Образование
#статьи

«Всех спасти не получится»: что говорят эксперты о профориентации школьников

Эксперты рассказали, что сегодня происходит с выбором образовательной и профессиональной траектории у детей.

Фото: Hill Street Studios / Getty Images

Дискуссия «Профориентация без профанации» состоялась на образовательной конференции Open Education под эгидой Университета ИТМО 21 мая 2022 года. А мы кратко пересказываем основные тезисы спикеров.

Из этой статьи вы узнаете:

  • по какой модели строят профориентацию в тех школах, где этим занимаются не для галочки;
  • почему детская профориентация нужна не только (и не столько) детям, сколько их родителям;
  • сколько детей действительно интересуется самоопределением и чем тут «напакостил» блогинг.

Теперь профориентацией занимаются бизнес и музеи

Современных школьников стоит настраивать не только на поступление в конкретный вуз, но и на выбор работы, да и жизненный путь в принципе, уверены эксперты.

«Само слово „профориентация“ я не очень люблю, потому что оно, к сожалению, потеряло свой смысл, стало использоваться зачастую как инструмент конвертации родительской тревожности в деньги и как выполнение каких-то формальных показателей. А то, что реально помогает, я бы назвал „помощь в присвоении жизненного опыта“, „помощь в построении образовательных и профессиональных траекторий“. Что, наверное, звучит и для поисковых систем, и для родителей не очень понятно, поэтому приходится упираться в понятие „профориентация“», — объяснил модератор дискуссии, начальник отдела скаутинга и профориентации ИТМО Николай Пшеничный.

И хотя само название остаётся, устройство профориентации меняется. Так, директор петербургского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич рассказал, что раньше одним из инструментов профориентации для школы была практика в вузах. Однако выяснилось, что вузы не лучшим образом справлялись со своей задачей, поэтому теперь дети пробуют себя уже в бизнес-среде — то есть в компаниях. Лицей также возит учеников на экскурсии и в различные организации.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Похожий инструмент используют и в школе «Летово» — там ребят также возят на экскурсии и профориентационные квесты. В крупных городах, отметила руководитель психологического сопровождения учащихся школы «Летово» Светлана Манухина, возможности погрузить детей в рабочую атмосферу той или иной специальности есть и у родителей, поскольку многие компании предлагают программы профориентации.

Неожиданным и полезным пространством для выбора образовательного и карьерного пути могут стать музеи. По мнению главного методиста Политехнического музея (Москва) Ирины Мартыновой, это площадка для диалога — дети найдут там безопасное место для расширения кругозора и осмысления опыта. Главное — не осуждать и не настаивать на своей правоте, а подтолкнуть ребёнка к позиции исследователя. Тогда запускается глобальный процесс, то есть «профориентация в широком смысле». «Это ощущение „я и мир“ — какое я место занимаю в этом мире, как я могу себя показать этому миру и что полезного я могу сделать», — прокомментировала Ирина Мартынова.

Примечательно, что музей играет определённую роль и в новых возрастных рамках профориентации. С одной стороны, они снижаются — теперь искать своё место в жизни начинают не в старших классах, а уже в шестом-седьмом. С другой — исчезает порог для взрослых, ведь на учёбе в школе или в вузе образование не заканчивается. Пространство музея отлично подойдёт не только детям, но и взрослым, уверена Ирина Мартынова. Именно там можно получить ответы на свои вопросы, исследовать себя и мир — и подчас прийти к неожиданным результатам и открытиям.

Профориентация больше не может быть только тестом

Когда само понятие стало трактоваться широко, профориентация перестала восприниматься как «просто специальный тест». Эксперты соглашаются с тем, что тестирование — только один из инструментов помощи, но, вопреки расхожим представлениям, не единственный.

Например, в упоминавшемся выше физико-математическом лицее №239, как рассказал Максим Пратусевич, к профориентационному тестированию (которое, кстати, очень серьёзное — длится больше полутора часов) добавляются практика, рассказы о профессии от представителей разных сфер (не только физико-математической), которых приглашают в школу, а также дни открытых дверей с вузами. В лицее считают, что основная задача — показать ученикам возможные направления, которые те могут выбрать уже сегодня, и объяснить, что ждёт эти направления в будущем.

Фото: Zivica Kerkez / Shutterstock

В школе «Летово» к таким же практикам добавляются и персональные консультации. Одним только тестом не ограничиваются, ведь его результаты размыты и могут быть обманчивы.

«Процесс профориентации и консультации — это формирующий процесс. Мы как бы заглядываем внутрь человека, вытаскиваем определённый ресурс, который у него есть, — склонности, способности, интересы и так далее», — говорит Светлана Манухина.

Идеальная профориентация должна помочь школьнику не только выбрать траекторию, но и сфокусироваться на ней. Проще говоря, не растеряться, когда выбор встанет между несколькими направлениями одной тематики. Обычно ребята это оставляют «на потом», концентрируются на подготовке к экзаменам — а в итоге рискуют растеряться на важном этапе.

Профориентация нужна не только для ребёнка, но и для его семьи

Процесс профориентации смещается со школьника самого по себе на работу со всей семьёй, убеждены эксперты.

«Профориентация — во многом работа с родителями, и не с заблуждениями, а со страхом: „Мой ребёнок поступил не туда, не знает, чего он хочет, — это всё, конец жизни, нужно что-то делать, бежать [куда-то], платить любые деньги“», — объяснил Николай Пшеничный.

Фото: BearFotos / Shutterstock

Поэтому и школам, и центрам, и музеям приходится взаимодействовать с родителями и помогать семьям найти общий язык. Ведь часто бывает, что родители уверены в своей правоте, а дети просто соглашаются пойти на компромисс — сначала поступить на неинтересную им специальность, чтобы потом уже идти куда хотят. В итоге человек теряет несколько лет своей жизни, а в некоторых случаях — и карьерные перспективы (если, например, желаемое обучение априори долгое), подчёркивает Светлана Манухина.

Такое отношение вызывает недоверие. Ирина Мартынова рассказала об опыте общения «эксплейнеров» (то есть экскурсоводов) с юными посетителями Политехнического музея: в начале встречи школьники категорически отказываются отвечать на любые вопросы. Когда их удаётся разговорить, выясняется: ребята предпочитают хранить молчание как бы на всякий случай, чтобы не навлечь на себя гнев или раздражение взрослых. Когда человек предпочтёт промолчать, а не свободно задать вопрос, исследовать что-то новое, то и о профориентации речи идти не может, считает спикер.

Главная проблема с профориентацией — она нужна немногим

С учётом всех возможностей и предложений может показаться, что спрос на профориентацию велик. Но это не так, утверждает Максим Пратусевич.

По его словам, лишь 3–5% детей действительно активно интересуются своим будущим, остальным это либо интересно значительно меньше, либо не интересно вообще.

«Это очень серьёзная проблема. Если человек хочет — мы его профориентируем, мы найдём способы. Проблема в том, что он не хочет», — подчеркнул спикер.

Свою роль в этом играют современные течения — например, блогинг. В нём эксперты видят существенную проблему, поскольку детей привлекает демонстрируемый блогерами образ жизни и возможность быстро заработать деньги. Реальность, конечно, отличается от картинки в социальных сетях. И хотя школы пытаются убедить учеников попробовать другие карьерные пути, а блогингом заняться на досуге, «всех спасти не получится», утверждают эксперты.

Однако и полностью полагаться на профориентацию как на спасательный круг и даже просто путеводитель — не стоит. Она всё равно не поможет предугадать будущее. Так, Максим Пратусевич привёл в пример выпускников физико-математического лицея. Оказалось, что немало из них ушли в кулинарию: кто-то открыл ресторан, кто-то — «производство замороженных плюшек», кто-то — сеть кондитерских.

Один из выпускников лицея неоднократно менял профессиональное направление: поступил в Политехнический университет, затем бросил его, перешёл на филологический факультет другого вуза, но и тот не окончил. В итоге этот человек стал раввином. «Никакая профориентация до таких вещей не додумается», — пошутил спикер.

Главное в профориентации — нащупать то, что действительно приносит удовольствие. «Я всегда говорю детям в процессе профориентации: вы не должны смотреть, что модно, что выгодно. Вы проводите на работе не меньше трети своей жизни, и поэтому вам должно быть прежде всего приятно. Всё остальное приложится», — заключил Максим Пратусевич.


Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована