Хиты в кармане — адаптации больших игровых серий к смартфонам
Рассказываем о самых ярких и успешных примерах.
pikisuperstar / Freepik / OlyaSnow для Skillbox Media
Мобильный гейминг развивается сверхскоростными темпами. Во втором квартале текущего года расходы пользователей на мобильные тайтлы достигли отметки в 34 млрд долларов, а количество еженедельных загрузок развлекательных приложений уже достигает 1 млрд.
Сейчас смартфоны и планшеты в разы мощнее, чем даже пять лет назад, что позволяет мобильным играм не только зарабатывать миллиарды, но и гораздо лучше выглядеть. А игровые гиганты вроде Activision и Nintendo давно обратили свой взор на этот сегмент и получают с него чуть ли не треть своих доходов. Большие компании продолжают активно инвестировать в «мобилки». И неспроста: недавно аналитики обнародовали статистику, согласно которой популярность мобильных AAA-игр продолжает расти во всём мире.
В этом материале мы рассказываем об успешных мобильных играх по крупным франшизам, которые не сильно отличаются от больших игр, а также о тех, что трансформировались до неузнаваемости.
Мобильные игры, которые не сильно изменились в сравнении с оригиналами
Call of Duty: Mobile
Франшиза Call of Duty — одна из самых популярных и узнаваемых. При этом Activision не особо торопилась с мобильной версией своего шутера. Изначально игру запустили в виде бета-версии в отдельных странах лишь в июле 2019-го, а в октябре того же года состоялся официальный релиз.
Шутер разработала дочерняя компания Tencent — опытная китайская студия TiMi Studios. Издатель доверил создание проекта сторонним девелоперам потому, что внутренние студии Activision постоянно разрабатывают новые большие Call of Duty — у них попросту нет времени на сторонние проекты.
В мобильной CoD нет сюжетной кампании, а управление — не аналоговое, а сенсорное. Раскладка находится прямо на экране — нужно некоторое время, чтобы к этому привыкнуть. В остальном Call of Duty: Mobile кардинально не отличается от основной серии. Боевик постоянно снабжают свежим контентом и новыми сезонами. В игре много классических карт, оружия и оперативников из разных частей серии. В наличии и режим «королевской битвы». Благодаря движку Unity экшен выглядит на мобильных устройствах более чем достойно — лучше некоторых консольных AAA-проектов.
«Call of Duty: Mobile уникальна, потому что она объединяет самые любимые карты, соревновательные режимы, знакомых персонажей и фирменное оружие из всей легендарной франшизы, включая Black Ops и Modern Warfare, а также предоставляет новый контент.
Call of Duty: Mobile настолько интуитивно понятна и насыщенна, насколько игроки хотели бы от опыта Call of Duty. Но нам пришлось адаптировать тайтл так, чтобы он был доступен и хардкорным фанатам, и мобильным игрокам. Когда пользователь впервые запускает игру, он удивляется тому, насколько это Call of Duty, при этом она полностью адаптирована для мобильных устройств», — заявила команда разработчиков.
За первый месяц с момента релиза Call of Duty: Mobile скачали более 148 млн раз. А в 2020 году тайтл запустили в Китае, где количество скачиваний преодолело отметку в 50 млн, что обеспечило мобильному хиту лучший квартал по финансам в прошлом году.
К июню 2020 года мобильную CoD скачали более 250 млн раз, что принесло авторам доход в размере 327 млн долларов.
PUBG: Mobile
Условно-бесплатная «королевская битва» PUBG: Mobile вышла через год после выхода оригинального тайтла — 19 марта 2018 года. А в июле 2019-го выпустили PUBG: Mobile Lite — она предназначена для бюджетных, не очень мощных смартфонов. Игру, как и Call of Duty: Mobile, разработала принадлежащая Tencent студия TiMi Studios.
Геймплейно PUBG: Mobile не отличается от оригинальной PlayerUnknown’s Battlegrounds. В ней игрокам необходимо выживать на огромных картах Мирамар и Санук, подбирая новое оружие, гоняя на различном транспорте и вступая в перестрелки с другими игроками и ботами, пока площадь для сражений постепенно сужается. В игре довольно удобное управление, раскладка которого располагается на сенсорном экране. Мобильная PUBG также может похвастаться удобным интерфейсом и большим простором для кастомизации персонажа.
«Вы можете использовать мышь и клавиатуру для идеального управления персонажем на PC. Но смартфоны ограничены одним видом управления, поэтому геймплей мобильной PUBG максимально оптимизирован. Геймеру не нужно жать отдельную кнопку для сбора лута, нет необходимости вручную открывать двери. Многие элементы управления в PUBG: Mobile упрощены, но фан от процесса не пропадает».
Нео Лю,
глава Tencent по изданию игр в Северной и Южной Америке
Мобильная PlayerUnknown’s Battlegrounds оказалась гораздо популярнее «большой» версии. Игра за три года с момента релиза принесла издателю и разработчикам пять миллиардов долларов прибыли. А количество скачиваний преодолело отметку в миллиард. Тайтл пользуется огромным спросом в Китае, США и Японии.
PUBG: Mobile некоторые игроки считают лучшей в мире «королевской битвой» для смартфонов. Несмотря на то, что проект разработан на базе оригинальной версии для PC, он смог стать самодостаточным хитом. Тайтл постоянно получает обновления, новые соревновательные сезоны и внутриигровые события — всё это подстёгивает геймеров возвращаться на поля битвы и тратить деньги на новые косметические предметы.
Diablo Immortal
Анонсированная ещё в 2018-м Diablo Immortal пока так и не вышла в релиз. Но рассказать о ней стоит, ведь как минимум её альфа-тест уже проводили. Анонс проекта хардкорные фанаты серии восприняли в штыки, ведь они не ожидали, что одна из частей Diablo заглянет на смартфоны, проигнорировав PC и консоли.
Immortal разрабатывает китайская студия NetEase, ранее выпустившая диаблоид Crusaders of Light, с которым поклонники и сравнивают мобильную Diablo, называя её клоном. Blizzard успокоила геймеров, анонсировав в 2019-м Diablo IV — новую большую игру в культовой серии.
Diablo Immortal геймплейно не отличается от основных частей, только управление у неё полностью сенсорное. А в остальном это типичное приключение в жанре hack and slash, которое помещается в смартфон. Герою нужно исследовать подземелья, параллельно сражаясь с монстрами, собирая лут и прокачивая свои навыки. В игре есть стандартный набор классов — варвар, чародей, монах, некромант, охотник на демонов и крестоносец. Каждый обладает уникальным набором способностей. Например, некромант умеет призывать скелетов, а также метать кости трупов и поднимать из-под земли шипы.
«Мы делаем бескомпромиссную ролевую игру, это наша цель номер один. Одна из вещей, на которую мы потратили больше всего времени — перенос игрового опыта традиционных выпусков Diablo на сенсорный экран мобильных телефонов».
Калебо Арсено,
ведущий игровой продюсер Diablo Immortal
Diablo Immortal потребует постоянного подключения к Сети, ведь упор в ней делают на кооператив. В каждой зоне можно будет повстречать десятки других игроков. Вместе с ними получится поучаствовать в случайных и мировых ивентах. Для этого игра позволит собираться в группы до четырёх человек и формировать гильдии, что позволит открыть ещё больше социальных возможностей. При этом основную часть контента удастся пройти в сольном режиме.
Несмотря на то, что Diablo Immortal — мобильный проект, его планируют грамотно встроить в общую мифологию серии Diablo. События Immortal развернутся между историями Diablo II: Lord of Destruction и Diablo III.
Immortal, как и большинство мобильных развлечений, будет распространяться по условно-бесплатной модели с микротранзакциями. За деньги игроки смогут купить специальные кристаллы и камни для рандомной модификации подземелий. Игру также обещают снабжать боевыми пропусками.
Мобильные игры, которые геймплейно отличаются от оригиналов
Pokémon Go
Бренд Pokémon считается одним из самых прибыльных и популярных во всём мире. Видеоигры, аниме-сериалы и фильмы про карманных монстров приносят The Pokémon Company сотни миллионов долларов. В 2020 году доход компании составил 1,1 млрд.
В популярности мобильного AR-проекта Pokémon Go сомнений не было. Но мало кто верил, что игра станет феноменом мирового уровня. Проект вышел 6 июля 2016 года в Австралии, Новой Зеландии и США. А в России тайтл запустили только в 2018-м, при этом до официального релиза российские умельцы научились самостоятельно устанавливать Go на свои платформы.
Студии Niantic удалось сохранить основные геймплейные особенности знаменитой видеоигровой серии. Правда, им пришлось пожертвовать тактическими элементами, которыми славится основная JRPG-серия. Ещё в Go нет центральной сюжетной линии. Но пользователь по-прежнему примеряет на себя роль тренера покемонов, только поиск новых карманных монстров, их тренировки и сражения происходят в реальном мире — через экран смартфона. Покемонов надо искать по GPS-навигатору.
Концепция оказалась настолько удачной и понятной, что тайтл значительно расширил аудиторию оригинальной франшизы Pokemon — армию тренеров пополнили и взрослые, и пожилые люди, для которых прогулки на свежем воздухе крайне полезны.
«Разработчики игр и градостроители могут учесть наши выводы в своей работе, так как мы чётко показали, что Pokémon Go и прочие системы дополненной реальности преуспевают там, где проваливаются классические игры на природе или открытом воздухе. Эти развлечения могут увлечь геймеров в мир спорта и физической активности. Многие молодые люди выросли на видеоиграх, однако пожилые граждане могут стесняться их. Если же люди в возрасте смогут „оправдывать“ себя тем, что они на самом деле занимаются спортом, то будут больше играть — и это породит положительную обратную связь. Я надеюсь, что подобные развлечения заставят людей меньше пользоваться машинами и больше ходить пешком».
Кимихиро Хино,
сотрудник университета Токио
При этом игра породила и череду скандалов, а некоторые российские депутаты и чиновники считают, что AR-приключение про ловлю покемонов опасно.
«Игра в России появилась в контексте выборов. Заказчик этой игры находится за рубежом, а цель этого заказчика — дестабилизация, возможная дестабилизация. А вот то, что в этом участвуют средства массовой информации, — это интересный факт, который нуждается в осмыслении, насколько они интегрированы в систему иностранного влияния, может быть, даже втёмную».
Евгений Фёдоров,
депутат Госдумы РФ
За пять лет с момента релиза Pokémon Go заработала пять миллиардов долларов. С 2016-го игра приносит Niantic в среднем миллиард долларов в год. А 2020-й стал для проекта самым прибыльным годом — во время расцвета пандемии COVID-19
он заработал 1,3 млрд по всему миру, что на 41% больше, чем в 2019-м.
С момента запуска Pokémon Go скачали 632 млн раз. США заняли первое место по количеству загрузок — оно составило 115,5 млн. За Америкой следуют Бразилия и Индия. Большинство скачиваний по всему миру приходится на Google Play: пользователи Android установили игру 487 млн раз.
Недавно Niantic объявила о намерении внедрить в Pokémon Go некоторые механики, которые поощряют виртуальных тренеров играть на улице. С началом пандемии COVID-19 их убрали для безопасности пользователей, но теперь хотят вернуть благодаря увеличивающемуся числу вакцинированных людей.
The Witcher: Monster Slayer
The Witcher: Monster Slayer от входящей в состав CD Projekt RED студии Spokko вышла совсем недавно — 21 июля. Геймплей в ней во многом похож на концепцию Pokémon Go. В мобильной AR-версии «Ведьмака» игрокам с помощью своих смартфонов нужно охотиться на разных существ — только это не миловидные зверьки, а суровые монстры из мифологии Анджея Сапковского. Для удачной охоты нужно отслеживать их местоположение и учитывать разные особенности, важные для сражений. Кроме того, в проект планируют добавлять различные сюжетные ивенты. События тайтла, кстати, разворачиваются задолго до приключений Геральта. Игра условно-бесплатная.
Мобильный «Ведьмак» кардинально отличается от больших игр про похождения Геральта из Ривии. Серия The Witcher для PC и консолей — это проработанные ролевые экшены с центральной сюжетной линией, качественными побочными квестами и глубокой прокачкой героя.
Старт проекта прошёл не без проблем. Критики оценили игру ниже среднего из-за багов и не совсем удобной боевой системы, неоправданно нудного гринда и слишком навязчивой монетизации. Проблемный запуск также обрушил акции CD Projekt RED.
А вот геймеры, среди которых очень много поклонников «Ведьмака», скачали The Witcher: Monster Slayer более миллиона раз. Игру тепло приняли в Европе и Америке. На китайском рынке она тоже могла бы заработать много денег. Но для этого авторам нужно придумать, как подключить к тайтлу другие сервисы карт — потому что Китай не использует Google Maps, на которых работает AR-приключение.
Лидерами по загрузкам стали игроки из Польши. За первую неделю с момента релиза геймеры потратили в игре более 500 тыс. долларов. Больше всего денег в игру вложили пользователи из США.
Super Mario Run
Раннеры — одни из самых популярных видов развлечений на смартфонах и планшетах. Понимая это, Nintendo в декабре 2016 года выпустила на iOS первую официальную мобильную игру со своим главным маскотом — Super Mario Run. В 2017-м раннер добрался и до Android.
В Super Mario Run геймплей в разы проще, чем в больших играх про водопроводчика Марио. В мобильной версии герой бежит самостоятельно, а игроку нужно лишь вовремя совершать прыжки, чтобы перескакивать препятствия и собирать полезные предметы. Тайтл позиционируется как «игра, в которую можно играть одной рукой». В нём также есть и соревновательный мультиплеер, который строится на скоростном прохождении отдельных уровней.
Помимо Марио, в Super Mario Run можно играть за Луиджи, Принцессу Пич, Тоада, Тоадетту, Дейзи и за динозаврика Йоши.
Super Mario Run отличается от оригинального цикла Super Mario тем, что создан для казуальной аудитории, которая не привыкла к креативным и хардкорным платформерам. К тому же мобильный «Марио» распространяется по условно-бесплатной модели.
Игру в общей сложности скачали более 240 млн раз, при этом Nintendo оказалась недовольной уровнем дохода от раннера. Проблема с заработком кроется в бизнес-модели игры — её контент целиком доступен пользователям за десять долларов. При этом японская компания знает, как зарабатывать на мобильном гейминге. Её стратегическая ролевая игра Fire Emblem Heroes использует более распространённую фритуплейную схему со встроенными покупками.
«Для меня не было бы интересной работой просто взять существующую игру Super Mario Bros., поставить ее на iPhone и эмулировать стандартную панель управления. Это не очень интересно с творческой точки зрения. Нам интереснее посмотреть, как мы можем подойти к игре Mario, разработав дизайн для iPhone так, чтобы использовать уникальность этого устройства, тач-управления и возможностей, которыми обладает телефон Apple. Для нас это более полезная творческая работа».
Сигэру Миямото,
геймдизайнер Nintendo
Crash Bandicoot: On the Run
Activision тоже решила выпустить свой мобильный раннер на фоне успеха сборника ремастеров Crash Bandicoot N. Sane Trilogy и Crash Bandicoot 4: It’s About Time. Бывший маскот PlayStation дебютировал на смартфонах и планшетах в марте 2021 года в игре Crash Bandicoot: On the Run. Игровой гигант доверил разработку проекта опытной студии King, которая прославилась на весь мир благодаря головоломке Candy Crush Saga.
В Crash Bandicoot: On the Run игрок управляет либо Крэшем, либо его сестрой Коко. Их цель — спасти мультивселенную от господства Доктора Нео Кортекса и его приспешников. Уровни игры проходят по трёхполосным дорожкам. Крэш и Коко могут переключаться между дорожками, прыгать и скользить, когда игрок проводит по экрану, а нажатие заставляет их выполнять вращающуюся атаку. Прогресс на протяжении всей игры зависит от «боевых заездов», в которых враг в конце уровня должен быть побеждён с помощью различных видов оружия. В игре присутствует асинхронный многопользовательский режим, который позволяет геймерам соревноваться друг с другом.
Crash Bandicoot: On the Run по духу похожа на основные выпуски цикла про рыжего бандикута. Только большие игры серии — это классические 3D-платформеры с двухмерными этапами и проработанными битвами с боссами.
Мобильную Crash Bandicoot за первые 24 часа с момента запуска загрузили 8,1 млн раз. Sensor Tower подчеркнула, что больше всего мобильного «Крэша» скачали пользователи из США, Бразилии и Мексики. В апреле создатели сообщили, что тайтл принёс 1,2 млн долларов чистой выручки, количество загрузок превысило 34 млн. А отметку в 20 млн скачиваний проект преодолел быстрее, чем любой другой раннер.
Полноценные переиздания игр на мобильные платформы
Помимо всего перечисленного, на мобильные платформы практически без изменений портируют игры с консолей и PC.
Например, на смартфонах и планшетах доступны эпизодические приключения от Telltale Games — The Walking Dead, The Wolf Among Us, Tales from the Borderlands и другие. На «мобилки» издали и медитативную трёхмерную головоломку The Witness, которую разработал небезызвестный геймдизайнер Джонатан Блоу.
Ещё на смартфонах и планшетах неплохо себя чувствует стратегия Rome: Total War и пошаговая тактика XCOM: Enemy Within. Также на мобильных устройствах можно поиграть в культовые экшены от Rockstar Games и Remedy — Grand Theft Auto: San Andreas и Max Payne соответственно. Нельзя не отметить и наличие на мобильных платформах культовых инди-игр вроде Limbo и Inside от студии Playdead.
Главные недостатки портов для мобильных платформ — тач-управление, которое зачастую не способно обеспечить комфортный опыт. Ещё во многих портах экшенов стоит фиксированное автоприцеливание, из-за чего страдает иммерсивность. Специальные джойстики для смартфонов, которые продаются отдельно, могут решить проблему управления, но использовать их на ходу или на улице не очень удобно. А дома у большинства любителей игр есть или PC, или консоль.
Небольшой список популярных игр, портированных на мобильные устройства:
- Star Wars: Knights of the Old Republic II — The Sith Lords (RPG от Obsidian по знаменитой вселенной);
- XCOM 2 Collection (пошаговая стратегия);
- Castlevania: Symphony of the Night (культовая метроидвания, хит эпохи PlayStation 1);
- Dead Cells (хардкорный «рогалик»);
- Teamfight Tactics (фэнтезийные «шахматы» от авторов League of Legends);
- The Banner Saga (сюжетная тактическая RPG, стоящая внимания всех, кто любит сюжетные ролевые приключения);
- Baldur’s Gate (ремастер классики жанра RPG от BioWare).
Рынок мобильного гейминга способен приносить разработчикам и издателям миллиардные прибыли. Держатели прав на большие игровые франшизы это прекрасно понимают, поэтому они стараются делать свои игры для смартфонов и качественными в плане графики, и увлекательными с точки зрения геймплея. Ведь если пользователям будет интересно потреблять новый контент, то и мотивация для вложения денег в любимую игру сильно возрастёт. Так что в будущем стоит ожидать ещё больше мобильных адаптаций известных франшиз.