ЮНЕСКО разработала стратегию трансформации систем среднего профобразования (СПО) и профессиональной подготовки. В документе описаны задачи, связанные с развитием у населения актуальных навыков, благодаря чему у граждан должны появиться условия для достойного трудоустройства, а также равные права и возможности. Кроме того, она нацелена на переход к цифровой, зелёной и инклюзивной экономике. Планы разработаны до 2029 года.
Стратегия основана на идее, что системы СПО и профподготовки должны быть проактивными и адаптировать своё обучение на благо отдельных людей, экономики и общества.
По приведённым данным, 267 млн молодых людей не работают, нигде не учатся и не проходят какую-либо профподготовку. Причём только за 2020-й число молодых людей, имеющих работу, сократилось на 34 млн. А 61% молодёжи трудоустроен нелегально. Более того, 12% работающих молодых людей живут в крайней нищете.
Какие приоритетные области обозначены в стратегии
Прежде всего авторы стратегии считают необходимым обучать людей умениям учиться, работать и жить — то есть ориентироваться в современном мире. Это включает в себя:
- разработку стратегий по повышению квалификации и переподготовке кадров;
- создание гибких путей обучения на протяжении всей жизни;
- меры по обеспечению инклюзивности и гендерного равенства.
Кроме того, в списке приоритетов числится развитие навыков для создания устойчивой экономики. Это, в свою очередь, подразумевает:
- участие частного сектора, стимулирование роста числа рабочих мест и эффективное развитие навыков у населения;
- определение навыков, которые нужны для перехода к цифровой и зелёной экономике;
- борьбу с безработицей среди молодёжи;
- повышение уровня STEM-образования, предпринимательских навыков и навыков 21-го века;
- поддержку образовательных учреждений и повышение квалификации преподавателей, укрепление системы управления этой сферой и привлечение инвестиций в неё.
Наконец, третья приоритетная сфера — это развитие навыков, которые необходимы для создания инклюзивного общества. Основные пункты в этой области такие:
- осведомлять граждан об их правах, формировать у них твёрдые этические принципы, а также научить их бороться за справедливость на рабочих местах и в сообществах;
- интегрировать образование, основанное на правах человека, для формирования глобальной гражданской позиции;
- продвигать учреждения СПО как места социальной интеграции.
Какие конкретно задачи ставят для систем СПО и профподготовки
Как отмечают авторы, чтобы эффективно реагировать на изменения требований рынка труда, людям придётся придерживаться концепции Lifelong learning (обучения в течение всей жизни), постоянно обновляя навыки и знания. А это обучение, в свою очередь, должно стать индивидуализированным, адаптивным и гибким. Отдельно отмечается, что необходимы системы валидации и аккредитации неформального обучения. Иными словами, нужно проверять качество образования, которое дают всевозможные курсы. Кроме того, надо предоставить людям возможности проходить профориентационное консультирование.
Что касается навыков для устойчивой экономики, то к созданию условий для их развития предлагается привлекать общественников, бизнес и самих работников. Кроме того, в ЮНЕСКО считают, что нужно постоянно собирать и актуализировать данные о положении дел в этой сфере.
А в ответ на постоянные изменения на рынке труда СПО должно вооружать учащихся знаниями, ценностями, навыками и установками, необходимыми им для понимания своих прав и расширения их возможностей.
Как планируют оценить результаты проделанной работы
Пока в ЮНЕСКО определили всего три целевых показателя:
- 80 стран (включая 36 стран в Африке и 8 малых островных развивающихся государств) получат поддержку в разработке и ведении политики и стратегий по развитию актуальных навыков, во внедрении концепции Lifelong learning, а также в расширении доступа к СПО и профессиональной подготовке;
- 80 странам помогут в развитии STEM-образования, уделяя особое внимание вовлечению в него девочек и женщин (это проблема не только в России, но и во всём мире);
- 4,8 млн молодых людей обучат цифровым и другим актуальным навыкам.
Организация собирается разработать и дополнительные показатели результативности. Планируется, что в 2025 году проведут промежуточный мониторинг для оценки прогресса в системах СПО и профобразования. А окончательная оценка запланирована на 2029-й.
Кстати, ранее ЮНЕСКО подготовила дорожную карту развития высшего образования до 2030 года.
В России, напомним, система среднего профобразования тоже переживает реформу, цель которой — сократить сроки обучения и приблизить образовательные программы к реальным запросам работодателей. В некоторых учебных заведениях уже заработала программа «Профессионалитет», которая предполагает создание образовательно-производственных центров (своего рода «колледжей-заводов»), в которых срок обучения рабочим профессиям составит не более двух лет, а более технологичным профессиям — не более трёх.
Колледж Skillbox: онлайн-обучение по профессиям в разработке и дизайне
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше