Речь об этом идёт в 35-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Базой для исследования послужили данные одноимённого проекта за 2020/21 учебный год и Мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, в рамках которого провели опрос весной 2021-го. Общая выборка включает:
- 28,8 тысячи школьников;
- 9,4 тысячи родителей;
- 15 тысяч учителей;
- 2,3 тысячи руководителей образовательных организаций.
Помимо этого, авторы бюллетеня использовали данные федерального статистического наблюдения и прочих исследований в сфере образования и цифровизации.
Исследование включает три раздела. Первый касается школьной цифровой инфраструктуры и доступа к цифровой образовательной среде. В нём, например, можно узнать, как в 2017–2020 годах в российских школах менялись количество компьютеров, а также обеспеченность кабинетов интерактивными досками и мультимедийными проекторами. А ещё педагоги оценили важность разных элементов цифровой оснащённости школ и рассказали, каких не хватало в учебных заведениях. Отдельный подраздел посвящён доступу школ в интернет. К примеру, известно, что в 2020-м скорость соединения более чем 100 Мбит/сек встречалась только в 20,5% российских школ.
Второй раздел посвящён цифровым компетенциям учителей. Большинство из них заявило, что владеет навыками работы в цифровой образовательной среде на базовом уровне. В данном случае речь идёт о проведении и создании онлайн-уроков, использовании сервисов вроде электронного дневника и работе с открытыми информационными ресурсами. Помимо этого, учителя рассказали, каких компетенций им не хватало. Чаще всего педагоги говорили о навыках и методиках для работы в дистанционном режиме и в электронной среде — так ответило около 40% респондентов. А ещё учителя сообщили, как прокачивают свои цифровые компетенции.
В третьем разделе бюллетеня внимание уделено ресурсному потенциалу цифрового обновления школ. Например, оказалось, что частные школы тратят на внедрение и использование цифровых технологий в несколько раз больше, чем государственные, — особенно сельские. Так, частные школы в среднем расходуют на это почти по 14 млн рублей, государственные городские школы — по 5,6 млн, а сельские — всего по 2,2 млн. Кроме того, здесь рассказывается о том, как педагогов стимулировали использовать цифровые технологии. Выяснилось, что только 12% опрошенных получали за это дополнительные выплаты.
В целом в бюллетене отражена позитивная динамика, которая наверняка продолжилась и в ковидный период, ведь именно тогда начало широко применяться онлайн-обучение, а вместе с ним — и различные цифровые технологии.
Кстати, недавно стало известно, что в проектировании системы «Моя школа», которой будут пользоваться образовательные организации по всей стране, учтут наработки МЭШ (Московской электронной школы).