Ждёт ли российские школы острый дефицит учителей, как в девяностые?
В российских школах давно не хватает педагогов, особенно молодых. Как на кадровую ситуацию повлияют новые экономические проблемы? Спросили экспертов.
Фото: Wojtek Radwanski/ AFP/ Getty Images
Какой была ситуация на начало 2022 года
По данным Минпросвещения, 76% школьных учителей в России имеют ставку заработной платы ниже МРОТ. Молодые выпускники педагогических вузов в таких условиях не идут работать в школы: по словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой, учителями в итоге становятся не более 30% тех, кто поступает на педагогические направления подготовки.
Это ведёт, во-первых, к нехватке педагогов. По регионам ситуация, конечно, очень разная, но, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, всего в школах страны в 2021 году не хватало 250 тысяч учителей.
Во-вторых, растёт средний возраст учителей. Ольга Васильева отметила, что уже к 2029 году молодых педагогов (младше 30 лет) в школах останется не более 6%. По данным Высшей школы экономики, в 2020/2021 учебном году их было менее 14%.
Для повышения зарплат учителей запланирована реформа системы, по которой они рассчитываются. Но переход к новой системе не обещает быть быстрым: сначала пройдёт эксперимент в нескольких регионах, затем проанализируют его итоги и после этого распространят на всю страну. А уже сейчас проблема недостаточной оплаты труда педагогов стремительно обостряется инфляцией и другими экономическими трудностями.
Прогнозы для новой экономической реальности
Усугубится ли в новых условиях дефицит учителей? Начнут ли уходить из школ даже самые преданные профессии педагоги среднего возраста? Мы спросили об этом исследователей.
Эксперты считают, что в непредсказуемых обстоятельствах работа учителя может оказаться, напротив, островком стабильности. Хотя вряд ли — тёплым и солнечным.
Сергей Косарецкий
Директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования ВШЭ
Фото: сайт ММСО
«Конечно, согласен, что сейчас дефицит учителей есть, и он негативно сказывается на качестве образования. Но заметного усиления его не предвижу. Напротив, эта позиция может стать привлекательной в условиях начинающейся трансформации российской экономики».
Алексей Тищенко
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Фото: сайт РАНХиГС
«Большинству учителей трудно найти достойную работу вне школы. В условиях экономической нестабильности сменить работу сложнее. Есть риск стать безработным. В связи с высокой педагогической нагрузкой и ожидаемым ростом численности школьников сокращение штата учителей маловероятно. У учителей стабильное положение, что важно в условиях неопределённости на рынке труда».
Татьяна Мерцалова
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Институт образования ВШЭ
Фото: сайт НИУ ВШЭ
«Общая инфляция в стране, рост цен, которые мы сейчас все со страхом ожидаем (и уже наблюдаем), конечно же, приведёт к серьёзному снижению уровня жизни учителей в том числе. Приведёт ли это к их массовому уходу из школ — пока сказать сложно. Возможно, вмешается ещё ряд факторов, например, связанных с повышением уровня безработицы в стране, поскольку закрываются многие рабочие места. Мы и раньше видели, что в регионах с более высоким уровнем молодёжной безработицы доля молодых учителей в школах выше. Как это сработает в новых обстоятельствах, трудно сказать».
Если учительские кадры не будут дефицитными, у работодателя не появится необходимости удерживать перспективных педагогов. То есть новых стимулов поднимать заработную плату учителям не возникнет. Так считает Сергей Косарецкий. «Будут ли действовать старые стимулы и возникнет ли у правительства мотивация поддержать учителей в сложной экономической ситуации, не готов прогнозировать», — добавил он.
Алексей Тищенко предполагает, что сверхсрочные меры по поддержанию учителей не требуются, но если инфляция будет слишком высокой, целесообразными будут досрочная индексация зарплат или даже продовольственная помощь.
Татьяна Мерцалова отмечает, что дополнительные меры материальной поддержки педагогов в сложной экономической ситуации важны, но это вопрос в компетенции экономистов. Точно можно сказать, что уже сейчас учителям нужна помощь другого рода:
«Одной из важнейших мер должна стать психологическая поддержка всех педагогов. То напряжение и неопределённость, в которых мы сейчас оказались, усиливают негативные психоэмоциональные состояния, провоцируют выгорание даже среди молодых учителей».
Между тем, как подчеркнула Мерцалова, в российских школах до сих пор не слишком заботились о молодых педагогах. Низкие зарплаты, по её мнению, далеко не единственный фактор нехватки молодых учителей. Ограничивают привлечение молодых кадров низкий статус профессии и разнообразные, в том числе организационные, сложности первых лет работы:
«У нас в школах до сих пор очень слабо развиты меры поддержки молодых педагогов, наставничество и помощь в первые годы работы молодых специалистов. По результатам международных исследований (например, TALIS) мы видим, что это очень важный фактор».
Ещё одно противоречие — интерес педагогов к технологиям и доступ к ним. Молодые учителя, подчёркивает Татьяна Мерцалова, — часть поколения, для которого цифровая среда стала нормой коммуникации и работы:
«Молодёжь с большим удовольствием идёт в хорошо оборудованные школы и приносит с собой новые цифровые технологии в образовательный процесс. С другой стороны, по данным Мониторинга экономики образования (2020/2021 учебный год), мы видим, что рабочие места молодёжи хуже оборудованы, чем у более опытных педагогов со стажем. К молодым людям меньше прислушивается администрация школ и так далее. Всё это только усиливает дискомфорт молодых специалистов и приводит к их оттоку из школ».