Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование
#новости

ЮНЕСКО задумала глобально изменить среднее профобразование и профподготовку

А ещё там предлагают вводить системы валидации и аккредитации неформального обучения, то есть проверять качество всевозможных курсов.

ЮНЕСКО разработала стратегию трансформации систем среднего профобразования (СПО) и профессиональной подготовки. В документе описаны задачи, связанные с развитием у населения актуальных навыков, благодаря чему у граждан должны появиться условия для достойного трудоустройства, а также равные права и возможности. Кроме того, она нацелена на переход к цифровой, зелёной и инклюзивной экономике. Планы разработаны до 2029 года.

Стратегия основана на идее, что системы СПО и профподготовки должны быть проактивными и адаптировать своё обучение на благо отдельных людей, экономики и общества.

По приведённым данным, 267 млн молодых людей не работают, нигде не учатся и не проходят какую-либо профподготовку. Причём только за 2020-й число молодых людей, имеющих работу, сократилось на 34 млн. А 61% молодёжи трудоустроен нелегально. Более того, 12% работающих молодых людей живут в крайней нищете.

Какие приоритетные области обозначены в стратегии

Прежде всего авторы стратегии считают необходимым обучать людей умениям учиться, работать и жить — то есть ориентироваться в современном мире. Это включает в себя:

  • разработку стратегий по повышению квалификации и переподготовке кадров;
  • создание гибких путей обучения на протяжении всей жизни;
  • меры по обеспечению инклюзивности и гендерного равенства.

Кроме того, в списке приоритетов числится развитие навыков для создания устойчивой экономики. Это, в свою очередь, подразумевает:

  • участие частного сектора, стимулирование роста числа рабочих мест и эффективное развитие навыков у населения;
  • определение навыков, которые нужны для перехода к цифровой и зелёной экономике;
  • борьбу с безработицей среди молодёжи;
  • повышение уровня STEM-образования, предпринимательских навыков и навыков 21-го века;
  • поддержку образовательных учреждений и повышение квалификации преподавателей, укрепление системы управления этой сферой и привлечение инвестиций в неё.

Наконец, третья приоритетная сфера — это развитие навыков, которые необходимы для создания инклюзивного общества. Основные пункты в этой области такие:

  • осведомлять граждан об их правах, формировать у них твёрдые этические принципы, а также научить их бороться за справедливость на рабочих местах и в сообществах;
  • интегрировать образование, основанное на правах человека, для формирования глобальной гражданской позиции;
  • продвигать учреждения СПО как места социальной интеграции.

Какие конкретно задачи ставят для систем СПО и профподготовки

Как отмечают авторы, чтобы эффективно реагировать на изменения требований рынка труда, людям придётся придерживаться концепции Lifelong learning (обучения в течение всей жизни), постоянно обновляя навыки и знания. А это обучение, в свою очередь, должно стать индивидуализированным, адаптивным и гибким. Отдельно отмечается, что необходимы системы валидации и аккредитации неформального обучения. Иными словами, нужно проверять качество образования, которое дают всевозможные курсы. Кроме того, надо предоставить людям возможности проходить профориентационное консультирование.

Что касается навыков для устойчивой экономики, то к созданию условий для их развития предлагается привлекать общественников, бизнес и самих работников. Кроме того, в ЮНЕСКО считают, что нужно постоянно собирать и актуализировать данные о положении дел в этой сфере.

А в ответ на постоянные изменения на рынке труда СПО должно вооружать учащихся знаниями, ценностями, навыками и установками, необходимыми им для понимания своих прав и расширения их возможностей.

Как планируют оценить результаты проделанной работы

Пока в ЮНЕСКО определили всего три целевых показателя:

  • 80 стран (включая 36 стран в Африке и 8 малых островных развивающихся государств) получат поддержку в разработке и ведении политики и стратегий по развитию актуальных навыков, во внедрении концепции Lifelong learning, а также в расширении доступа к СПО и профессиональной подготовке;
  • 80 странам помогут в развитии STEM-образования, уделяя особое внимание вовлечению в него девочек и женщин (это проблема не только в России, но и во всём мире);
  • 4,8 млн молодых людей обучат цифровым и другим актуальным навыкам.

Организация собирается разработать и дополнительные показатели результативности. Планируется, что в 2025 году проведут промежуточный мониторинг для оценки прогресса в системах СПО и профобразования. А окончательная оценка запланирована на 2029-й.

Кстати, ранее ЮНЕСКО подготовила дорожную карту развития высшего образования до 2030 года.

В России, напомним, система среднего профобразования тоже переживает реформу, цель которой — сократить сроки обучения и приблизить образовательные программы к реальным запросам работодателей. В некоторых учебных заведениях уже заработала программа «Профессионалитет», которая предполагает создание образовательно-производственных центров (своего рода «колледжей-заводов»), в которых срок обучения рабочим профессиям составит не более двух лет, а более технологичным профессиям — не более трёх.

Колледж Skillbox: онлайн-обучение по профессиям в разработке и дизайне

Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.

Узнать больше



Цифровой колледж Skillbox

📚 Среднее профессиональное образование онлайн
по IT-профессиям.

Узнать больше
Цифровой колледж Skillbox →
Востребованные профессии в IT и дизайне. Диплом о среднем профессиональном образовании и помощь в трудоустройстве.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована