры ощущение азарта — а остальное придумал сам.
То же относится и к покеру, сходство с которым упоминают в каждом втором материале о Balatro. Это сходство — кажущееся. Как говорит LocalThunk, Balatro гораздо в большей степени походит на Big Two, карточную игру, в которую традиционно режутся в Восточной Азии.
После знакомства с Luck be a Landlord разработчик на долгие месяцы закрыл вкладку с декбилдерами в Steam. LocalThunk уверен: это помогло ему сделать действительно оригинальную игру. Возможно, отдельные её детали могли быть лучше, если бы он подглядел, как с ними справились его коллеги. Но такой подход ограничивает творческую свободу и интуицию, которые необходимы, чтобы сделать что-то действительно выдающееся.
«Если вам не нравится создавать игру, то вы не сможете создать что-то особенное, потому что процесс создания игры занимает абсурдное количество времени и усилий. <…> Важно знать, хотите ли вы сделать игру, или хотите, чтобы игра была сделана вами. Научитесь получать удовольствие от процесса разработки больше, чем от чего-либо ещё».
LocalThunk, создатель Balatro
Чему можно поучиться у игры
Соединять известное и оригинальное. Чем проще игрокам и не-игрокам понять правила вашей игры и чем раньше они испытают первые приятные эмоции от неё — тем лучше. Не прячьте свои сильные стороны за скучными туториалами. Если туториал необходим — пусть разобраться в нём не составит труда или же он будет интуитивно знаком большинству. Берите простые концепции и меняйте их так, как подсказывает вам фантазия.