Образование
#статьи

Зачем школе центр карьеры и как его устроить не для галочки

Рассказываем про опыт Павловской гимназии.

Dmitry Kolchinski / Khakimullin Aleksandr / Terelyuk / Shutterstock / Полина Суворова для Skillbox Media

Почему в школе нужна профориентация

Профессиональная ориентация школьников давно включена в требования ФГОС средних образовательных организаций: согласно стандарту, школа должна подготовить детей к осознанному выбору профессии и помочь им построить дальнейшую образовательную траекторию.

И это требование не просто формальность: проблема карьерного самоопределения действительно стоит весьма остро. По данным рекрутинговых онлайн-платформ HeadHunter и SuperJob, более 40% россиян работают не по специальности, полученной в вузе. Опрос, недавно проведённый среди нынешних студентов, показал, что выбранная специальность нравится 46% из них, но при этом 40% не уверены, что будут работать в этой сфере. Получается, что из поколения в поколение люди ошибаются в выборе профессии либо вообще совершают этот выбор случайным образом, неосознанно.

Сами школьники говорят о том, что они хотели бы понять, как выбирать профессию, но их этому, к сожалению, не учат. То есть дети осознают потребность в профориентации, с их стороны запрос на такую помощь уже есть.

А поскольку выбор будущей профессии или, по крайней мере, общего направления деятельности, происходит как раз в школе (сначала дети и их родители определяются с профильным классом, потом старшеклассники — с набором ЕГЭ, исходя из того, в какие вузы будут поступать), то логично, что и консультативная помощь по этому вопросу тоже должна быть здесь.

В чём проблема школьной профориентации

Как организовать профориентацию с настоящей пользой, а не для галочки? ФГОС, требуя от школ подготовить детей к осознанному выбору профессии, в то же время оставляет выбор инструментов и форматов такой подготовки за самой школой и не даёт готовых однозначных рецептов.

«К сожалению, профориентация в российских школах идёт пока по грустному сценарию: на практике этой деятельностью занимаются либо психологи, либо классные руководители, либо, в самых печальных случаях, учителя технологии. Но ни те, ни другие, ни третьи не обязаны владеть навыками карьерного консультанта и подходами к профориентации».

Мария Болотская,
карьерный консультант, руководитель Центра карьеры Павловской гимназии

А раз «не обязаны владеть», то в большинстве случаев те, кто занимается профориентированием, нужными навыками не обладают.

По словам карьерного консультанта Аллы Поповой, в идеальной ситуации центр карьеры в школе — подразделение, которое проводит профессиональные пробы и деловые игры, организует встречи учеников со специалистами из разных рабочих сфер и другие мероприятия. Опять же, в идеале деятельность такого центра не ограничивается знакомством с разными специальностями и помощью в профориентировании, она ещё и направлена на развитие у школьников качеств и компетенций, которые в будущем позволят им расти в карьере.

Всё это замечательно, но звучит немного фантастично. Сейчас даже в вузах сильные карьерные центры — редкость, что уж говорить о школах. Возможно ли вообще в принципе создать такую структуру в реальном мире и реальной школе?

Будем честны: в государственных школах возможности для этого пока сильно ограничены. Но если понимание важности и пользы такой работы будет сформировано на государственном уровне, то перспективы есть.

Во всяком случае, на уровне идеи необходимость серьёзного подхода к профориентации недавно обсуждалась на ПМЭФ. И помочь в этом школам могли бы бизнес-корпорации — причём не из-под палки, а действуя со своим интересом. Им действительно важно рассказывать юному поколению о новых профессиях и карьерных возможностях. Этот интерес очень практичен, и он не противоречит интересам школ: чем больше молодёжи будет приходить в профессии осознанно, взвешенно, с правильной мотивацией, тем выгоднее работодателям. Крупные корпорации давно уже поняли: чтобы приходили не случайные люди, которые быстро разочаровываются в выборе, а по призванию и с серьёзным отношением к работе, заинтересовывать профессиями надо даже не с институтской, а со школьной скамьи.

У частных школ сейчас больше свободы и ресурсов и для создания центров профориентации — зато в будущем, возможно, их опыт окажется полезным и массовому государственному образованию.

Как устроен центр карьеры в Павловской гимназии

В центре карьеры в Павловской гимназии работают карьерные консультанты, и они тесно сотрудничают с другими подразделениями — психологической и тьюторской службами, рассказывает Елена Фирюлина, директор по коммуникациям и связям с общественностью Павловской гимназии.

По словам Елены, здесь исходят из того, что профессиональное просвещение важно начинать с младших классов (и даже с детского сада) — для таких маленьких детей оно заключается в знакомстве с разными профессиями и отраслями деятельности. Но основная профориентационная работа ведётся, как правило,
с восьмого класса: именно в этом возрасте для большинства подростков потребность в профессиональном самоопределении становится насущной.

«При выборе карьерного пути нужно опираться на психологическую индивидуальность. С помощью специальных методик психолог может провести разностороннюю диагностику личности, составить профессиональный профиль, включающий как стиль мышления, особенности восприятия и индивидуальный психологический рисунок, так и стратегии поведения в команде, ценностные ориентиры и многое другое».

Ольга Гаврилова,
психолог и школьный коуч

Как объясняет Ольга Гаврилова, после психологической диагностики необходима профориентационная консультация с подростком и его семьей. Она помогает определить направления, в которых сильные стороны конкретного ребёнка раскроются лучше всего. Затем этот профиль надо соотнести с существующими профессиями — причём в современном мире их перечень, как и актуальность, стремительно меняется. И это очень важная работа отдельного специалиста — карьерного консультанта. К слову, это тоже профессия со своими методическими подходами и накопленным практическим опытом. Интуиция и богатый житейский опыт сами по себе не заменят этого профессионального подхода.

В Павловской гимназии задача такого специалиста — разработать для каждого ученика стратегический план карьерного роста на ближайшие пять лет: расставить приоритеты и цели, выбрать учебный профиль в десятом-одиннадцатом классе, определиться с выбором вузов или направлений, набором необходимых для поступления олимпиад и предметов для сдачи ЕГЭ. Подростку и его родителям бывает очень трудно сделать всё это самостоятельно.

Карьера не может быть оторвана от реального рынка труда. Поэтому и школьному центру карьеры нужны связи с реальными работодателями. Можно договориться с разными организациями о встречах с ключевыми фигурами той или иной профессиональной индустрии, чтобы они рассказали детям о внутренней кухне профессии. Может быть, даже об ознакомительных стажировках на территории работодателя — ведь большинство детей не имеют представления об элементарных вещах, касающихся рабочих процессов. Старшеклассникам уже вполне можно поручить какие-то простые рабочие функции, главное — дать им возможность окунуться в рабочую атмосферу.

Формат деловых игр с решением настоящих рабочих задач, чуть адаптированных под знания старшеклассников, из практики конкретных компаний, позволяет лучше понять, что представляет собой та или иная работа.

«Например, совместно с партнёрами из школы инноваций и креативного мышления „ИКРА“ мы ежегодно проводим деловую игру, где школьники решают бизнес-задачи от „Яндекса“, „Ростелекома“, Reebok и других крупных компаний. На реальных кейсах ребята осваивают приёмы и инструменты, которые применяют эксперты. Одновременно с этим старшеклассники отрабатывают софт-скиллы — в частности, навыки командной работы и системного мышления».

Мария Болотская,
карьерный консультант, руководитель Центра карьеры Павловской гимназии

Вопрос: какой полезный результат работа карьерного центра может принести самой гимназии? «Одним из основных показателей качества подготовки обучающихся в гимназии детей является востребованность выпускников (в какие вузы они поступают), а также их дальнейшая карьерная траектория, — объясняет Мария Болотская. — Наши дети поступают в топовые вузы России, а также в зарубежные».

Проще говоря, это работает так: чем осознаннее дети выбирают будущую профессию, тем серьёзнее они относятся к учёбе и подготовке к ЕГЭ — потому что у них есть конкретная цель. И, соответственно, тем лучших результатов они достигают. Словом, карьерное ориентирование помогает сформировать у детей мотивацию к учёбе.

Кроме того, по словам Марии, в гимназии измеряют динамику развития soft skills у старшеклассников — и в последние два года здесь наблюдают стабильный рост. Благодаря Центру карьеры дети могут не только формировать свои профессиональные гипотезы, но и проверять их в боевых условиях — на деловых играх.

Наконец, есть ещё один показатель, его измерить не так сложно: это уровень осведомлённости детей о способах выбора вуза. После создания центра карьеры в Павловской гимназии он тоже вырос.

26 августа в Павловской гимназии пройдёт педагогический фестиваль «Генерация» для педагогов-энтузиастов, наставников и тьюторов, а также проектных команд в области дошкольного и школьного образования.



Научитесь: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована