Образование
#новости

ВШЭ составила портрет работника (хотя скорее — работницы) системы СПО

Исследователи выяснили, каково возрастное и гендерное соотношение внутри этой группы и как часто педагоги повышают квалификацию.

Такие данные содержатся в 19-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

Учёные проанализировали данные федерального статистического наблюдения за 2013–2020 годы, а также провели опрос среди 4478 преподавателей колледжей.

Что в целом известно о сотрудниках системы СПО

За указанные годы количество работников учреждений среднего профобразования (СПО) значительно изменилось. В период с 2013-го по 2016-й их стало больше примерно на 20%, а затем этот показатель плавно уменьшился.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №19

Что касается педагогических кадров, то наибольший прирост в этой группе тоже пришёлся на 2013–2016 годы. Однако после этого их численность начала падать и только в 2018-м стала вновь плавно расти.

Что насчёт возрастного и гендерного соотношения

Авторы исследования проследили изменения динамики внутри возрастных групп в период с 2016 по 2020 год. Число сотрудников в возрасте до 25 лет за это время претерпевало незначительные изменения и составляло 14,06–15,1 тысячи.

Количество работников в большинстве возрастных групп (30–34, 35–39, 40–44 и 45–49 лет) также почти не менялось. А вот в группах 25–29, 50–54 и 55–59 численность ежегодно сокращалась на несколько тысяч в течение всего указанного периода. Среди 60–64-летних наблюдался плавный спад, а в возрастной группе 65+ численность сотрудников постепенно росла.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №19

Что касается гендерного распределения среди сотрудников системы СПО, то оно с 2013 по 2020 год оставалось почти неизменным. Абсолютное большинство составляют женщины: 71,57–72,96% против 27,04–28,43% среди мужчин.

Какой уровень образования у работников колледжей

Чаще всего в колледжах работают те, у кого есть высшее образование, но в основном — не педагогическое.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №19

Что касается учёных степеней, то ими обладает не такая уж и большая доля сотрудников. Чаще всего это кандидаты наук. А докторов, профессоров, доцентов и PhD в колледжах заметно меньше, особенно представителей последней категории — это буквально единичные примеры. Но это логично: система СПО занимается не наукой и готовит не научных работников, а учит прикладным профессиям.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №19

Отмечается, что доли кандидатов наук среди руководителей и преподавателей в период с 2013 по 2016 год сохраняются примерно на одном и том же уровне — 6–6,8% и 3–3,5% соответственно. А вот доля докторов наук за это время сократилась — с 0,61% до 0,52% среди руководителей и с 0,26% до 0,1% среди педагогов.

Как обстоят дела с повышением квалификации и переподготовкой

В целом вовлечённость преподавателей системы СПО в дополнительное профобразование довольно высока. Например, около половины опрошенных прошли курсы повышения квалификации в 2018/2019 учебном году. А в период с 2018 по 2020 год только 4,2% не проходили никаких программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Правда, авторы бюллетеня отмечают, что это может быть связано лишь с требованиями ФГОС.

Важно отметить, что в разных регионах доли тех, кто прошёл повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, сильно отличаются — от 7,87% до 71,79%.

Кроме того, доли прошедших обучение варьируются в зависимости от его сути. Популярность разных образовательных программ для педагогов СПО не одинакова. Так, если курсы повышения квалификации в разных субъектах РФ прошли от 45,82% до 52,29% преподавателей колледжей, то участие в стажировках на предприятиях приняли 4,25–6,82%.

Если говорить о конкретных компетенциях, то, к примеру, доля тех, кто учился пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, варьируется от 6,87% до 10,78%.

Отмечается, что программы профессиональной переподготовки в 2018–2020 годах проходили лишь 8,7% респондентов. Исследователи констатируют, что среди преподавателей колледжей в целом не востребовано получение новой специальности при уже имеющемся образовании.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №19

Каких навыков не хватает педагогам СПО

Говоря о том, какие навыки им нужно развить, респонденты чаще всего называли работу со специализированным программным обеспечением. Чуть менее востребованы среди опрошенных производственные технологии по основному профилю работы и получение знаний в области основной специальности.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №19

Помимо прочего, стоит выделить, что многие преподаватели чувствуют необходимость развиваться в сферах общей компьютерной грамотности и цифровой культуры.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована