«Яндекс» представил большой отчёт о проблемах образования и способах их решить
Отчёт составил Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Сегаловича. Решения предлагаются в основном из инструментов EdTech, но не только.
Thomas Trutschel / Getty Images
О чём доклад
Доклад называется «Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире» и представляет собой обобщение различных исследований и данных мониторингов в области образования — как школьного, так и высшего.
В частности, туда вошли данные мониторингов цифровой трансформации образования и экономики образования, которые ведёт НИУ ВШЭ, доклада «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» (мы делали по нему подробный обзор).
Кроме исследований, в отчёте представлены кейсы как из российской, так и из зарубежной практики. Они показывают различные способы решения типичных проблем, с которыми сталкиваются образовательные организации, педагоги и учащиеся в связи с цифровой трансформацией. Правда, в ряде случаев в качестве кейсов предлагаются истории применения опять же цифровых инструментов, продвинутых и недешёвых. Поэтому ознакомиться с отчётом будет любопытно в том числе тем, кто просто интересуется сферой EdTech и хотел бы знать, какие технологии существуют в мире образования и как они могут его изменить.
Какие проблемы освещены в отчёте
В докладе они названы не проблемами, а ключевыми вызовами. Тем самым подчёркивается, что при правильном подходе эти трудности преодолимы.
Трудности учителей и преподавателей вузов
Первая глава посвящена проблемам, с которыми сталкиваются школьные учителя и преподаватели вузов при внедрении цифровых технологий. В основном они связаны с недостаточными навыками и знаниями о том, как применять цифровые сервисы в учебном процессе, а также с отсутствием условий для обучения и развития этих компетенций.
Так, преподаватели вузов слабо владеют специализированным ПО, их цифровые компетенции часто оторваны от реальной педагогической практики. Например, отмечается, что 15% преподавателей не имеют навыков работы даже с LMS, хотя это основной электронный сервис в университетах.
Что касается школьных учителей, то, по данным отчёта, среди них снижается доля тех, кто не умеет пользоваться цифровыми инструментами. Однако активнее применяют различные сервисы (в частности, «Мегаплан», «Яндекс.Трекер», Trello, Asana, MS Teams, «Яндекс.Диск», Google Docs и так далее) всё же в тех регионах, где проходит эксперимент «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Объясняется это просто: в регионах с ЦОС развитием цифровых компетенций педагогов занимаются централизованно местные департаменты образования, а там, где ЦОС нет, это инициируется исключительно на школьном уровне и происходит несистемно.
И, конечно, в сельских школах уровень использования дистанционных технологий существенно ниже, чем в городских. Возможно, предполагают авторы отчёта, в маленьких школах и запроса на это нет — там нормально работают традиционные «бумажные» решения. Но в итоге нет и цифровых навыков ни у учителей, ни у учеников.
Кроме того, хотя больше половины учителей за последние три года прошли курсы повышения квалификации по развитию цифровых навыков, многим не хватило в этих курсах практики, чтобы самостоятельно пробовать новые технологии в условиях, приближенных к реальным.
Цифровые решения есть, но ими не пользуются
Во второй главе отчёта описано, как новые цифровые инструменты могли бы изменить всю систему обучения к лучшему, и проанализированы причины, по которым образовательные организации эти возможности не используют или используют не в полной мере.
Так, технологии позволяют сделать образование более индивидуализированным, учесть особенности и потребности каждого учащегося. В частности, эту задачу решают адаптивные цифровые образовательные платформы. В отчёте приведены кейсы по использованию таких систем. Там есть также пример применения системы, которая прогнозирует проблемы с успеваемостью у конкретных студентов задолго до того, как перед ними встанет угроза отчисления (кейс университета штата Джорджия). Это позволяет вовремя им помочь.
В докладе приводятся данные исследований, подтверждающие, что по качеству онлайн-обучение не уступает традиционному, зато может дать существенную экономию. Например, в 2020 году состоялся эксперимент: студенты российских вузов прошли STEM-курсы в традиционном, смешанном и онлайн-форматах и достигли одинаковых образовательных результатов. Аналогичные исследования проводили в США в отношении студентов, изучающих статистику и макроэкономику. Но, разумеется, качественным онлайн-обучение может быть, подчёркивается в отчёте, лишь при правильной организации процесса.
Среди причин слабого использования возможностей «цифры» в отчёте названы низкая лояльность педагогов к цифровым сервисам и отсутствие надёжных систем оценивания образовательных результатов в онлайне. А ещё — психологическое неблагополучие студентов, особенно первокурсников, потому что они острее переживают нехватку общения с преподавателями и сверстниками и пока не успели развить навыки самоорганизации.
Социальное неравенство осложняется цифровым
Третья глава отчёта посвящена образовательному неравенству учащихся. Эта проблема стала ещё заметнее при переносе части образовательных процессов в онлайн. Цифровые технологии, с одной стороны, могли бы помочь преодолеть социальное неравенство, с другой — порождают новые препятствия, потому что на фоне социального теперь возникло ещё и неравенство цифровое.
Преодоление социального неравенства с помощью цифровых технологий — это не только про онлайн-формат, который позволяет учиться, например, в столичном университете даже тем, кто живёт в далёком селе, если там есть интернет. Это ещё и про доступ к информации, которая способна повлиять на образовательную траекторию подростка. В отчёте приведены исследования, согласно которым способные, но социально неблагополучные ребята не стремятся получить перспективное образование не только из-за материальных трудностей, но и просто потому, что не знают, какие у них есть возможности. Им некому про это рассказать. Восполнить этот недостаток могли бы цифровые рекомендательные сервисы.
Но воспользоваться цифровыми возможностями в полной мере мешает цифровое неравенство. Причём оно бывает двух видов — первичное и вторичное. Первичное — это нехватка материально-технических возможностей для онлайн-обучения. Не имея компьютера, человек, конечно, не может и получить цифровые навыки. Поэтому в дальнейшем, даже если у него появятся технические средства, ему будет гораздо труднее учиться с их помощью, чем более удачливым его сверстникам. Это и есть вторичное цифровое неравенство.
Какие предлагаются решения
Для повышения цифровой грамотности педагогов, по мнению авторов отчёта, в первую очередь нужно определить, в каких конкретно компетенциях есть дефицит, и восполнять его системно. Как для оценки этого дефицита, так и для развития цифровых компетенций хорошо подходит практика под руководством наставников. В пример приведён кейс Хорватии, где сформировали сообщество практиков и это помогло внедрить электронные технологии в школах.
Читайте также:
Для преподавателей вузов авторы отчёта предлагают создавать более актуальные образовательные программы, основываясь на актуальных исследованиях. В пример приводится модель DigCompEdu (Европейская модель цифровых компетенций педагога), которая позволяет оценить компетенции, выявить дефициты и сформировать персонифицированные рекомендации по развитию. Такая модель позволила бы снизить и затраты, и время на обучение педагогов благодаря тому, что оно стало бы более точечным. В России сейчас подобный подход к формированию персонализированных образовательных программ, как указано в отчёте, закладывается в основу Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), создающихся в рамках Национального проекта «Образование».
Инвестиции в программы профразвития преподавателей могли бы ещё и повысить их лояльность к цифровым инструментам. А это, в свою очередь, способствовало бы внедрению новых технологий и в конечном счёте изменило бы учебный процесс к лучшему.
Читайте также:
Сделать более качественной онлайн-проверку знаний и навыков, по мнению авторов отчёта, могло бы аутентичное компьютерное тестирование сценарного типа с использованием игр. Суть в том, что учащегося помещают в контекст проблемной ситуации, при решении которой его поведение позволяет судить, сформировался у него определённый навык или нет. А проблему академической нечестности студентов во время экзаменов может решить процедура прокторинга.
С первичным цифровым неравенством не справиться без материальной поддержки учащихся — нужны государственные и благотворительные программы по распространению компьютерной техники. Для борьбы со вторичным неравенством тоже нужны специальные программы, но уже учебные, по развитию цифровых навыков — например, организация такого обучения в школах или специальных центрах.
Ну а что же насчёт психологического неблагополучия студентов при онлайн-обучении? Тут авторы отчёта считают, что «необходимо усиливать деятельность университетов по поддержке и профилактике проблем психологического неблагополучия и депрессивных синдромов у учащихся».
Читайте также:
- Как вузы перестали бояться дистанта и как это связано с качеством образования
- Опубликована стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования
- Образовательные проекты в сфере STEM смогут получить гранты от «Яндекса»
- Как технологии анализа данных могут превратить учителей в инженеров образования