Что это за сборник
Издание «Мониторинг экономики образования: 2020» представлено в двух томах и посвящено функционированию и развитию сферы образования. Высшая школа экономики подготовила его в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» по результатам статистических и социологических обследований. Оба тома находятся в открытом доступе.
Сборник составлен на основе федеральных статистических наблюдений, статистических и социологических исследований, а также сведений международных организаций.
Какие данные здесь можно найти
В первом томе рассмотрены проблемы детсадовского, школьного, дополнительного образования детей, а также среднего специального образования (СПО).
Например, здесь вы найдёте данные о тратах разных стран на школьное образование. По этому показателю Россия — увы! — оказалась в конце списка, а лидирует Норвегия.
Второй том посвящён итогам исследований в сфере высшего образования. Кроме того, там есть материалы на тему:
- рынка труда;
- спроса на педагогов, их зарплаты и условий работы;
- востребованности навыков и компетенций;
- непрерывного образования.
Здесь, в частности, проанализировали востребованность высшего образования среди выпускников школ, а также причины, по которым они решают учиться в вузе. Большинство респондентов ВШЭ (92%) назвало главной мотивацией более высокое качество жизни. Выпускники также рассказали про направления подготовки, которые кажутся им предпочтительными. В числе лидеров — естественные науки, а также экономика и менеджмент (по 17%). За ними следуют сферы технологий и образования (по 16 и 14% соответственно).
В данных о научной сфере всё печально. Из 20 рассмотренных стран Россия оказалась в числе тех, кто вкладывается в науку меньше всего. А вот в динамике численности учёных есть положительные изменения: заметен прирост почти во всех возрастных группах. Если обобщить, то в период с 2015 по 2019 год число учёных увеличилось на 5,4%. Больше всего — в группе 40–49 лет.
Среди других тем издания можно найти информацию, например, про:
- опыт дистанта во время пандемии;
- образовательное неравенство;
- тенденции и вызовы в сфере образования;
- дополнительное образование взрослых;
- зарплаты педагогов;
- положение дел в сельских школах;
- участие родителей в образовательном процессе;
- потребность образовательных учреждений в специалистах в сфере цифровых технологий;
- трудоустройство выпускников.