Геймдев
#статьи

Архетипы персонажей: союзник — на примере Лиары из Mass Effect и Дон из Contrast

Публикуем серию статей о популярных архетипах и разбираем их примеры. В этой статье — о союзнике.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Архетипы — важный инструмент в создании интересных персонажей. Они помогают создавать более убедительные образы, различив которые игрок начинает интуитивно понимать, какую роль те играют в сюжете.

Редакция Skillbox Media решила изучить несколько распространённых образов и разобрать примеры персонажей, через которых они представлены. Объять все архетипы невозможно, поэтому рассмотрим подробнее только несколько из них.

В этой статье читайте о союзнике, а об остальных — в спецпроекте «Юнг поможет: разбираемся в архетипах персонажей».

Что такое архетип?

Архетипы — это универсальные для всего человечества представления о типовых героях, которые используют в литературе, кино, живописи, театре и видеоиграх. Понятие архетипа ввёл швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Карл Густав Юнг
Источник: Psychology Club Zurich

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Центральная тема исследований Юнга — коллективное бессознательное. Если попытаться раскрыть термин в двух словах, то это коллективная психика, общая для всех людей и неподвластная контролю сознания.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов — врождённых общечеловеческих образов и моделей неосознанного поведения, которые так или иначе можно проследить в культуре каждого народа на протяжении любой эпохи. Они встречаются в этнических легендах, мифах и сказках, являются людям во снах. Это, например, образы роковой женщины, мудрого учителя или бунтаря.

Идеи Юнга до сих пор актуальны и пользуются большой популярностью. Практически во всех сферах массовой культуры — кино и геймдеве, изобразительном искусстве и музыке — можно найти отсылки к понятиям аналитической психологии. Там, где есть сюжет и описание героев, обычно фигурируют и типовые образы.

Существует несколько разных классификаций архетипов, которые определил Юнг и его последователи, — но сам Юнг отмечал, что все они условны, поскольку существует бесконечное множество архетипов и границы между ними размыты.

«Архетипов существует столько же, сколько и типичных ситуаций в нашей жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в самой структуре нашей психики не в виде образов, наполненных содержанием, а сперва лишь как формы без содержания, представляющие всего-навсего возможность определённого типа восприятия и действия».

Отрывок из книги Карла Густава Юнга «Архетипы и коллективное бессознательное»

Не стоит принимать архетипы за шаблоны, под которые нужно грубо подгонять персонажей. С помощью этого инструмента нарративные дизайнеры и сценаристы создают ярких, идеально встроенных в сюжет персонажей. Обращаясь к извечным образам, пришедшим ещё из мифов и легенд, они проводят связь между героями и коллективным бессознательным — и если эта связь хорошо проработана, то у игроков формируются те эмоции, которые разработчики хотели вызвать.

Союзник

Союзники — незаменимая часть многих историй, они помогают главному герою достичь целей и порой лучше любых других персонажей раскрывают его характер. Даже одиноким волкам, которым нет равных в бою, в трудные минуты требуется поддержка — и она приходит, пусть и неожиданно.

Часто персонажи-союзники имеют черты других архетипов — например, шута, тени или наставника. Их определяет не характер, а роль в жизни героя. Они могут сопровождать героя на протяжении всей истории или встречаться на пути только однажды, быть верными напарниками, готовыми пожертвовать собой, или ворчливыми соседями, не готовыми лишний раз ставить чужие интересы выше собственных. Но будь то совет от мудрого скитальца, дружеское плечо, на которое можно опереться, или прагматичная сделка — союзник так или иначе действует во благо главного героя и помогает протагонисту преодолеть трудности.

В серии Mass Effect к архетипу союзника можно отнести сразу несколько персонажей: Гарруса Вакариана, Тали’Зора, Лиару Т’Сони.

Лиара — представительница расы азари, ставшая одной из самых верных друзей Шепарда. Выучившись на археолога, она потратила много лет на исследовательскую работу, странствуя по галактике. Во время одного из путешествий Лиара попадает в смертельную ловушку на месте протеанских руин — но капитан «Нормандии» спасает её, и азари присоединяется к команде корабля.

Скриншот: Mass Effect 2 / BioWare

Преданность Лиары Шепарду растёт постепенно: когда с разрешения капитана она проникает в его разум, чтобы помочь в расшифровке данных древней расы протеан, то увиденные воспоминания поражают и захватывают её. То, что в начале было скорее научным интересом, перерастает в глубокое доверие и привязанность. Азари сближается и начинает неотступно следовать за героем, помогая в борьбе с вражескими силами.

Как и Лиара, Гаррус Вакариан и Тали’Зора становятся верными соратниками Шепарда после того, как присоединяются к команде «Нормандии». Они видят в нём выдающегося капитана, самоотверженность которого, сила воли и уважительное отношение к другим расам подкупают. Шепард находит в них не просто союзников, но и близких друзей, готовых последовать за ним на край галактики.

Чародейка Трисс Меригольд из вселенной «Ведьмака» — близкая подруга Геральта и Йеннифер. Игрок знакомится с ней ещё в прологе The Witcher, когда та ухаживает за ведьмаком, потерявшим память. Трисс жизнерадостна и милосердна, всегда стремится помогать ближним и бороться с несправедливостью.

Несмотря на то, что с Геральтом её связывают не только дружеские чувства и отношения между ней, ведьмаком и Йеннифер, мягко говоря, запутанные, она всегда остаётся его союзником и поддерживает в трудные минуты. В The Witcher 3: Wild Hunt Трисс помогает Геральту спасти Лютика и Альберта Вегельбуда, а в битве при Каэр Морхене героически сражается бок о бок с ведьмаками против воинов Дикой Охоты.

Трисс Меригольд и Геральт
Скриншот: The Witcher 3: Wild Hunt / CD Projekt RED

Некоторые персонажи-союзники на первый взгляд не вызывают доверия: Лавочник из The Messenger прикрывает подозрительное поведение шутками и любит поиздеваться над главным героем; расчётливая Ве’нари из World of Warcraft прямым текстом говорит, что её помощь нужно заслужить, и как правило даёт квесты, выгодные ей. Тем не менее они оказывают главным героям поддержку, а за напускной холодностью иногда скрываются искренние побуждения.

В редких случаях за союзников даже можно играть. Например, в Contrast девушка-тень Дон занимает центральное место в игровом процессе, хотя по сюжету выполняет второстепенную роль, помогая девочке Диди вернуть отца в семью. В рамках истории она существует лишь как компаньонка главной героини — появляется только тогда, когда той нужна помощь, и действует исключительно из интересов Диди, решая пазлы при помощи теневых способностей.

Диди и Дон
Скриншот: Contrast / Compulsion Games

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована